Иерею Александру Ковтуну
Елене Васильевне Тищенко и дочери ее Ольге
Окончился парад 70-летия Победы. С улиц города исчезла техника и люди, приземлились на подмосковных аэродромах пилоты боевых машин российских ВВС. Прошел «Бессмертный полк» по главной улице столицы. Закончились выходные дни, настала будничная суета. И вновь весенний день над солнечной Москвой, и вновь обычный май, и снова погруженные в свои заботы люди...
И только воздух, камни и святая земля, лежащая под стенами Московского Кремля, хранят великую тайну России, которая внезапно приоткрылась миру на несколько решающих минут...
«Бессмертный полк» прошел путем от Белорусского вокзала до Красной площади, как крестный ход, от Запада к Востоку. Веселыми и легкими ногами ступили тысячи и тысячи людей на святую и страждущую землю своего Отечества, прошли по вековой брусчатке Красной площади, вошли под сень Московского Кремля.
И здесь все словно сделали глубокий вдох... Все неожиданно вдохнули то, чего уже и не надеялись вдохнуть, что было потеряно навсегда, во что не верили или почти не верили. Мы все, прошедшие в тот день по Красной площади, поверили в свою любовь к России, в любовь к своей стране. В лучах любви к Отечеству мы вновь увидели Россию, которую считали навсегда ушедшей.
Мы шли почтить память тех, кто более не с нами, мы шли отдать дань памяти стране, навечно скрывшейся во мгле веков. Как жены-мироносицы, несли ароматы на гроб Родины-матери. Мы даже не надеялись увидеть прежнюю Россию. Мы просто шли почтить память тех, кто не вернулся с войны. И вдруг гроб оказался пустым. И зазвучала странная, никому еще не понятная, истина: Россия больше не мертва, она восстала. Идите и видите.
За неуловимое мгновение огромное скопление людей, пришедших на мероприятие, превратилось в русский народ. На Тверскую выходили простые люди, а шел по ней один народ. И площадь нашей жизни, Красная площадь, открывалась как тайное лицо и каждого из нас, и целого народа, нашедшего себя.
На Красной площади лежит все самое глубокое, что есть в душе и сердце каждого из нас. Кто не любит Красную площадь, тот не любит свою душу. Кто не любит Красную площадь, тот не знает своей глубины. Кто не любит Красную площадь, в том нет ни неба, ни земли, с могилами отцов, с фундаментами храмов, с полями и лугами, с тайной жизни и смерти на земле.
Полмиллиона наших, каждый из которых - человек, лицо пред Богом - входили сердцем и умом, душой и телом в сердце Родины. Мы шли по Красной площади назад, к самим себе, к своей сердечной глубине, в свое безоблачное детство, в объятья наших матерей.
У площади Тверской заставы, выходя на шествие, еще никто не ожидал того, что здесь произойдет. Но вдруг в строю стал проясняться образ каждого. Мы ощутили простоту и глубину, незатейливость и благородство собственной души, покой и радость в сердце. Любовь. Русский мир с русским небом над головой. И уже потом, со страхом и трепетом подумали: «А ведь это наше»? Ведь это наше благородство? Наша радость? Наш мир? Наша память и наша боль. Счастье, идущее в вечность.
«Мы армия страны, мы армия народа...» - слова из песни, окончившей парад на Красной площади. В «Бессмертном полку» народ стал армией за миг. Шествие стало маршем. С нами была святая простота в короткие минуты этого пути. То, что мы делали, было очень просто и однозначно: мы просто шли домой, в свою Россию.
Священные слова: «Москва за нами» мы помним со времен Бородина... Потому что лучше умереть дома, чем жить на чужбине.
Священные слова: «Москва за нами» мы помним со времен Бородина... Потому что лучше умереть в России, чем жить за границей.
Священные слова: «Москва за нами» мы помним со времен Бородина... Потому что мы бы и сами не поверили, что это так, если бы не видели все это своими глазами.
Священные слова: «Москва за нами» мы помним со времен Бородина... Потому что никто еще не смотрел смело в глаза собственному страху, пока не ощутил в себе дыхания вечности.
Священные слова: «Москва за нами» мы помним со времен Бородина... Потому что никто не может быть русским, пока с ним не будет Бог.
P.S.
Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво,
Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть,
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу,
Его мы навсегда отучим проверять.
Потому что мы русские, с нами Бог...
Стихи Роберта Рождественского