
Отношение нашего общества к Александру Солженицыну, родившемуся ровно 95 лет назад, неоднозначно. Так было в советское время. Так, по-видимому, обстоит дело и сегодня, несмотря на перемену с минуса на плюс официальной оценки личности и творчества знаменитого писателя.
Это объяснимо. Как фигура исторического масштаба Солженицын сложен сам по себе. С самого начала он не вмещался в рамки ни просто советского литератора с его правами, обязанностями и получаемыми от государства благами, ни внутреннего эмигранта, ни зашоренного диссидента, раскрученного западными спецслужбами.
Возможно, в писателе все понемногу и присутствовало. И каждый участник спора о нем зачастую видит в столь многозначном и многослойном феномене лишь часть целого. То, что хочет видеть. Причем наиболее ярко поляризация мнений проявилась в отношении общественно-политический позиции Александра Исаевича. Литературный талант при этом оказался величиной производной. Для одних Солженицын был и в какой-то мере остался антисоветчиком и вольным или невольным соучастником разрушения СССР как проекта ЦРУ. Для других — самоотверженным борцом против коммунизма как мирового зла.
Все это, однако, примитивные клише. В них невозможно вместить главное, чем обладал автор «Одного дня Ивана Денисовича». Главное же состояло в том, что в Александре Солженицыне, как ни в ком другом, преломился драматический и противоречивый характер тысячелетней русской истории. И писатель стал мощным выразителем этой драмы и этого противоречия.
Двойственность характера нашей истории состояла, с одной стороны, в объективной необходимости порабощения человека государством во имя сохранения национального суверенитета. С другой — в естественном бунте порабощенного, не способного и не желавшего мыслить историческими категориями. Бунт происходит обычно тогда, когда объективная необходимость как-то незаметно превращается в укорененную систему угнетения и незаслуженных привилегий.
Видеть в русской истории и русской действительности только будто бы имманентные тиранию и рабство — значит, ничего не понимать ни в истории, ни в нашем национальном характере. В таком положении самонадеянных и злонамеренных невежд всякий раз оказывались и иностранцы от Кюстина до Бжезинского, и доморощенные русофобы. И крепостное право, и другие формы несвободы были в известной мере объективным требованием своего времени. «России выпала доля, — писал историк русского зарубежья Николай Ульянов, — идти путем подчинения частного общему, личного государственному. Казалось бы, что это и есть путь рабства, о котором твердят ее хулители. Но Россию не случайно сравнивали всегда с военным лагерем, ведшим борьбу на все стороны».
У русских, более чем у других, подчинение государству было во многом вынужденным и сознательным. Оно было следствием тех условий, в которых они вели борьбу за свое историческое существование. Только этим объясняется и наша вековечная отсталость, и другая, чем на Западе, роль государства, состоящая в преодолении этой отсталости. Даже и путем периодического вздымания страны на дыбы. Кстати, эту особенность хорошо понимали Пушкин, Тютчев, а позднее — Ильин, Солоневич.
Солженицыну потребовалось время, чтобы преодолеть в себе наивный либерализм и абстрактное западничество. Помогли ему и неразрывная связь с народом, и 15-летний опыт фронтовика и лагерника. Да еще некая внутренняя сила, присущая только людям большим, незаурядным. Эта сила и позволила ему идти к цели, состоящей в осмыслении трагического прошлого Родины в XX веке и поиске правильных ориентиров для русского народа. «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» стали вехами на этом пути, с которого писателя не свернули ни слава и богатство, пришедшие с Нобелевской премией в 1970 году, ни насильственное выдворение спустя четыре года из СССР, ни травля со стороны официальных инстанций.
Впрочем, не их одних. Коммунисты и раньше, и теперь не могут простить Солженицыну будто бы многократно завышенных масштабов террора (а кто знает подлинные масштабы?), сионисты — обнародования списка руководителей советских концлагерей, по случайности или нет поголовно оказавшихся лицами еврейской национальности. Писатель держал удары, потому что был уверен в своей правоте.
