Великое поколение людей Великой Державы уходит... Оставляя после себя не менее великие дела и светлую память. Об одном из таких людей, с которым некогда мне посчастливилось повстречаться в своей молодости, я и хочу рассказать. Иван Кузьмич Хурс, вице-адмирал, начальник Разведуправления Главного штаба ВМФ СССР.
Иван Кузьмич родился 29 сентября 1922 года в деревне Клетное Дубровского сельсовета Пуховичского района Минской области. Как и все его ровесники, учился в школе, успешно поступил в педагогическое училище. Но душа романтика не позволила стать учителем, поманила юношу в морские дали, и не закончив учебу, в 1939 году Иван Хурс становится курсантом высшего Военно-Морского училища имени М. В. Фрунзе. Флот нуждался в молодых офицерах.
В суровом 1942, когда моряки - черноморцы отражали яростные атаки врага, обороняя любимый Севастополь, а морские пехотинцы стояли насмерть защищая Ленинград, молодой лейтенант И.Хурс занимает должность командира боевого катера, а немного спустя, должность дивизионного артиллериста.
Войну боевой офицер окончил на Дальнем Востоке, после разгрома милитаристской Японии. В 1946 году Иван Кузьмич Хурс назначен начальником штаба дивизиона, а затем командиром дивизиона тральщиков Тихоокеанского флота.
В 1951 году, после окончания отделения разведки Высших академических курсов и с 1952 года, Иван Кузьмич Хурс проходит службу в разведке ВМФ СССР, в различных должностях. В 1959 году успешно оканчивает Военно-морскую академию, а в 1963-1971 годах и в 1973-1978 годах исполняет должность заместителя начальника разведки ВМФ. Перерыв в 1971-1973 годах был связан с исполнением должности начальника разведки Черноморского флота.
Накануне ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан, с 1979 и по 1987 годах вице-адмирал Иван Кузьмич Хурс является начальником Разведуправления Главного штаба ВМФ - заместителем начальника Главного штаба ВМФ по разведке, сменив на этом посту своего боевого друга и учителя, вице-адмирала Юрия Васильевича Иванова. Ещё не настало время рассказать обо всем том, что в мирное время совершали флотские разведчики. Многие из них удостоены боевых наград...
А тогда, в далеком 1982 году, мы, молодые мичмана Флота Российского - выпускники 316 учебного отряда ВМФ проходили торжественным маршем рядом с трибуной, на которой возвышался Адмирал - Иван Кузьмич Хурс. Он был председателем Государственной экзаменационной комиссии и мне, флотскому салажонку, посчастливилось получить свой кортик из его рук. Вот Таким образом состоялось мое первое знакомство с этим замечательным человеком, настоящим морским офицером в самом лучшем смысле этого понятия.
С 1987 года вице-адмирал Хурс Иван Кузьмич в отставке. 28 декабря 2002 года он скончался и был похоронен на кладбище «Ракитки».
За ратный труд награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II ст., четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу в Вооруженных силах СССР» III ст., медалями. Является лауреатом Государственной премии.
За «спиной» - этого высокого и худощавого, покрытого налетом седины человека, постоянно дымящего сигареты, любовно прозывали «Кузьмич». Хотя, как говаривали, Кузьмич во гневе был страшен и в карман за словом не лез.
Для меня в те далёкие годы короткие встречи с этим мужественным и мудрым человеком, настоящим командиром, запомнились навсегда. Первый раз Иван Кузьмич зашел в сопровождении командования нашей части в учебный класс, где я в то время проводил боевую подготовку личного состава. От неожиданности, не каждый день в живую лицезреешь вице-адмирала, я, конечно, немного оробел, но тут же доложил как положено по уставу. Группа офицеров штаба, командование части и сам Иван Кузьмич разместились в учебном классе среди матросов и старшин, предоставив мне возможность продолжить тему занятия. Такого «экзамена», скажем так, я не ожидал. По аудитории, будоража ноздри, растекался запах сигаретного дыма. Матросы заерзали, но на мои вопросы давали ясные и правильные ответы. Наконец дневальный дал команду на отдых. С разрешения начальства, личный состав был отправлен на перекур, а мне пришлось держать перед вице- адмиралом собственный экзамен, который был сдан на отлично. И о котором я с теплотой вспомню до сих пор.
Прошла пара лет. Служба шла своим чередом, сменялись дежурства, вахты. Наше Отечество переживало непростые времена, начиналась перестройка. В то время, Весной 1987 года, надумал я поступить в институт. Не как было принято в то время - в Военно-Морское училище, а именно в гражданский институт. По ряду причин, вопрос получения от командования разрешения на обучение тогда для меня стоял очень остро. Пришлось подавать не один рапорт по команде. Так или иначе, но неведомым для меня образом мое «учебное дело» дошло до самого Кузьмича. Для меня до сих пор это остаётся тайной. Более того, вице-адмирал, начальник разведуправления Главного штаба ВМФ СССР прибыл в нашу часть с личным визитом. Конечно, Иван Кузьмич прибыл в нашу часть по неотложным служебным вопросам, но, тем не менее, нашел время вызвать и выслушать меня. Волнуясь, я переступил порог кабинета командира части. Иван Кузьмич просматривал мое личное дело, увидев меня, отложил его в сторону. Поднялся и подошел пожать руку.
