Силами мирового сообщества в Российскую Федерацию пришло «технологическое» решение надвигающейся экологической катастрофы. Скандальный федеральный «пилотный» проект «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», касающийся в том числе строительства пяти мусоросжигательных заводов, был озвучен на заседании Государственного совета 29 декабря 2016 года и проведен Президентом.
Сергей Ефимович Донской, министр природных ресурсов и экологии, рассказал о проекте и обозначил ряд проблем, включающих нехватку мусороперерабатывающих мощностей, низкий уровень вторичной переработки, отсутствие культуры раздельного сбора ТБО и экологический нигилизм граждан. Донской подчеркнул: «При этом, чтобы сделать мусоропереработку экологически безопасной, необходим раздельный сбор и сортировка отходов, и как раз в этой сфере мы видим направление для привлечения малого и среднего бизнеса». За последние годы в сфере обращения с отходами производства и потребления правительством РФ были сделаны существенные шаги по усовершенствованию законодательной базы и разработке программ решения наболевших проблем. В первую очередь это касается Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон». Разберем часть нововведений. Появилось понятие об общественном контроле, то есть сегодня надзор может осуществляться не только государственными органами, но и некоммерческими или общественными объединениями.
Теперь услуги по транспортировке мусора относятся к разделу коммунальных услуг, появилась отдельная графа о вывозе бытовых отходов, поменялся расчет оплаты за вывоз, который исчисляется исходя из количества прописанных в отдельно взятой собственности жильцов и стандартной тарифной ставки на каждого. То, что производство отходов прямо пропорционально зависит от количества прописанных жильцов, вполне разумно. Тарифы регулируются и контролируются федеральными органами исполнительной власти. По мнению руководителей ТСЖ, более сложным становится надзор за качеством выполняемых работ, что также приводит к увеличению стоимости услуг. Законопроект коснулся и собственников индивидуальных жилых домов. С 2016 года собственников обязали заключать договоры с региональными операторами. В прошлом владельцы индивидуальных домов решали вопрос вывоза мусора самостоятельно, что зачастую приводило к возникновению незаконных свалок, не соответствующих санитарно-эпидемиологичеким нормам.
Нововведения не обошли стороной и представителей бизнеса. Легким взмахом железной руки закона крупный бизнес избавился от конкуренции со стороны Забаллинов малого бизнеса. С 2017 года сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ). Оператор определяется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензии, выданные ранее, до вступления закона в силу на момент 2016 года, объявляются недействительными. Как следствие, тысячи предприятий будут вынуждены объявить себя банкротами, десятки тысяч потеряют рабочие места, что спровоцирует ощутимый удар по экономике страны в условиях продолжительной рецессии. Закономерным итогом реформирования в области улучшения экологической ситуации в стране стало введение неналогового экологического сбора (Статья 24.5. Экологический сбор введен Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ). Отметим, что согласно новой редакции утилизацией упаковки товара занимается производитель товара, а не упаковки, если же производитель использует упаковку из вторсырья, то расчет идет с понижающим коэффициентом.
Законодательная инициатива преследует ряд основных целей: общее улучшение экологии, софинансирование предприятий по переработке мусора, отраслевое технологическое развитие, финансирование малого бизнеса. Логическим завершением комплексных реформ стал пересмотр вопроса о праве собственности на утильсырье, сегодня мусор - это форма собственности, а порядок использования его определяется ГК РФ. В результате это приводит к возникновению юридической фикции, поскольку ФЗ гласит, что операции по обращению с утильсырьем может производить оператор с лицензией, но в соответствии с ГК РФ передавать утильсырье собственник может любому лицу, независимо от наличия «золотого билета». Можно закономерно предположить, что борьба за выживание в идеологических джунглях социал-дарвинизма может подтолкнуть, Забаллинов бизнеса воспользоваться открытой дверью в «прихожую». В целом же, по мнению экспертов, реформы в области защиты окружающей среды проведены значительные, они последовательны и внесли ясность по многим наболевшим вопросам.
Безусловно, стоит обратиться к международному опыту организации жизнедеятельности, в этом нет ничего странного, несмотря на то, что у нас есть исторический опыт военных технологий (именно поэтому в данной отрасли налажен импорт), однако танки, самолеты, ракеты не дают видимых преимуществ в области переработки утильсырья.
В мировой практике вторичного использования отходов, как ни странно, лидирует Египет, где исторически сложившаяся традиция переросла в высокоэффективный бизнес и метод утилизации. Сбор, сортировка и переработка мусора в Египте носят кастовый характер. Забаллины проживающие, в квартале Маншият-Насир, также известен, как «Город Мусорщиков» - социальная группа, живущая сбором мусора, во многом благодаря тому, что ручная утилизация приносит неплохой доход и никак не регулируется государством. Технологическое развитие западной цивилизации меркнет на фоне показателей эффективности вторичной переработки у жителей Каира, где 85% мусора идет на переработку. Какие способы сбора, переработки и утилизации отходов имеет человечество на пороге четвертой технологической революции? В широком смысле два основных метода: мусоросжигание и захоронение. Противоречие рожденное «войнами мусора».
