Быть богом или быть с Богом. Рецензия на роман А. и Б. Стругацких

0
1941
Время на чтение 4 минуты

В ближайшее время в прокат выйдет свежая экранизация культового в прошлом  романа  А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом». В связи с этим ожидается всплеск интереса к самому роману, которому, кстати, в этом году исполняется 50 лет. А это значит, что стоит ещё раз оценить, что несёт нам это произведение.

«Трудно быть богом» - один из самых популярных романов братьев Стругацких. Написан он был в 1963 году, впервые опубликован в 1964 (в сборнике «Далекая радуга»).  Роман замысливался как веселый, приключенческий, в духе «Мушкетеров» Александра Дюма. И местами эта аналогия справедлива. Правда, в отличие от произведений Дюма, «Трудно быть богом» написан насыщенным языком, при высокой художественности которого полностью отсутствуют длинноты, сюжетные отступления, описания ради описаний и т.п.  Повествование на протяжении всего романа держит читателя в напряжении  - во многом, благодаря тому, что происходящие события   показаны глазами лишь одного персонажа – Руматы Эсторского (он же – Антон, сотрудник  земного Института экспериментальной истории). И читатель, невольно начиная отождествлять себя с главным героем, сам становится участником этих событий.  Ощущению динамичности способствует и то, что всё умещается  в короткий  промежуток времени (несколько дней).

Однако, несмотря на то, что роман читается «на одном дыхании», его нельзя считать легким чтением. Это  типично для Стругацких. Тем и интересно  творчество этих авторов, что за увлекательным сюжетом  у них всегда стоит философская проблематика. При этом  о серьёзных вещах Стругацкие говорят языком, который доступен всем, выражая сложные мысли в ярких и ёмких, а потому запоминающихся  формулировках; а то, что они говорят, касается любого думающего человека. В конечном счёте, всё творчество Стругацких вращается вокруг вопроса, что значит быть человеком? Человеком  ещё нужно стать, а ведь можно и потерять человеческое достоинство; и они изучают эти пограничные состояния.

Действие романа «Трудно быть богом» происходит в «мире Полудня» - коммунистическом будущем Земли, где решены  все социальные проблемы земного общества. Однако есть и другие планеты, где местное человечество ещё не достигло подобной ступени развития.  На одну из таких планет прибывают земляне - агенты Института экспериментальной истории. Их задача  - внедриться в общество «аборигенов», чтобы наблюдать за развитием событий, и, по мере сил, помогать историческому прогрессу. Земляне прошли специальную подготовку, в их распоряжении – самая передовая техника, они обладают потенциалом, многократно превосходящим возможности технически отсталых представителей местного человечества. Но реализовать его в полной мере не могут – это означало бы лишить жителей планеты своей собственной истории. Могущественные, по местным меркам – почти боги, люди Полудня вынуждены жить по законам отсталого мира. В результате  вопросы, казалось бы, давно разрешённые в человеческом обществе, для них снова становятся актуальными:  что делать при встрече со злом? или даже не с активным злом,  а с тупостью и бездуховностью? Какими должны быть моральные основания личных поступков? Допустимо ли насилие?

Стругацкие не дают прямых ответов.  Они побуждают читателя думать. Человеку, обычно сторонящемуся  подобных вопросов,  так как они часто излагаются, как ему кажется,  скучным или слишком сложным языком философии и богословия, может быть, и будет полезно прочитать «Трудно быть богом».  Роман, ничего прямо  не навязывая и не слишком напрягая, даст ему возможность ощутить ответственность, которую несёт каждый человек в своей собственной жизни, а может быть и разобраться с тем, что значит быть человеком  для него самого.

Однако,  хотя готовых ответов в романе нет, там есть подсказки – так проявляется авторская позиция, которую и осознанно,  и невольно авторы передают читателю. И, стоит отметить, что позиция эта – нехристианская. При этом Евангелие Стругацкие, несомненно, читали, - порою они даже полемизируют с ним. Надо ли стремиться возлюбить ближнего, если этот ближний –закоренелый обыватель, лишенный какого-либо духовного измерения? Стоит ли прощать людям на том основании, что они не ведают что творят, когда ты знаешь, что они творят несомненное зло?

Стругацкие исповедуют веру не во Христа, а в способность человека самому стать лучше, - то, что называется гуманизмом.  А гуманизм, лишенный  христианской опоры, способен принимать довольно пугающие черты. Например, он позволяет выделять лучших людей, так сказать «людей в полной мере» и пренебрегать прочими. В «Трудно быть богом» это легко заметить: человечество далёкой   планеты – ещё не полноценные люди, а «человеческие заготовки». Значение имеют лишь те, кто стремится к новому (ученые, книгочеи, люди искусства). Те, кто довольствуется тем, что имеет, авторов не интересует или даже вызывает презрение.

