Некоторые наши клирики, увы, поражены духом противоречия законной церковной власти. Что бы ни сделал наш Патриарх, что бы он ни произнес, таковые, вместо того, чтобы вдуматься в смысл сказанного Первосвятителем, тотчас, очертя голову, вылезают со своей критикой. Им везде мерещатся или подвох, или предательство. Каждое слово они встречают в штыки, и против каждого слова Патриарха стараются выпалить десяток своих.
При этом некоторые изобрели свой Эзопов язык. Спорить напрямую с Патриархом им несподручно. Поэтому они выискивают в качестве оппонентов тех, что разделяют точку зрения Первосвятителя, но высказывают ее несколько иными словами. Результат ожидаемый - бешеный успех новоявленных Эзопов среди внутрицерковной оппозиции Патриарху.
Свежий пример - очередная статья протоиерея Георгия Городенцева, знаменитого богослова из Одессы, где, видать, у некоторых принято богословствовать, мурлыча про себя песенку о «прекрасной маркизе». Такое игривое отношение к серьезным вещам свойственно как раз папистам, против которых они, на словах, так рьяно выступают. Это именно живописцы, принадлежавшие к пастве папы Римского, изображали своих мадонн, используя в качестве натурщиц собственных наложниц.
В Неделю Торжества Православия Святейший выступил с проникновенной и одновременно мощной проповедью, от которой вожди либерального лагеря тотчас пришли в исступление и начали бесноваться. Мы уже приводили высказывания некоторых из них в статье «Слово Патриарха и корчи либералов». Дополним их теперь откровениями самого мэтра Венедиктова. В программе «Персонально ваш» известного «Эха» он на вопрос некоего радиослушателя «как Вы лично поняли речь Патриарха о ереси и человекопоклонничестве?», ответил: «По-моему, Патриарх наглотался мельдония и захотел сказать что-нибудь такое».
Затем мэтр добавил: «то, что он сказал - это людоедство. И никакой разницы между ним и Владимиром Вольфовичем я не вижу. Могут поменяться митрами или рясами. И никто не заметит разницы по речам, в общем». От человека с пружинной головой, который лжет, как дышит, в общем-то другого и ожидать не приходится. Что же касается внутрицерковной оппозиции Патриарху, она пытается действовать более тонко, но постоянно прокалывается.
Знаменитый представитель одесской школы богословия, дискутируя с о. Александром Шумским, утверждает: «К сведению батюшки и других лиц, плохо знакомых с философией. Антиномией в последней называются противоположности, в коих нет противоречия. Например, север и юг, или полюса одного и того же магнита». Последние высказывания досточтимого о. Георгия - просто перл возвышенной философии. Потому что в парах «север-юг», «запад-восток», «холодное-горячее», «добро-зло» и т.д. - как раз налицо даже не противоречие, а противоположность. Как учит логика, это классические примеры противоположных понятий. Антиномией здесь даже не пахнет.
Между тем, и Св. Писание, и богослужебные книги изобилуют антиномиями. Примеры: «Невеста неневестная», «Бога невместимого Вместилище» и т.д. О. Александр привел их прекрасные образцы. Но о. Георгий все их презрел, чтобы выдать «север-юг». Похоже, он не видит разницы между антиномией и антонимом.
Трудно поверить в то, чтобы весь славный город Одесса пребывал в таком же помрачении. Все-таки одесситам не чужда советская система образования. А советский «Философский энциклопедический словарь» 1983-го года дает следующее определение: Антиномия - греч. - противоречие закона самому себе, от «против» и «закон»),
1) сочетание обоюднопротиворечащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логич. обоснование;
2)неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе при попытке их доказат. формулирования».
Причем тут пара «север-юг»? Оказывается, при том же, при чем и риторический вопрос, вынесенный аж в заглавие статьи «А зачем спасать католиков?» Быть может, о.Георгий полагает, что их нет нужды спасать по той причине, что они и так уже спасены?
Или они все-таки погибают? Но если погибают, почему бы и не спасать их? Или досточтимый о. Георгий почитает себя большим ревнителем Православия, нежели апостол Павел, который сказал: «будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19-22).
Действительно, куда ни глянь - всюду Св. Писание изобилует антиномиями. Но с ними трудно. Куда проще действовать по схемам, этому уродливому плоду западной, вышедшей из недр еретической Папской церкви, схоластики.
