Оптимистичным примером может выступить вышедший на большой экран фильм «Чемпионы». Эта, пусть небольшая, но яркая страничка спортивных побед России не может оставить равнодушным. Лента не абстрагируется полностью в художественную плоскость. Это нон-фикшн в художественной упаковке, т.е. очень близкие к реальным истории реальных людей, которые даровали России выразительные победы и вселили соотечественникам чувство гордости за свою страну. И вот это самое чувство есть основной лейтмотив фильма «Чемпионы».
На экране и харизматичный Илья Ковальчук, и несгибаемый Антон Сихарулидзе и другие известные нам имена. По существу, «Чемпионы» - это набор новелл о разных людях, которые никак между собой не связаны, но именно упомянутый выше лейтмотив есть основная скрепа этого фильма. Поэтому и не создается впечатление разрозненности. Все герои принадлежат одной стране, неистово за неё трудятся и, конце концов, проходя зачастую невероятно сложные испытания, преподносят России свои победы в спорте. Все Чемпионы объединены общим устремлением, но одним из главных (если не самым главным) мотиваторов выступает Любовь. Великая Любовь: между отцом и сыном, мужчиной и женщиной, наставником и учеником и т.д. Таким образом, пример реальной жизни нашёл свое воплощение в массовой культуре и стал перманентным позитивным примером для огромного количества людей. Особенно важно – для молодёжи.
Несомненным достоинством «Чемпионов» является отсутствие банальных пошлых сцен. В этом фильме вообще нет ничего лишнего, - всё лаконично, без «размазывания мысли по древу». Создатели пытались добиться, как внешнего сходства с реальными прототипами, так и отразить характеры, атмосферу. И мне кажется, им это удалось. Ненавязчиво и на конкретных примерах нам преподносятся хорошие добрые идеи: любовь к Родине, любовь к родителям, мужество и преданность, оптимизм. Причём, что важно, не выпячивается негатив – столпом поднимается позитив, но перебора со слащавостью и патетикой нет, - всё довольно естественно.
Пусть с сугубо художественной точки зрения лента не является шедевром, да и наивно было бы ожидать от кино с вполне определенной задачей высокопарной эстетики. Однако не только в преддверии Олимпиады в Сочи, но и вообще российскому обществу очень нужны подобные фильмы. Вслед за таким кино общество должно перестать, наконец, исследовать дно и питаться отбросами, а осознать, что существует другой мир и другие ценности. Понять, что только в стремлении к таким ценностям проявляется истинное лицо человека. И если хотя бы тысяча подростков после просмотра «Чемпионов» сменит привычную бутылку пива на коньки, лыжи, велосипед, то фильм уже достиг своей цели.
Остается поздравить режиссёра фильма Дмитрия Дюжева с очередной зачётной попыткой.