itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«В чем сила, брат?» или Почему на Руси жить хорошо?..

Светлой памяти Алексея Балабанова

0
1101
Время на чтение 4 минуты

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба -

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский - взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Н.Некрасов

Вот уже более трех лет рядом с нами нет замечательного русского режиссера и человека, выдающегося мастера художественного жанра и тонкого певца терпкой романтики 90-х гг. Алексея Октябриновича Балабанова. Он ушел незаметно и стремительно, почти так же как жил. Отказавшись от гражданских панихид и пафосных заупокойных мероприятий, предпочитая тельняшку с голубым беретом погребальным дорогим костюмам, собрав вокруг себя только самых близких, да и собрав не где-нибудь, в случайном грешном месте, а под сводами храма, в дни Святой Пасхи, он ушел в последний путь. Тогда, когда и за погребальным каноном звучали торжествующие гимны Воскресшему из мертвых Господу нашему Иисусу Христу.

Он не любил, как говорят, ни пафоса, ни суеты, ни праздной славы. Он не любил всего, что этот мир называет «своим» - жалкой мишуры и стрекочущей свирели над пустой бессмысленностью наглой фальши.

Он был одним из тех, кто предпочел молчать, не говоря ни слова, чтоб не сказать той общей глупости, которой переполнен этот мир. И много сокровенного осталось у него внутри, многим он не захотел делиться. Но он сберег все сокровенное для тех, кто любит его и в свете любви прозревает невидимое миру.

Примером своей жизни и творчества он показал, как можно через мглу и мрак собственного неверия, сомнения и подлой жизни выйти на Свет Истинный, познав горечь утраты и боль разлуки. Разлуки с самим собой и с собственной душой. Разлуки с Источником Жизни - Богом. И, пережив эту боль, не отчаяться и не пасть духом. Пережить боль, в которой поначалу даже нет надежды на спасение. Есть только стоическое исповедание своего греха и интуиция, хранящая корень жизни от всепоглощающего отчаяния. Человек еще не верит в чистоту и в святость, он еще боится всего, как профессор атеизма в храме (к/ф «Груз 200»). Но он уже идет навстречу своему покаянию и прощению, как Родион Раскольников из «Преступления и наказания». Некоторые называли Балабанова «Достоевским отечественного кинематографа».

И вот где-то на периферии сознания, где-то в скрытых тайниках души вдруг появляется какая-то неясная надежда, парадоксальная, невероятная, спонтанная.

- А если... Он простит?

«Аще есть ми покаяния надежда, аще побеждает Твое благоутробие грех».

И где-то в тишине, подальше от съемочных площадок, подальше от мрачных городов, в которых - «злая сила» (из к/ф «Брат»), подальше, в тишине просторных нив, полей бескрайних, подальше, в вышине звонящих вглубь колоколов, рождается ответ на это вопрошание. И вера, и покой, и радость, и отрада - всё - приходит вдруг, в самый неожиданный момент. Кончается «Война», «Груз 200» воскресает, и боли больше нет, и правда: «Мне не больно».

Надеюсь, А. Балабанов встретил этот миг. Миг, о котором и не было, и не могло быть речи в фильмах, сценариях, идеях. Кино - лишь путь, и А. Балабанов это знает. Весь фильм «Груз 200» - лишь путь к последнему моменту: атеист становится православным христианином. Но христианином он становится за кадром. А в кадре - дорога в храм. Нельзя об этом говорить языком игры. Здесь мертвые хоронят своих мертвецов. И только правда этой жизни - единственное, что может принести искусство.

«У него было ощущение правды, граничащее с Истиной», - скажет о нем Дмитрий Дюжев после смерти режиссера.

В произнесении слова правды состояла вся творческая судьба и художественная карьера Балабанова. Его жена Надежда Васильева говорит, что Алексей Октябринович был как бы «патологически» искренним - вообще не умел притворяться. Так что рядом с ним практически никого не было - пару истинных друзей. И из этой же бескомпромиссности он снимал фильмы: обнажал до последних основ глубину боли и мерзость греха, делая это не натуралистично, а трагично. Именно трагизм греха не могли ему простить все те, кто с удовольствием смотрел на любые беззакония в кадре, когда они показаны «красиво», но возмущался и обвинял в безнравственности режиссера, у которого грех показан как он есть - в его трупном разложении.

Но если бы А. Балабанов остановился только на произнесении этих слов жестокой правды, если бы с первых минут работы в кино и до последних сцен последнего фильма его сопровождали только эти черные дыры бытия с непредвзятым и безжалостным их созерцанием, его бы не было как режиссера, и грош цена была бы ему как художнику. Сколько таких, гордых и претенциозных скептиков, знала история культуры? Бесчисленное множество имен. У Балабанова, помимо боли и правды жизни, была подспудная, неясная ему самому и неосознанная им любовь. Любовь, ищущая бескомпромиссной взаимности и долго не находящая ее. Любовь, жаждущая и требующая чистоты, и долгие годы попираемая разочарованием. Но и попираемая - не прекращающаяся и предчувствующая, втайне верующая в свое избавление.

Он большую часть жизни не был церковным человеком. Долгое время вовсе не ходил в церковь. И в годы своего маловерия снимал свои правдивые и жесткие картины. Но когда его спросили, о чем фильм «Груз 200», он сказал: «О любви». Вот так. Любовь бывает и такой. В кровавых потеках вместо иссушенных слез.

А потом в его дом позвонил знакомый и позвал в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву Лавру. Он поехал. И... Нет, он не нашел там сюжет очередной картины. Не снял на пленку подмосковные пейзажи. Не увез оттуда никакой идеи для последующей работы. Он начал там иную жизнь, как вспоминает его жена. Жизнь, о которой не снято ни одного фильма. Потому что это «совсем другая история».

Ведь

«...судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил.

Создал песню подобную стону

И духовно на веки почил».

Н. Некрасов

Мы, «дети 90-х», сплюнутые своей Советской Родиной и не усыновленные новой, смотрели втайне от взрослых его недетские фильмы, и подспудно проникались этой безжалостной правдивостью и страждущей любовью, начиная вместе с ним искать путь своего избавления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «В чем сила, брат?» или Почему на Руси жить хорошо?..

Алексея Балабанова, конечно.
Брат-3 / 05.09.2015, 12:15

1. В чем сила, брат?

Царствия Небесного р.Б. Алексею! В Правде сила!!! На том и стоим. Братья Алексей и Сергей (Бодров) на языке понятном миллионам молодых людей напомнили об этом всему миру в самые тяжкие времена лихолетий. Светлой памяти Алексея Бодрова и Сергея Бодрова.
Брат-3 / 05.09.2015, 06:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Скиженок
Все статьи Алексей Скиженок
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59