То, что он быстро изжил в себе узость мышления и психологические комплексы, присущие беспочвенной части советской интеллигенции («малому народу», по выражению академика И. Р. Шафаревича), видно и из полемики, которую Солженицын вел с некоторыми ее представителями начиная с конца 1970-х гг. «Нет у вас русской боли, — упрекал он поэта-модерниста Андрея Вознесенского на страницах журнала «Вестник РХД». — Вот нет — так и нет. Не страдает сердце ни прошлыми бедами России, ни нынешними. Деревянное сердце, деревянное ухо».
Боль за страну и народ была одним из его духовных ресурсов. Из-за нее он и из Вермонта домой вернулся, как только разрешили. И от дарованного президентом Ельциным ордена Андрея Первозванного открестился, не уставая винить новоявленную «элиту» в разграблении страны и обнищании народа. Эта боль была, вероятно, последним чувством, которое он испытал перед уходом в иной мир.
25. Ответ на 24., Метафора:
А сколько вреда принесли России идеологи, придумывая для них глупые враки? Как только люди убеждались, что их обманывают в одном, им уже не трудно было поверить, что и в другом тоже.
Слушайте, с вами совершенно невозможно нормально вести диалог. Я вам про одно пишу, вы отвечаете мне совсем не то о чём я вам писал.Вам нечего отвечать и вы отписываетесь какими то общими фразами, а по СУЩЕСТВУ - ничего! "Идеологи.....враки...." Ну, хорошо, скажите мне на милость, где, в какой стране, вы видели "честных" политиков??? Это звучит ровно также как - "честный вор"! Каждая власть, проводя СВОЮ идеологическую линию, будет критиковать другую, которую она считает для себя враждебной и наговаривать на неё лишнего! К сожалению (а может к счастью) так было, есть и видимо будет ВСЕГДА! Но, вы мне лучше, положа руку на сердце, ответьте на такой вопрос.....Вы можете сказать о советской власти, что они были корыстолюбцами, что Советская Культура и Советский Народ был безнравственным из-за порочно советской идеологии. Что литература, театр, кино, мультики для детей, музыка, живопись, архитектура и т.д. в СССР были пошлыми и сплошь лживыми? А советская идеология, суть которой отражена в их Моральном кодексе, разве не создаёт впечатления, что она чуть ли не буквально списана с Заповедей Христа? Да, конечно, в СССР был атеистический строй, но безнравственным его никак нельзя назвать. Утверждать противное, это значит грешить против истины. Ну, скажите мне, что толку, что например в той же Америке разрешено молится хоть на дырку в полу, а очередной президент, когда вступает в должность, клянётся на Библии, что будет "свято чтить законы Конституции страны и защищать права своих граждан и соблюдать законы демократии". А, НА ДЕЛЕ(!) разве это так? Ведь это же - ЛИЦЕМЕРИЕ! Как часто Иисус говорил это слово, когда обличал кого либо в этом грехе! Не зря ведь им сказано: : "Не клянитесь вовсе....". Так, по моему, советские генсеки, которые подобных клятв на Библии не давали, более честны были и пред Богом и пред людьми, чем американский президент. А возьмите западное общество времён СССР, а тем более нынешнее современное и до чего они дожили со своими "ценностями"..... Это же Содом и Гоморра во всей своей красе!!! ОТКУДА по всему миру расползаются ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ содомские грехи? С ЗАПАДА! КТО виновник ВСЕХ военных конфликтов на планете - ЗАПАД! КТО прельщает молодёжь в рекламах всякими "чудесными" прелестями о "красивой жизни" в виде самых разнообразных товаров начиная от прокладок и сникерсов, заканчивая автомобилями и компъютерами и внушает молддёжи, что они (запад) "самые великие" и самые "правые", а кто с этим не согласен, тут же попадает в их "чёрный список оси зла" и подлежит дальнейшей бомбардировке. А где находится "родина" таких мерзких явлений как: пропаганда педерастии, однополых браков, педофилии, ювенальной юстиции, УЭК, и прочих подобных гадостей и навязывание ВСЕМ СТРАНАМ в мире этих содомских "ценностей" и преподования их в школах детям? Наркомания, которая приползла к нам с запада. В ссср, я про неё только слышал, что она есть где то там - "у них"..... Сказано: "И многие прельстятся..." И ведь - ПРЕЛЬСТИЛИСЬ! Перечитайте Откровение главу 13-ю и вы увидите там то, что всё что там написано, прекрасно подходит к западному обществу. О.Дмитрий Дудко: " А вот вам я задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, НА БИБЛИИ БУДЕТ КЛЯСТСЯ. Поэтому я утверждаю, как по Евангелию: один сказал пойду и не пошел, другой сказал: не пойду и пошел."24. Ответ на 22., Туляк:
А сколько вреда принесли России идеологи, придумывая для них глупые враки? Как только люди убеждались, что их обманывают в одном, им уже не трудно было поверить, что и в другом тоже.