- А отчего, товарищ мичман, вам не поступить в Военно-Морское училище? Например, в Калининградское? Продолжите морскую династию...
В то время многие мичмана нашей части обучались в этом училище. И вопрос был задан вполне уместно. Тем более, что старший брат проходил службу на Северном Флоте, был подводником.
- Товарищ вице-адмирал, - сказал я скороговоркой, поскольку от волнения чуть оробел, - я указал в рапорте ВУЗ и прошу разрешения поступать именно в гражданский институт.
Моя упёртость, видимо, озадачила Адмирала.
Иван Кузьмич прошелся по кабинету, закурил очередную сигарету, повернулся ко мне и сказал: - Решать тебе, сынок. Смотри, не опозорь Флот!
Повернувшись к командиру части, он спросил, есть ли у того возражения и получив отрицательный ответ, присел в кресло, достал ручку и размашистым подчерком начертал на моем рапорте разрешение. Получив рапорт в руки от вице-адмирала, я поблагодарил «Кузьмича», развернулся и вышел из кабинета.
С той памятной для меня встречи прошло более четверти века. Страна становилась другой, армия и флот переживали непростые времена.... Менялась идеология, а вместе с ними и понятия долга, чести, ответственности. К тому времени я успешно закончил учебу, в лихие 90- е боролся с преступностью, повидал в жизни всякое... Пришло время, вышел в отставку. Но даже сегодня, когда виски побелели от седины, я с теплотой вспомню Ивана Кузьмича Хурса и его напутственные слова. Я благодарен ему как офицер и как человек, за то, что он нашел время выслушать меня, понять и поддержал в сложное для меня время. Направил правильным курсом и, отчасти, стал своеобразным маяком, по которому я старался держать курс в жизненных перипетиях.
Даже не знаю, как могла сложиться моя судьба в дальнейшем, если бы на моем жизненном пути не повстречался этот человек с настоящей широкой морскою душой...
О нашей службе не снимают фильмов и не пишут приключенческих книг. Да, собственно, нам ни к чему шумиха вокруг того, что мы делаем. И не потому, что не о чем рассказать, скорее, еще не настало время, когда можно будет это сделать.
Флотские разведчики всегда впереди, за незримой линией холодной войны и в том, что над нашей Родиной мирное небо, есть, в том числе и наша, может быть, и не такая ощутимая, чтобы оценить с первого взгляда, но значительная заслуга. И приказ заступить на боевое дежурство по защите и обороне Родины - для нас не абстрактная фраза.... Во многом становление службы произошло под руководством и непосредственном участии настоящих офицеров Флота, в том числе и Ивана Кузьмича Хурса.
Уже на пенсии Иван Кузьмич часто встречался с матросами, школьниками, студентами. Не забывал он и о ветеранах Главного Штаба ВМФ. По мере сил оказывал помощь адмиралу Ю.П. Квятковскому создавать книгу по истории разведки ВМФ.
Знаю, придёт время и наши внуки и правнуки откроют от удивления рты, когда станет возможным узнать о том, какими мы были в годы молодости. Им будет чем гордиться, как и мы сегодня искренне гордимся подвигами своих отцов, дедов и прадедов. И во многом своими успехами мы обязаны своим командирам - учителям, в том числе и вице- адмиралу Ивану Кузьмичу Хурсу.
В память об этом замечательном морском офицере, по давней флотской традиции, 14 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге на Судостроительном заводе "Северная верфь» был заложен средний корабль связи ВМФ проекта 18280, получивший название «Иван Хурс». Попутного ветра и семь футов под килем....
Военная разведка
Военная разведка
Домой заходит редко
Всё больше по горам да по лесам
По селам, по столицам,
По всяким заграницам
Идем навстречу вражьим голосам
О нас никто не пишет
Не знает и не слышит
И в том спасенье наше и успех
Во фраке дипломата
И в джунглях с автоматом
В любой горячей точке раньше всех.
Припев:
Разведка ГРУ, разведка боем
Мы рождены самой войной
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.
Россия - наша вера
Надежность - наша мера
Наш хлеб - боеприпасы в рюкзаке
И при любой погоде
Оружие на взводе
Патрон в стволе и палец на курке
Не любят нас ребята
Из БНД, и НАТО
Сюртэ, МИ-6, Моссад и ЦРУ
А пятая колонна
В России разоренной
Давно прицельно лупит в спину ГРУ
Припев:
Разведка ГРУ, разведка боем
Мы рождены самой войной
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.
Чужие здесь не ходят
Здесь совесть верховодит
Здесь жизнь друг другу каждый доверял
Залог победы разум
Так завещал спецназу
Пржевальский
Самый ГРУшный генерал
Погон своих не носим
И льгот себе не просим
Нам жалкие подачки ни к чему
Не деньги, и не слава
Была б жива Держава
России служим, больше никому!
Припев:
Разведка ГРУ, разведка боем
Мы рождены самой войной
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.
И нам назначено судьбою
Стоять за Родину, за Родину стеной.