Разберем первый метод на примере опыта Китая. В день главный город Поднебесной выбрасывает до 12 тысяч тонн мусора, в год - около 5,5 миллиона тонн. Рост уровня жизни населения является причиной ежегодного роста объема производимого Пекином мусора в среднем на 2%. Власти Китая сделали ставку на просвещение граждан. В течение трех лет системной работы переработка мусора с 10% вторсырья выросла до 98%. В 2008 году была введена первая ТЭС, работающая на мусоре, которая сжигает 1.6 тысяч тонн отходов в день. Таким же образом в Китае сжигают и медицинские отходы.
Опыт Поднебесной показывает, что строительство и эксплуатация мусоросжигательных заводов (МСЗ) являются низкоэффективным видом бизнеса, при этом государство в значительной степени финансирует строительство МСЗ. Правительство Китая ставит цель уменьшить производство отходов. С этой целью была разработана система штрафов для физических и юридических лиц и ведется пропаганда раздельного сбора отходов. В неравной борьбе с надвигающейся экологической катастрофой активно используются различные виды технологий, в частности захоронение путем получения биогаза, за счет глубокой переработки мусора и использования новых полезных фракций для вторичного использования. Системная работа и использование новейших технологий привели к заметному улучшению экологической ситуации в стране. На сегодня Китай идет в авангарде по строительству МСЗ, что объясняется нехваткой площадей для сооружения полигонов для технологического захоронения отходов. Государство выделяет значительные суммы на дотации МСЗ ввиду низкой финансовой эффективности утилизации путем сжигания. По результатам экологического рейтинга 2012, составленным Йельским и Колумбийским университетами, Китай занимает 116-е место из 132 стран, в то время как Россия расположилась на 106-м месте. Формирование рейтинга производили по 22 параметрам, среди которых состояние воздуха и воды, воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека, эмиссия парниковых газов и т.д. Однако загрязнение окружающей среды достигло в Китае катастрофических масштабов, и эта проблема признается китайским руководством одной из основных.
США в экологическом рейтинге занимают 49-е место, и это не случайно. Поэтапное решение проблемы вторичной переработки и утилизации отходов, применение современных технологий, привлечение населения к раздельному сбору отходов - все это привело к заметным результатам. Стоит отметить, в США широко применяется высокотехнологичное захоронение отходов с извлечением газа, который затем используется в качестве топлива. В США метод мусоросжигания, не нашел широкого применения, причина кроется в достаточной пощади земельных угодий, в сравнении с Японией и странами Европы. Важно отметить положительный опыт США в привлечении частных компаний и жителей в процесс переработки отходов жизнедеятельности общества. В магазинах сети компании «NIKE» можно оставить кроссовки и получить скидку, далее они идут на предприятия по переработке резины, пластмассы. Из джинсовой ткани научились производить бумагу. Широка линейка товаров, производимых из вторсырья: открытки, тетради, сумки, салфетки. Для жителей страны введена дифференцированная система оплаты вывоза ТБО. Чем меньше мусора вывозят из твоего дома, тем меньше плата. Жители заинтересованы в сокращении вывозимого мусора, а разделенные на фракции отходы вывозят бесплатно. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, разработка новых технологических решений, гражданская инициатива и ответственность - вот секрет успеха стран Запада в сохранении природы.
В экономике России образование отходов ТБО составляет 35-40 млн. тонн /год. Примерный уровень вторичного использования по разным источникам от 3-4%. Общая переработка отходов достигает 25%. Основная часть макулатуры (до 75%) применяется в производстве туалетной бумаги и картона. Низкий уровень сортировки и вторичного использования объясняется нехваткой заводов по переработке мусора, отсутствием культуры раздельного сбора и недостаточным уровнем технологического развития отрасли. Для сравнения на МСЗ в Вене мусор поступает отсортированным на 90%-95%, что является результатом многолетней кропотливой работы. Именно на Европейский опыт ссылается мэр Казани Ильсур Раисович Метшин в интервью (business-online). Швейцарская компания Hitachi Zosen Inova, о которой идет речь, владеет так называемой «технологией нулевого захоронения». Мэр Казани подчеркивает: «Уровень захоронения - ноль!». Стоит заметить, что МСЗ не является безотходным предприятием. После сжигания производится около 30% золы и шлама. Отходы содержат до двухсот токсичных соединений, включая тяжелые металлы, диоксины, фураны, вызывающие мутагенные реакции в организме и являющиеся катализаторами раковых заболеваний. Золу приходится захоранивать на специально оборудованных полигонах, поскольку она абсорбирует тяжелые металлы и другие токсичные вещества. Общий объем производимых отходов в Казани - 600 тысяч тонн/год, что означает до 180 тысяч тон/год токсичных отходов с повышенным уровнем затрат на утилизацию, ввиду сложности технологического процесса. В России сегодня имеется различный опыт утилизации отходов: в Москве функционируют МСЗ, а в Чувашии в ходе продолжительных конфликтов общества и государства в сфере обращения с ТБО отказались от технологии сжигания мусора, открыли современный полигон и завод по переработке мусора. Проектная мощность полигона рассчитана на 60-70 лет, отсортированные отходы под давлением в 120 тонн сжимаются в 5-7 раз, что позволяет эффективно использовать территорию захоронения. На заседании поволжского федерального округа от 27 марта координатор ассоциации и председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин дал высокую оценку полигону «Управление отходами», отметив, что республика Чувашия стала одним из лидеров экологического рейтинга. Озабоченность руководителей ПФО экологической ситуацией округа не случайна, так как, по данным министерства здравоохранения, поволжский округ занимает второе место по динамике роста заболеваемости злокачественными опухолями после Дальневосточного федерального округа. Лидерами ПФО являются Нижегородская область и Республика Татарстан.
