Выдающийся французский историк Марк Блок говорил, что история - это история людей, а не идей. Судьба человека, находящегося «на пути из времени в вечность», выражаясь словами современного аскета - магистральное направление в развитии человечества и ключ к пониманию мировой истории.
Сердце человека является подлинным атомом для исторического знания, подобно тому, как в естествознании учение об атоме - фундаментальная сторона любых изысканий. Через сердце человека пролегает путь мировой истории и оно же является тем зерном, которое, посеянное при жизни в почву мировой истории, должно принести плод, сообразный своему содержанию.
Поэтому мы можем говорить, что антропологическое измерение истории - самое важное и наиболее ответственное с точки зрения исследователя измерение исторического знания. Оно представляется обоюдоострым мечом, с одной стороны дающим перспективу истолкования самой сути исторического процесса, а с другой всегда остающимся тайной, покрытой мраком.
Наше стремление понять человека Российской Империи, находящегося накануне исторического слома и катастрофы 1917 года, требует от нас определённости в понятиях. Прежде всего, в понятиях о мировой истории и том месте, которое в ней занимала Россия.
Согласно Священному Писанию, книге Бытия, человек был сотворён в раю и приведён к вечной жизни с Богом в союзе Церкви. Адам, жена и Господь составляли собой первую Церковь, ограждённую сенью райского сада от внешнего воздействия. Когда Господь дал Адаму и жене заповедь не вкушать от древа ведения доброго и лукавого, Он предрёк, что в тот день, в который человек вкусит от его плодов, он «смертью умрёт» (Быт. 2;17). Когда позднее лукавый дух - змей - искушал жену вкусить от запретного древа, он соврал ей, сказав: «смертью не умрёте» (Быт. 3;4). В сознании лукавого заповедь Божия и то прещение, которое приложил Господь к Своим словам, должны были непременно произойти. И тогда тотчас, сразу после греха, «в тот день», когда произойдёт грехопадение, произойдёт и гибель человеческого рода. В искушении, которым лукавый дух искушал наших прородителей, читается тот же замысел, что прослеживается во всех его последующих действиях: разрушение, пресечение церковного общения и разрыв союза Бога с человеком и между людьми.
Событие грехопадения произошло до начала мировой истории, вне времени земного бытия. Вопрос о жизни Церкви и о бытии человека мог быть решён как вопрос о направленности воли ангелов - один раз и во всей полноте метафизического масштаба жизни. Один миг и судьба человечества была бы предопределена. Однако иным был суд Божий. Предостережение Божие о смерти человека в день греха исполнится. Но исполнится оно не в вечности бытия. Оно исполнится во времени и пространстве мировой истории. Мировой истории, которую даст Бог падшему человечеству и в которой Он Сам воплотится для того, чтобы войти в её невидимую ткань и изнутри истории возвратить человечеству союз любви с Богом, человеком и друг другом.
Когда Господь Иисус Христос воплотился, пострадал за человечество и Воскрес из мертвых, возвратив человека - Богу, а Бога - человеку, апостол Пётр разъяснил эту тайну мировой истории: «У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8).
Вся история мира есть путь спасения для человека и для человечества. В этом её таинственный смысл. В жизни Церкви и в действии Самого Божества заключается внутренняя суть и динамика этого пути. Спасение человека происходит не от человека, но от Бога.
Однако как в жизни человека вера, являющаяся залогом спасения, находит выражение в делах, так благочестие верующего народа запечатлевается в событиях и актах его исторического бытия, которые вдохновлены верой.
История русского народа - это история русской веры, воплотившейся в грандиозных культурных формах поистине вселенского масштаба. В истории русского народа, как в её отдельных фактах, так и во всей стройной соразмерности её эпох, наблюдается всенародное исповедание веры в Бога русским человеком.
Одним из крупнейших произведений народного гения и центральным явлением русской истории, определявшим и определяющим вектор движения народной жизни, является самодержавие.
Споры о роли и значении самодержавия в духовной и исторической жизни народа и Церкви не теряют своей актуальности по сей день. Довольно многие сегодня, увлечённые впечатлениями современности и злобой дня, не чувствуют живой потребности в самодержавии и не оставляют за ним права на возрождение России. Другие, как, например, Андрей Десницкий или Владимир Легойда, вообще отказывают самодержавию в праве называться частью Предания Церкви и органическим явлением церковности, утверждая, что Церковь находится вне политики и не заботится о формах правления. Бог судья этим людям. Мы предложим иной взгляд на самодержавие.
Самодержавие есть готовность народа посвятить свою жизнь Богу всецело, принести Богу в живую жертву весь состав земного бытия. Самодержавие есть вера народа в то, что Бог воплотился и принял человеческую природу до конца, не гнушаясь повседневностью быта и потребностями земного существования. Самодержавие есть такое единство людей, объединённых общей верой, которое позволяет народу найти своё соборное выражение в личности Самодержца, в одном лице. Самодержавие есть истинное народовластие, когда народ объединён в личности монарха и в нём имеет источник собственного самовыражения. Самодержавие есть совокупность высших гражданских свобод, заключённых в искреннем единстве всех с Царём и Царя со всеми. Самодержавие есть надежда на вечную жизнь с Царём Царствующих, запечатлённая символически в реальности земного бытия.
Наконец, в самодержавии заключена основа антропологического измерения русской истории, потому что именно Самодержец был человеком, являвшим в себе соборную личность своего народа.
Говоря о русском человеке накануне революции 1917 года, мы говорим не о человеке слабой веры. Не о человеке меркантильного склада ума и характера. Не о человеке малодушном, потерявшем связь с Богом, Церковью и благочестием предков.
Русский Царь осознанно и добровольно принял искушения и скорби революции. События революции не стали заговором и позором для России, потому что они стали волевым решением её Царя принять страдания и крест вместе со всем народом.
История русской революции - это история русского человека как такового и личная история Царя-Мученика Николая Александровича и Его Семьи. История всего собора новомучеников и исповедников российских. История русской революции как русская голгофа, открывает нам источник надежды и веры в неизбежность воскресения России ещё во времени мировой истории. В непоколебимой решимости Царя и верноподданных Его Величества источник народного бытия и духовной мощи к возрождению русского человека. История русской революции - это история крайнего искушения и нечестия, поразившего русский народ и уничтожившего его культурно-историческое наследие. Но и это искушение, и это нечестие не сумело умертвить духовные основания народной жизни, в глубине своей влекущие его к восстанию из мертвых.
Вся русская история была символическим выражением веры русского человека - каждого в отдельности и народа в целом - в своего Спасителя, Господа и Бога Иисуса Христа. В событиях русской революции русский человек был предательски убит, жестоко расчленён и уничтожен так, чтобы и следа его не могло остаться в истории. Однако совокуплённый во едино всемогущей силой Божией, всей жизнью своей стремившийся к Господу Иисусу Христу, он ждёт своего воскресения и свидетельства миру о том, что жив Господь, и жива душа наша.
Алексей Владимирович Скиженок, преподаватель истории МГИМО (У) МИД РФ, аналитик Центра святителя Василия Великого
1. Re: Столетие революции и возрождение России