В наше неспокойное время мало кому нужно объяснять значение термина - религиозный фанатик. Редкий телеканал или газета обойдется без использования излюбленного журналистами штампа, случись где-нибудь очередной теракт. Другое дело, что потом начинаются традиционная игра в качели – одни говорят, что виновата религия, другие, что национальность, а третьи, что религия и национальность вообще не при чем.
А на самом деле нужно серьезно разбираться. И начать нужно с определения понятий. Начнем с того, кто такой религиозный фанатик. Согласно общепризнанному мнению, это человек, отличающийся исступлённой религиозностью и крайней нетерпимостью к другим верованиям. Любопытно, что если убрать слово «религиозный», то под это определение может подпасть хоть атеист, хоть футбольный фанат, да кто угодно.
Но, откуда такая уверенность, что теракты совершают именно религиозные фанатики? А может их совершают люди, случайно оказавшиеся среди боевиков или заложники, опоенные наркотиками. Мне доводилось из уст югоосетин слышать, что грузинские солдаты в первый день войны с голыми руками шли против танков. И сегодня достоверно известно, что в некоторых армиях солдат обкалывают инъекциями «бесстрашия».
Кроме того, я хочу напомнить, что в годы лихолетья чекисты называли фанатиком даже святого Патриарха Тихона. Получается, очень удобный ярлык, которым в любой момент можно заткнуть рот верующему человеку.
Но, для нас, христиан, гораздо важнее не оценка внешних, не журналистские штампы, а наше собственное отношение к этому явлению, понимание его природы и умение вовремя распознать его.
Взять, к примеру, молодежное движение со скромным названием «Божья воля», которое давно претендует на звание религиозных фанатиков, если не сказать – экстремистов. И помимо своей сомнительной деятельности, это Движение претендует еще и на то, чтобы выражать мнение Церкви по каким-то очень важным вопросам. Например, сжигать богослова Осипова (пока в книжном варианте) или не сжигать.
Отец Андрей Кураев как-то сокрушался, что не хватает в Церкви фанатиков, что фанатики, мол, это показатель здоровья Церкви. Что ж, дождались.
Но, религиозный фанатизм, истинный он или притворный, свидетельствует отнюдь не о здоровье Церкви, общества или индивида. Он свидетельствует скорей о проблемах, ведь фанатизм – то есть слепая вера - это отсутствие любви. Как можно любить Того, Кого ты не хочешь знать? Фанатизм, религиозный он или нет – просто страстная влюбленность в некий образ, который проходит, как проходит и сама влюбленность. И если на смену влюбленности не придет настоящая любовь, то может прийти опустошение или… ненависть.
Сколько было в истории Церкви случаев, когда пылкие миряне, священники, монахи утрачивали веру и становились врагами Церкви. Например, такой страстный проповедник как Тертуллиан, который горел любовью ко Христу и к матери Церкви, но в итоге ушел в какую-то совершенно дремучую секту.
Любовь к Богу и жизнь в Церкви не мыслима без того, чтобы время от времени «проверять свой пульс», ведь не случайно высшей монашеской добродетелью считается трезвение. И мирян это тоже касается. Какой бы духовной не было молитва, каким бы глубоким не было покаяние, какими бы не были выдающимися труды во благо Церкви, сколько бы не было наград на этом поприще – упасть можно и на ровной дороге. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Послание Коринфянам Святого Апостола Павла, гл. 13).
1. Re: Фанатизм и вера