Особенно враждебно авторы настроены по отношению к религии и церкви. Народу в романе приписано множество абсурдных верований, а церковь выставлена самой реакционной  и откровенно опасной силой. Конечно,  в какой-то степени это объясняется временем написания произведения, однако в данном случае политические установки явно совпали с авторским взглядом. В «Трудно быть богом» Стругацкие рисуют яркую и злую пародию на Средневековье, и читатель, подпавший под очарование романа, поневоле начинает воспринимать этот отрезок истории соответствующим образом.  То, что действие перемещено  в вымышленный мир, не мешает нам применять авторские оценки  к тому, что происходило в действительности.  Поэтому очень сложно прочитать роман, и не получить в результате  искаженного отношения к христианскому учению, истории и Церкви. Впрочем, кто предупреждён – тот вооружён.

Совет рецензента: человеку, желающему сформировать круг чтения, отвечающий православному мировоззрению, не стоит читать данный роман. Разве что в познавательных целях: «Трудно быть богом» был одним из любимых романов советской интеллигенции. Читая его, можно увидеть насколько восприятие человека с атеистическим сознанием, верящего исключительно в человека (как «творца своей жизни») и в социальный прогресс, отличается от восприятия христианина.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 5., свящ. Андрей Михайлов:

Стругацких есть произведение "Отягченные злом", в котором авторы не стесняясь излагают свои взгляды. ----Опубликовал этот мерзейший антихристианский талмудический пасквиль журнал "Юность" в 1989 году , тиражом более 1 млн.! И все проглотили , кроме некоторых писателей ,выразивших протест , но на дворе стояла весна жидовского революционного реванша и им заткнули рты!!!

18. Тошниловка

Никогда не читал ни одной вещи двух еврейских графоманов с претензиями...Кумиры советских технарей , с фигой в кармане...Вообще ,все эти фантасты - суть соработники бесов ! Боже мой , до каких только безумных идей не договаривались МНС в курилках НИИ , начитавшись альманахов фантастики...

17. Ответ на 12., боеприпас:

Стругацкие вообще .. много "круче" Солженицина. Увы

Что верно, то верно. Натужный Солженицын, как писатель, вообще слабая фигура. Нужно сказать, что, с точки зрения литературного мастерства, Иван Шевцов тоже не относится к выдающимся писателям и, конечно, вместе с Солженицыным значительно уступает в этом отношении Стругацким, но влияние их на читателей можно оценить по реакции Американского Конгресса. Солженицын был приглашен в Конгресс и с интересом и огромным одобрением выслушан, особенно с предложением уничтожить СССР. А Шевцова осудили на Конгрессе как "антисемитского" писателя, вынесли заочный приговор. Знаю, что, например, в Иркутске его книгу представители кагала скупали в книжных магазинах, чтобы она исчезла с прилавков. "Сказка о тройке" Стругацких была напечатана впервые в Сибири - я даже успел купить номер журнала в киоске в Иркутске. В этом номере как раз была сцена с окном-порталом, через которое было видно двор тюрьмы с привезенными арестованными. В центральных изданиях цензура такое не пропустила бы, а вот сильная еврейская община отдалённого Иркутска устроила публикацию произведения, разоблачающего "кровавого тирана" Сталина. Как видим, перестройка началась не при Горбачёве. Только отдельные русские герои, такие как Иван Шевцов, осмеливались ещё тогда противостоять сионизму. Но если против "кровавого тирана", то и сионисты, и Метафора и вся бело-коричневая либерал-власовская компания вместе. Не зря Метафоре не понравилось, что уважаемый Андрей Карпов написал рецензию на роман Стругацких - антисталинистов бьют!

16. Ответ на 12., боеприпас:

Но тратить на это время не стоит. Не в том проблема, что это отравленное варево, а в том, что это слабая литература - как в художественном, так и в философском смысле. Проблема как раз в том , что писали Стругацкие очень сильно. Разве что последнее " Бессильные мира сего" слабее.--------- Проблема в том , что мало кто из научно-технической интеллигенции , интуитивно почувствовали угрозу. Мало кто почувствовал .. некий скрытый яд. А кто и ощутил - не придал значения (( поскольку логика пересилила интуитивное чувствование.------------ Стругацкие сумели завоевать души многих " технарей" .. Стругацкие вообще .. много " круче" Солженицина. Увы

Сравнили тоже ч Солженицыным! Скорее их можно по вредности сравнить с Ричардом Бахом. Технари до сих пор угорают.
Lucia / 15.02.2014, 05:42

15. Re: Быть богом или быть с Богом. Рецензия на роман А. и Б. Стругацких

Совет рецензента: человеку, желающему сформировать круг чтения, отвечающий православному мировоззрению, не стоит читать данный роман.

