Интересный попался на глаза материал: «Онлайн-церковь и молитва по смс: религия нового тысячелетия».
Многие, наверное, слышали про виртуальные церкви, кто не слышал - читайте:
«Десять лет назад в Англиканской церкви ввели должность веб-священника, который обслуживает виртуальный приход... Онлайн-службы, виртуальные свечи, молитвы и цитаты из священных текстов по смс... Верующие вместе изучают Библию, могут поговорить о вере с другими "прихожанами", помолиться вдвоем с пастором, используя сервис мгновенных сообщений, и даже причаститься (участники используют свои собственные хлеб и вино). На одном из сайтов можно покаяться в своих грехах, прикрепив виртуальную записку к кресту, а церковь "Фламинго-роуд", в реальном мире расположенная в американкой Флориде, уже проводила онлайн-крещения».
Причастие по скайпу, исповедь по смс. В статье сообщается, что на Западе виртуальные приходы становятся все более популярными, особенно среди американских евангелистов. И, следует признать, в этом нет ничего удивительного.
Дело не в Западе, который загнивает, пока мы цветем и пахнем. Дело просто в том, что Запад первым пришел к наибольшему материальному благополучию. Если сейчас, как пугают некоторые эксперты, времена для мировой экономики наступают тяжелые и смутные, то все несколько последних десятилетий весь западный мир уверенно шел к построению общества максимального благоденствия, общества всеобщего потребления, заразив этой идеей, между прочим, весь остальной мир, включая и нашу святую землицу.
А что такое потребительское общество с точки зрения его внутреннего содержания? Печальное зрелище. Главный здесь культ, который полновластно царит над поклоняющимися ему массами - РЕЛИГИЯ КОМФОРТА. Идея, согласно которой человек живет с целью построить свой собственный комфортный эдемский сад. Здесь и сейчас, именно на этой грешной земле. Вся жизнь человека подчиняется данной цели и проходит как бы на определенной волне. На волне материального достатка, а точнее стремления к нему, ибо, как мы знаем из мультфильма про антилопу, «золота много не бывает». Поэтому стремиться к комфорту приходится буквально всю жизнь.
Именно в этой идее и заключается серьезнейшая опасность для духовной жизни. Преподобный Серафим увещевал не есть досыта, чтобы осталось место для... Святого Духа. Неужели нельзя стяжать Святого Духа с набитым желудком? Это что, такая непреодолимая преграда для Него?
Не для Него. Для нас.
Очищение души не происходит просто так. Для начала человек по воскресеньям утром начинает преодолевать лень, сон и апатию и ходить своими ножками в храм, хотя можно было бы в свой законный выходной выспаться и поваляться до обеда в теплой постельке. Ан нет. Идет бредет по лужам, в промозглый день. Но вот проходит время и в душе незаметно рождается уже совсем другой настрой, иное чувство, и мысль о литургии или приближающемся церковном празднике совсем не вызывает печального вздоха «ну что ж, надо идти...»
Или возьмем наш православный пост - чисто внешне он выглядит именно как разрушение привычного комфорта материальной жизни человека, как отказ от материальных удовольствий. Но все мы знаем, что важны не внешние ограничения в пище и развлечениях. Это лишь средства для достижения духовной цели - очищения своего сердца. Потому что не отказавшись от комфорта, не остановив беспрерывный процесс материальных наслаждений и их поиска, нельзя сосредоточиться духовно и совершить действенный труд над своей душой.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Конечно, «усилия» не означают лишь усилие над своим телом - проснуться пораньше и пойти в храм на службу. Но без этого первичного шага, без понуждения тела не произойдет и понуждения души. Таков закон нашей природы, закон духовной жизни, о котором прямо гласит святоотеческое предание.
А теперь представьте себе, как целые народы опускаются в трясину комфорта, достатка и роскоши. Когда даже скамейки в храмах и не слишком долгие мессы начинают казаться чем-то утомительным. А зачем обязательно идти в какое-то каменное здание, если я все то же самое могу сделать у себя дома, не отходя от компьютера? «Главное ведь то, что в данный момент происходит в моей душе, а не конкретное место, где я исповедуюсь». Именно так говорит себе человек, который мучительно ищет оправдания собственной лени и нежелания разрушать свой привычный уют и состояние «релакса».
Наша основная претензия к виртуальной форме вероисповедания не в том, что человек не может взять и приготовить Тело и Кровь в домашних условиях, это-то понятно. Губительна сама философия такого подхода. Философия, обслуживающая культ Комфортной Жизни.
Христос оставляет Своим ученикам иные ориентиры, находящиеся в противоположной стороне от всех земных прелестей: «Царство Мое не от мира сего». И христианин - тот, кто плывет против течения, против жизненного мейнстрима. Чья ценностная картина мира перевернута с ног на голову в сравнении с картиной общества потребления и процветания.
Не все из нас могут в ответ на евангельское «раздай все и иди за Мной» (Мф. 19:21) повторить вслед за Алешей Карамазовым: «не могу я вместо всего отдать пять копеек, а вместо "иди за Мной" ходить лишь к обедне». Но, как минимум, общий вектор личностного развития для христианина ясен и соображения личного комфорта в христианской системе координат просто-напросто отсутствуют.
Поэтому сама идея виртуальных приходов, а уж тем более совершения Таинств он-лайн, кажется нам противоречащей духу христианства и его внутреннему посылу.
3. Ответ на 1., serafim25:
2. Re: Религия комфорта: пару слов об онлайн-православии
1. Религия комфорта: пару слов об онлайн-православии