В чем разница между апостолом Павлом и о. Георгием Городенцевым? В том, что первый готов был спасать всех, второй же - только тех, что смогут поместиться в прокрустово ложе его ревнительства. Указанное ложе отнюдь не тождественно лону Авраама, Исаака и Иакова.
Ярко выраженная неприязнь к иноверцам - прямой выпад против слов Патриарха, сказанных в неделю Торжества Православия. Вот эти слова, разящие псевдоревнителей не в бровь, а в глаз: «кто-то из нашей среды говорит: "Не нужен такой диалог. Вы сказали - они не приняли. Значит, отрясите прах, скажите, что они еретики". Но как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним - он перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление. А в результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя «гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру. Мы друг друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как у нас все хорошо, - а кругом мир погибающий! И не спросит ли Господь с каждого из нас: вы не вступали в диалог с миром? вы не боролись за каждую человеческую душу? И не приведет ли в пример святых апостолов, которые ведь тоже могли оставаться в Галилее»?
Апостол Павел вывел важное правило духовной жизни: кто кого в чем осуждает, тот сам этим же грешит. (Рим. 1:1-2). Псевдоревнители встают в позу великого инквизитора и произносят суд: из этих ни один не спасется (будь он крещеным в римскую веру младенцем, пролей он кровь за Христа и т.д.) Существует схема - и все, что в нее не вписывается, подлежит отрицанию.
Между тем, Христос, сошедши Душой в ад, проповедовал всем находящимся там людям, о чем сказано в Первом послании апостола Петра: «для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4:6). Архиепископ Аверкий (Таушев) комментирует это место следующим образом: «проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа. Из 6 стиха 4 главы можно заключить, что из таковых были спасшиеся проповедью Христовою во аде».
Досточтимый протоиерей Георгий говорит: «мы грешные не можем осуждать других людей, грешных или праведных, ни на погибель, ни на спасение, ибо Судия им Бог». «Осуждать на спасение» - это, конечно, сильно сказано. При этом суд все же произносится.
Церковь делает мудрей. Она осуждает ересь и ее последователей, особенно в день Торжества Православия. Осуждает ересиархов, потому что подвизавшиеся над разрушением Церкви - то же, что и богоборцы. А прочее для нас - тайна. Кто нас тянет за язык и заставляет произносить: ни один, принявший еретическое крещение и не принесший по установленной форме покаяния, не спасется?
Куда лучше, последовательнее, строже всех нынешних публицистов осветил вопрос невозможности спасения еретиков святитель Игнатий (Брянчанинов):
И здесь мы опять никуда не денемся от антиномий. Если человек, принадлежавший к еретической общности, какими-то неведомыми нам судьбами Божиими получает спасение, мы уже не вправе называть его еретиком, ибо спасение с ересью несовместимо.
Святитель Игнатий восклицает: «Христиане! познайте Христа! - Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».
Важно заметить: Патриарх Кирилл в проповеди на Торжество Православия поразил главную ересь нашего времени, назвав ее человекопоклонничеством, которая, как змея, проникает в сознание христиан, приучая их рассуждать о правах человека, добиваться демократических преобразований в Церкви, хотя такой столп Православия, как отец Иоанн Кронштадтский сказал: «демократия в аду, а на Небе - Царство». Появляются речи, книги, по наружности христианские, а в действительности пропитанные отступничеством, замешанном на человекопоклонничестве.
Об этом же говорит
святитель Игнатий в указанном письме: «Принявший и содержащий учение
богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает
добрыя дела естества падшаго - он прекрасный человек! Как может Бог отказать
ему в спасении!... Вся причина последняго Вашего недоумения, так, как и всех
прочих, - глубокое незнание христианства!
Не думайте, что такое незнание - маловажный
недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельными, особливо ныне, когда
ходят в обществе безчисленныя книжонки с христианским заглавием, с учением
сатанинским. При незнании истиннаго христианскаго учения, как раз можете
принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею
усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которыя Вы
изобразили в письме Вашем, - уже страшные наветники Вашего спасения. Их
сущность - отречение от Христа! - Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе
будете вечно плакать. - Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов
Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных
сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых); изучите в святых
Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство,
какия мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры
изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который Вы
должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне
всем человекам - при посредстве христианства».
1. Re: Оппозиция Патриарху продолжает шевелиться