Отклик на конкурсную работу Георгия Коряшкина «Революция. Уврачевать первопричину».
Судя по куцему списку литературы, в большинстве которой данных о жертвах в среде старообрядцев однозначно нет, непонятно, откуда у автора сведения о миллионах убитых правительством русских людей в ходе подавления раскола. Жертвы, вероятно, были. Но сведения о них больше как погибших в результате самосожжения, а не сжигания. Гонения на старообрядцев очевидно тягостная и неустранимая по кровоточивости рана в душе и теле народа. Но решение гнать сторонников старого обряда, очевидно, диктовалось стремлением избежать религиозной войны по типу войны протестантов и католиков. И яростной гражданской, в которой Россия могло бы исчезнуть еще в 17 веке, не было.
Почему об этом не сказать?
Почему не сказать о том, что новый обряд возник в угоду украинцам, после присоединения Окраины. Хохлы как вошли в Россию с кровью, так и выходят из нее с кровью. Надо понимать, что это хоть и славяне, но уже со стойкой преимущественно польско-еврейской ментальностью, которая с русской совместима не была и быть не может. Они такими же были и в 17 в. когда их приняли как братьев. Хотя, в сущности, здесь братство то же, что у Авеля с Каином. Автору следовало бы говорить о старообрядчестве не как о трагедии внутри русского народа, а как о трагедии, вытекающей из присоединения территорий с народом схожим, родственным, но чуждым. Это трагедия, возникшая не изнутри народа. Это трагедия внешних политических решений власти.
Возможно, что этих решений трудно было избежать. А может быть такая возможность была. Ведь превратили же Литву в мелкое и слабое государство по мере вымывания из нее русского населения. То же произошло и с Польшей. Польша, оставшись без мощного русского анклава, исчезла как держава. То же следовало делать и с Украиной. А ее укрепляли русскими людьми, русскими землями. Та же Малороссия принудительно заселялась русскими крестьянами. А другие земли с русскими к Украине присоединялись. В результате Украина разрослась. А так сами бы украинцы, какими они были в 17 в., без русской подпитки уже давно были бы никем. Мелким ничего не значащим в мире славянским племенем, вроде словен или болгар. Сейчас они вскормлены нашей кровью и силами. И теперь эта сила из них еще долго будет выходить и нас мучать.
Раскол - это трагедия, которой могло бы не быть.
Но она была. И ее урок написан историей и дописывается сейчас на наших глазах в Донбассе.
Об этом хорошо бы почитать, а не причитания о страданиях. За страдания старообрядцев коренной Россией уже заплачено. Почти все русские революционеры - это выходцы с территории современной Украины еврейского, польского или украинского замеса. Есть еще и грузины с латышами. Свято место пусто не бывает. Изгнали своих - пришли чужие. Избегали гражданской войны религиозной - получили гражданскую войну классовую. А в основе все та же тема неудачных имперских решений. Одно дело присоединять к русской империи народы, перед которыми есть цивилизационное преимущество: татар, башкир, мордву, чуваш и др. Иное присоединять польскую креатуру, кем были украинцы. То есть присоединять народ, вскормленный в условиях влияния польской, центрально-европейской культуры, веками жившего в условиях цивилизационного преимущества перед русскими.
А ведь чем купили государя Алексея Михайловича! Проектом славянской империи через Украину, аж до Сербии. Потом Сербией и Болгарией нас не раз покупали... Славянской солидарностью. Хотя нам полезнее бы монгол и казах присоединять, чем двигаться на запад к братьям славянам, что вскормлены народами, имеющими перед нами цивилизационные предпочтения, которые, оказавшись в положении младших, всегда будут принявшую их империю и ее имперский народ презирать и тайно ненавидеть.
Вроде бы простые вещи. А как трудно видеть их накануне принятия решений, когда жужжат в уши про великую миссию, славу и единство в чем схожих, но в сущности чуждых людей, которые никогда внутренне, в себе не признают иерархию, в коей русские и Россия были бы выше и важнее их племен и территорий.
Кстати, Китай не завоевывал мир. Его завоевали монголы, которые почему-то умели читать, писать, считать, организовывать почту, сбор налогов, содержать аппарат чиновников, армию, самую сильную в современном им мире, обладающую мощными механизмами, которых степняки никогда, по сути своей жизни и потребностей не имели сами и иметь не могли.
Монголы захватили мир, оставаясь в своем примитивном быте, но с несоответствующими их культуре навыками великой империи. Потом исторически скоро монголы исчезли как имперский народ, оставшись ничего не значащим в современном мире тюркским племенем. Китай же, как был до монголов четыре тысячи лет империей, так и тысячу лет после монголов ею остается.
То есть Китай уже приходил однажды в Россию. С монгольской конницей. И монголы, обладающие невесть откуда взявшимися в степи имперскими навыками, сбили в одно целое славянские русские племена, преподав им кровавый урок единства, финансовой и административной организации, чем был создан скелет русского государства.
Движение империи необязательно состоит в присоединении земель и народов. Римляне активно и много присоединяли территории. Влившиеся в них народы, привнося свою культуру, их ослабили ментально, а удержание территорий истощило экономику, после чего римляне, как и подражавшая им Византия, исчезли.
Китай, используя энергию диких племен, создавал вокруг себя пространства государств, в конечном счете культурную среду, которая в меньшей степени была заряжена на грабеж империи, а в большей степени на обмен и заимствования. Надо полагать, что такая политика обходилась Китаю дешевле строительства Великой стены.
Нам также следовало бы взять под национальный контроль присоединение территорий и заимствование чужих культурных штампов.
Русские, несмотря на множество исторических встрясок, побед и поражений, - все еще сильная нация. Ей необходимо накопление сил и осмотрительность, учет исторического опыта, минимизация ментальных заимствований, укрепление стержневых идентификаторов идентичности - православия, сакральной власти, особенностей культуры и быта.
И внимательного, с пониманием, прочтения истории.
Такое прочтение позволяет понять будущее, которое все более отчетливо вырисовывается в контурах настоящего...
1. Спасибо автору