В целом реформы в области обращения с отходами оказывают положительный эффект, так как люди начинают отдавать себе отчет в важности охраны природы. Представители бизнеса пересматривают отношение в работе с отходами. Несомненно, малый бизнес остается незащищенным. Яркий пример предпринимательского таланта продемонстрировал 22-летний житель Казани Богдан Сабуров, занимающийся сбором вторичного сырья с сентября прошлого года. За это время он сумел отработать первоначальные вложения, потраченные на покупку автомобиля и установку контейнеров для раздельного сбора отходов. В штате его компании восемь сотрудников. Сабуров готов развиваться дальше, но требуется поддержка государства, а именно дотации на покупку контейнеров, льготный кредит на покупку техники и освобождение от налогов на два-три года. По его словам, отмена уплаты налогов выведет из тени многих предпринимателей, которым остро не хватает ресурса, в том числе административного, так как далеко не всегда получается договориться с органами местного самоуправления о размещении контейнеров для сбора мусора. В свете перемен будущее предпринимателя видится туманным. Для примера в США в сфере сбора и утилизации отходов работают около 1,5 миллиона человек, действуют около 56 тысяч предприятий, большинство из которых представляют малый и средний бизнес. В чем секрет Забаллинов малого бизнеса? Это личная заинтересованность в результате труда, как следствие, более эффективное распределение капитала, уменьшение издержек. Именно поэтому малый бизнес - двигатель развития ведущих экономик мира, фундамент капитализма и объективное отражение «Идеального капитализма», как идеи.
Заметный прогресс в отрасли сбора и переработки отходов в нашей стране очевиден, при этом важно понять, что это дает возможность для развития отечественных технологий, ведь в целом у экономики есть спрос на технологии в данной области. Поэтому логичным видится ответ научного сообщества, а именно: инновационного центра «Сколково», «Роснано», «Иннополис» и т.д. Есть государственный заказ, но мы закупаем технологии на Западе и строим мусоросжигательные заводы. Для чего тогда нужны инновационные центры? В заключении стоит подчеркнуть, кончено реформы необходимы и зачастую прогресс без жертв невозможен, но в сложившейся ситуации жертва не несколько Забаллинов малого бизнеса, а экономическая система государства. Отто фон Бисмарк как-то сказал: «Великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, а железом и кровью!». Политическая воля применима для решения противоречий, и это факт, но в отрыве от реальных потребностей общества, вопреки объективным условиям развития экономики она преобразуется в волюнтаризм.
Использованные источники и интернет-издания:
http://newchemistry.ru/letter.php?n_id=3647&cat_id=12&page_id=1
http://www.dishisvobodno.ru/samye-chistye-i-samye-gryaznye-strany.html
http://recyclemag.ru/article/kak-ustroeny-razdelnyj-sbor-i-pererabotka-musora-v-ssha
http://pravo.tatarstan.ru/rus/npa_kabmin/post/?npa_id=121528
https://www.business-gazeta.ru/article/142624
http://pravdapfo.ru/articles/84622-zakonodateli-pfo-uchilis-v
http://www.oncology.ru/service/statistics/malignant_tumors/2015.pdf
https://kazanfirst.ru/article/371830#comment-79550
https://rg.ru/2010/11/26/tela.html
http://megaobuchalka.ru/5/1264.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Переработка_отходов#.D0.92_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8
http://www.kazanreporter.ru/post/1904_musornyy_veter-_dym_iz_truby
https://ru.wikipedia.org/wiki/Город_Мусорщиков
1. Re: В Россию пришло «технологическое» решение надвигающейся экологической катастрофы