От редакции: Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, годовщина которой исполняется завтра, событие неординарное. Она вызвала целую волну критики и протестов. Часть священников и мирян (слава Богу, незначительная) выступила с резким неприятием встречи, некоторые перестали поминать Патриарха, за что подверглись разного рода прещениям. Другая часть активно критиковала встречу и документ, подписанный в Гаване, но от резких действий, слава Богу, удержалась, оставшись в пространстве внутрицерковной дискуссии. Мы предлагаем вниманию читателей мнение одного из представителей этого направления с небольшими сокращениями.
Самое сложное искусство из числа всех - искусство понимания. Оно недостижимо в тех случаях, когда мы стремимся ухватить суть предмета, исходя из совокупности его внешних проявлений. Понимание - не в том, чтобы сложить все данные о мире или о человеке, и сделать заключение на их основе. Понимание - это откровение другого в самом себе, это провидческий дар. Понимание - это плод Духа Святаго в сердце человека, свойство благодати, когда видишь другого и весь мир в луче правды Божией. Понимание другого есть обретение и себя самого, образа Божия в себе, стремящегося к обожению.
В понимании окружающего мира и другого человека заключена любовь и сострадание, в нём лежит источник славы и смирения, в нём находится свидетельство о том, что мы не сами по себе живём в пространстве мировой истории, а совершаем свой земной путь вместе с Богом, отверзающим ум для всякого разумения.
Противоположность пониманию - сухой рассудочный анализ, выводящий заключения об окружающем мире на основании себя самого. Такой анализ лежит в основе почти всех знаний западной культуры. Он - основа научного знания с точки зрения западного человека. Будучи самонадеянным, но не самодостаточным, глубоко ущербным в самом себе, рациональный тип мышления - основа западной схоластики - является самым тоталитарным из всех типов мышления и не терпит ничего, кроме самого себя. Альтернативное познание для него заведомо ложно и категорически недопустимо, потому лежит вне него.
Когда сегодня во всех сферах жизни, и, увы, внутри церковной ограды, разделяют Истину на точки зрения, мнения, аспекты и факторы, думая, что можно вывести умозаключение об Истине логическим путём, это есть свидетельство того, что частью народа Божьего утрачено богообщение и извращено понятие духовной жизни. Когда сегодня нас призывают вести переговоры и вступать в диалог для достижения единства, не гнушаясь лукавством и лицемерием, самомнением и гордым пресыщением ума и сердца ради мнимого эффекта и внешних впечатлений, то свидетельствуют лишь о том, что какое-либо понимание ими утрачено - даже понимание смысла собственных слов. Утрачено понимание - и нет ни одного правдивого слова во всех речах, утрачено понимание - и каждое слово - ложь, потому что нет в нём Истины.
Истина не есть предмет дискуссии, Истина даётся в Откровении и непосредственном созерцании. Когда нам предлагают диалог и диспут в качестве средства достижения каких-то целей, а в качестве инструмента катехизации - лукавство и лицемерие, нам являют глубочайшее презрение к Церкви и святыне, которую наши отцы хранили в непорочной чистоте и правде, соединённой с милостью во Христе Иисусе, Господе нашем. За такими общими фразами про «мир во всём мире» на самом деле нет ничего: ни доброго, ни даже злого умысла. Они - ничто.
Встреча Патриарха Кирилла с папой римским, состоявшаяся 12 февраля 2016 года, запечатлелась зияющей раной и неутихающей болью в сердцах многих православных людей. Рана, нанесённая Церкви год назад, кровоточит до сих пор. Но надо не забывать, что проходившая под знаменем диалога встреча сама по себе не стала угрозой для Церкви.
Единственная угроза, которую несла в себе эта встреча - это провокация раскола, который оказался бы не каноничным и беззаконным в тех условиях, когда Предстоятель Церкви, хоть и, нарушив принцип соборности и отправившись говорить от лица Церкви, всё же не преступил основных апостольских постановлений. В такой ситуации любой раскол означал бы произвол и ревность не по разуму, и в этой ревности не по разуму была угроза Церкви. Но милостью Божией раскол не состоялся, и Русская Православная Церковь избежала великого соблазна принять участие в лицемерном и лживом «восьмом» соборе на Крите.
В те печальные и тяжёлые дни, которые мы все хорошо помним, нам оставалась только одна свобода, «свобода, - согласно отцу Роману (Матюшину), - восходить на эшафоты». Восходить на эшафоты мысленно, взирая умом в сердце со жгучим чувством боли, стыда и неспособности на что-либо повлиять. Свобода восходить на эшафоты собственной душевной муки, с осознанием того, что это наши личные грехи привели Патриарха Московского и всея Руси к тому, чего не бывало и не могло быть никогда.
В связи с этим чувством - чувством бессильного, беспомощного созерцания происходящего и дерзновенной мольбы к Богу остановить беззаконие «имиже веси судьбами», хочется вспомнить один эпизод из нашей новейшей истории.
Через год после победоносного возвращения Севастополя и Крыма в состав Российской Федерации один из непосредственных участников событий описал в своей книге воспоминаний тот момент, когда, в наиболее тяжёлую минуту, в которую решалась судьба всего предприятия и жизнь миллионов людей - во второй день народного восстания и задолго до появления российских войск - он, до той поры светский не церковный человек, отошёл в сторонку от общего собрания людей и всем телом, всей утробой взмолился Богу. Взмолился Богу так, как только может неожиданно взмолиться человек, находящийся в крайних жизненных обстоятельствах, у последней черты, на грани жизни и смерти. «Теперь я истинно знаю, - говорит он в книге, - что Господь любит и охраняет нас» (Горелов В.Н., Донец Г.Г., Кажанов С.П., Посметный В.А., Репенков Е.Е. «Чегевара прилетает утром. Воспоминания сепаратистов», Севастополь, «Телескоп», 2015). Нам представляется, что судьба Крыма и Севастополя решалась в тот момент, в ту самую минуту, и уже была решена. Ввод войск был неизбежен, и признание было неизбежно, и срыв провокаций со стороны незаконной власти в Киеве был неизбежен.
Подобно этому сегодня и у нас есть оружие веры против лжи и нечестия. Это оружие - утробная молитва людей, из пещи огненной взывающих ко Господу и молящихся о срыве планов по развитию экуменического движения и церковного модернизма. Оружие всесильное, сокрушающее зубы грешником и изменяющее ход истории.
Испытание экуменизмом и модернизмом попустил Господь ради нас, ради нашего спасения и за наши грехи. Ради очищения от страстей, ради нашей пользы и вящей славы Божией. Если сегодня мы сохраним верность Богу, не уклонившись от Него ни вправо, ни влево, то и мы услышим подобно трём халдейским отрокам в пещи, не соблазнившимся пытками Навуходоносора, глас, прославляющий Бога перед лицом неминуемого и славного Воскресения Христова и Второго Его Пришествия во славе!
Алексей Владимирович Скиженок, аналитик и редактор сайта Аналитического центра святителя Василия Великого
Полная версия статьи опубликована на сайте Центра.
6. Ответ на 2., Сант:
5. Господи, умножь в нас веру...
4. Re: Зияющая рана Гаваны. К годовщине встречи Патриарха Кирилла с папой римским Франциском
3. они чужие ,они не мы
2. Re: Зияющая рана Гаваны. К годовщине встречи Патриарха Кирилла с папой римским Франциском
1. Re: Зияющая рана Гаваны. К годовщине встречи Патриарха Кирилла с папой римским Франциском