23. Ответ на 21., электрик:
Зарапортовались и назвали советский народ стадом. Выходит, любой мог сболтнуть любую чушь и СТАДО поперло, нет думая. Нехорошо. При чем здесь провокация? Что написано пером... Топор дать?
22. Ответ на 17., Метафора:
Просто грустно видеть, как целый форум бездельников, которые вообще ничего не сделали полезного, нападают на человека.
Откуда вам известно, что на этом форуме собрались одни бездельники?! Вы ведь ровным счётом ни о ком из нас ничего не знаете! Но, одно я могу сказать точно! На этом форуме много людей которые критикуя соЛЖЕницина, по сравнению с самим соЛЖЕнициным, не принесли столько вреда России, сколько принёс он, когда писал свои гнусные книги, выступал с высоких трибун западных стран призывая запад бомбить ядерным оружием Россию, давал тысячи интервью западным СМИ, где он поливал грязью Россию! Чтобы это утверждать, совсем не нужно знать кто и что представляют из себя те люди которые критикуют вашего "пророка" на этом форуме. Важно то, что они это ПОНИМАЮТ!!! А вы - НЕТ!!! А если понимаете и всё равно защищаете, то.....ну, вы меня поняли надеюсь....21. 20. Метафора : Re: Солженицын как зеркало истории
"Это он СОВЕТСКИЙ народ стадом обзывает!" Ваша провокация не сработает. Вы не живое существо,Метаморфоза.
20. Re: Солженицын как зеркало истории
"Потому что глупость,лживость и бездарность имеет в этом мире большую силу и способность подчинять себе стадо" Это он СОВЕТСКИЙ народ стадом обзывает!
19. 18. Метафора : Re: Солженицын как зеркало истории
"Анекдот. Если книга глупа и бездарна, да и лжива, ее никто не замечает. Что ж так орать?" Нужно было. Потому что глупость,лживость и бездарность имеет в этом мире большую силу и способность подчинять себе стадо. Плюс этот громкий шепот оглушал большую часть стада, которая слышала голос Пастыря Христа в сердце,была эта часть способна и на подвиг. Но враг действует постепенно,потихоньку,но - непрерывно. В итоге , вместо реформ - разрушение, и,что самое страшное,многократное умножение существ,никогда не смогущих стать личностями. А личностью человек может стать только во Христе,пусть и не сразу,пусть с трудом. Но опять таки,сможет ли когда-нибудь метафора стать личностью? Вопрос смены ИМЕНИ.
18. Re: Солженицын как зеркало истории
А какие перлы были в 1974 году! "Предателю нет места на советской земле!" Анекдот. Если книга глупа и бездарна, да и лжива, ее никто не замечает. Что ж так орать?
17. Ответ на 14., Туляк:
Как же не читать газету "правда"! Очень даже весело было. Солженицын не мой пророк. Просто грустно видеть, как целый форум бездельников, которые вообще ничего не сделали полезного, нападают на человека.
16. 13. Метафора : Ответ на 8., электрик:
"Правильно. Нужно осуждать, не читая. Раз газета "правда" знает, то и думать не надо." Речь идет о России! Понимаете и вы,что это такое,"троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении"(т.е. метафора)?