В ответе священника Аркадия Петровцева Владимиру Николаевичу Осипову содержится ряд грубейших ошибок, искажающих истину. Остановлюсь только на двух основных, непосредственно связанных с моими трудами в области агиографии.
1) В публикации говорится: «Нестандартным было благословение духовника Александро-Невской Лавры преподобного Серафима Вырицкого о поминовении обновленческого митрополита для сохранения Лавры от закрытия».
На самом деле Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра пребывала под игом обновленцев с сентября 1922 года по октябрь 1923 года. В этот период времени духовником обители был архимандрит Сергий (Бирюков), а иеромонах Варнава (Муравьев) - впоследствии преподобный Серафим Вырицкий - нес тогда послушание свечника Лавры. Великую схиму с именем Серафим он принял в конце 1926 года и только после этого был избран духовником братии.
2) Еще одно ошибочное утверждение священника Аркадия: «В те же 20-е годы ревностные защитники митрополита Иосифа (Петровых) от "незаконного" перевода его из Ленинграда предпочли свою сиюминутную правду церковному единству, и образовался "Иосифлянский" раскол».
В конце 20-х и в 30-х годах прошлого века особым гонениям подверглись участники церковного движения во главе с митрополитом Иосифом (Петровых), не принявшие «Декларацию 1927 года» Временного Патриаршего Священного Синода и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти.
В течение длительного времени в церковных кругах митрополита Иосифа (Петровых) и его верных последователей ошибочно причисляли к категории раскольников. К началу ХХI века это суждение подверглось существенному переосмыслению. В документах Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года особо подчеркнуто: «Нельзя ставить в один ряд обновленческую схизму, приобретшую характер откровенного раскола в 1922 году, с одной стороны, и "правую" оппозицию, то есть тех, кто по тем или иным причинам не соглашался с церковной политикой митрополита Сергия - с другой...
В действиях "правых" оппозиционеров, часто называемых "непоминающими", нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, "правые" группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного митрополитом Петром Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия - прекращал возношение имени Заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра - Местоблюстителя Патриаршего Престола».
Таким образом, находясь в молитвенном общении с законным преемником Святейшего Патриарха Тихона - владыкой Петром (Полянским), который, даже пребывая в тюрьмах и ссылках, олицетворял высшую власть в Русской Православной Церкви, «правые» оппозиционеры являлись полноправными членами Церкви, но никак не раскольниками.
На Архиерейском Соборе 2000 года и в последующее время были прославлены в лике святых многие известные деятели движения митрополита Иосифа - величайшие подвижники веры и благочестия: священномученики - архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Виктор (Островидов), епископ Дамаскин (Цедрик), протоиерей Викторин Добронравов, иеромонах Гавриил (Владимиров), мученик профессор Михаил Александрович Новоселов, преподобномученица Мария Гатчинская, а также непоминавшие митрополита Сергия: свящненномученики - митрополит Кирилл (Смирнов), епископ Григорий (Лебедев), епископ Серафим (Звездинский), исповедник епископ Афанасий (Сахаров) и ряд других ярких представителей «правой» оппозиции. С каждым годом увеличивается число официально прославленных Русской Церковью этих защитников истины.
Сам митрополит Иосиф (Петровых) еще в ноябре 1981 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей был причислен к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских как священномученик митрополит Иосиф Петроградский.
Когда изучаешь жития, читаешь духовные творения и письма этих удивительных, необыкновенно светлых людей, в которых подлинно не было никакого лукавства (Ин. 1, 47), невольно на глаза наворачиваются слезы. В их душах жили простая вера и чистота первомучеников христианских. Они явили собой пример истинного подражания Спасителю даже до смерти. Это было особое духовное состояние жертвенности во имя Христово, которое так ярко описал в своих Посланиях священномученик Игнатий Богоносец.
Сегодня эти яркие светильники Православия предстоят в белых одеждах у Престола Божия и особо молятся за нас. Они слышат каждое сердечное воздыхание, видят все наши скорби и немощи. И, конечно, прощают тех, кто по привычке продолжает называть их «раскольниками».
С пожеланиями спасения, русский писатель-агиограф Валерий Филимонов