Я бы сказал так: православный человек вообще это читать не станет.
Георгий / 15.02.2014, 04:30

14. Ответ на 5., свящ. Андрей Михайлов:

У Стругацких есть произведение "Отягченные злом",

Отягощенные))
Анна де Бейль / 14.02.2014, 20:31

13. Re: Быть богом или быть с Богом. Рецензия на роман А. и Б. Стругацких

P.S. Тогда .. в 70-е , только интуиция была неким поводырём. Понятно , что не говорю о тех , кто воспитывался в верующих семьях. --------- И если ( к примеру ) .. тогда .. интуиция подсказала .. сразу дала почувствовать некую опасность .. гниль в " музыке" Биттлз . Так что никогда их больше не слушал. Разве что если деваться было не куда. --------- Когда же .. на втором курсе .. мне дали прочесть " Жука в муравейнике" .. ( первая книга ) . То же почувствовал некую " царапину" на душе. Но! Увы .. Не обратил на этот пустячёк никакого внимания. Да и странно было бы - если бы обратил. Тогда уже полностью прекратил всякие " вслушивания" ))) " царапинка" то оч слабая. Замаскированная. ----------- А сейчас - другое дело. Сейчас умные люди уже дают полные анализы этой литературы. Нужное дело. Надо бы и Лема прихватить. Лем то .. поначалу .. Очень хорошо и целомудренно писал .. Но . Потом из него вольно или ( точнее) невольно попёрла Русофобия. Самая дремучая .. аж от 13-го века.
боеприпас / 14.02.2014, 19:44

12. Ответ на 11., Метафора :

Но тратить на это время не стоит. Не в том проблема, что это отравленное варево, а в том, что это слабая литература - как в художественном, так и в философском смысле.

Проблема как раз в том , что писали Стругацкие очень сильно. Разве что последнее " Бессильные мира сего" слабее. --------- Проблема в том , что мало кто из научно-технической интеллигенции , интуитивно почувствовали угрозу. Мало кто почувствовал .. некий скрытый яд. А кто и ощутил - не придал значения (( поскольку логика пересилила интуитивное чувствование. ------------ Стругацкие сумели завоевать души многих " технарей" .. Стругацкие вообще .. много " круче" Солженицина. Увы
боеприпас / 14.02.2014, 19:15

11. Re: Быть богом или быть с Богом. Рецензия на роман А. и Б. Стругацких

Стругацкие вторичны. Если не полениться и прочитать все произведения, то можно видеть логическое развитие вплоть до завершения. Но тратить на это время не стоит. Не в том проблема, что это отравленное варево, а в том, что это слабая литература - как в художественном, так и в философском смысле.
Lucia / 14.02.2014, 18:23

10. Ответ на 9., Славянофил:

Роман не может быть понят, вне понимания талмудистской стратегии избранности еврейского народа, который только себя и почитает Человеко-Богом, а все остальные недочеловеки. Роман струг акциях стоит в одном ряду с "Хуллио Хоренито..." Ильи Оренбурга, и развивает только эту сионскую мудрость. Написан он, как манифест победы еврейства в СССР после смерти Сталина, обычная фига в кармане. Именно поэтому это слабенькое сочинение начали пюре возносить до небес, а на Алексея Германа этот роман вообще произвел впечатление на всю жизнь. Это была победа тех, кто был назван "Тля" Иваном Шевцовым , в том же 1964 году. Вот сравнение этих двух памфлетов Действительно интересно, потому , что судьбы писателей антагонистов и их произведений диаметральны . Одни за свою сионскую пропаганду причислены к классикам, а другой за правду и пророческое предупреждение своему народу становится изгоем на всю жизнь. Читайте "Тлю" Ивана Шевцова, "Последний Иван" Ивана Дроздова, без этого ничего не понять.

Очень верно. Совершенно точно приведено сравнение судеб Шевцова и Стругацких. К сожалению, на твердокаменного либерал-власовца Ивановича имя Ивана Шевцова подействует как красная тряпка - в буквальном смысле слова. Для него такие герои-фронтовики, как Шевцов, коммуняки. "Правильный" борец с сионизмом - Власов. Но это уже медицина, и тут ничего не поделаешь.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Парадигма развития
Либо мы сумеем перестроить привычки мышления, заплатив за это малой кровью, либо цивилизацию ждёт катастрофа
08.04.2025
Почему нас так волнует социальное устройство?
Ответственность и право — две стороны одной медали
02.04.2025
Хорошее и лучшее
Одна из причин, почему нововведения встречаются в штыки — они повышают риски
26.03.2025
Почтовый голубь отлетался
Комментарий к решению государственной почты Дании прекратить доставку писем
18.03.2025
Разница между традиционной и кредитной экономиками
Это совершенно две разные системы, формирующие принципиально различные общества
24.01.2025
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Помяни его, Господи, во Царствии Твоем
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
17.04.2025 18:17
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.04.2025 23:10
Идти царским путём
Новый комментарий от Zakatov
13.04.2025 21:13
«Модератор» продолжает своё сатанинское дело
Новый комментарий от Калужанин
13.04.2025 20:21
На Страстной седмице форум РНЛ будет закрыт
Новый комментарий от prot
13.04.2025 19:58
Белорусская идеология: плюсы и минусы
Новый комментарий от Александр Волков
13.04.2025 18:20
«Русь, не трусь… вора бей, не робей!»
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2025 15:29