«Лукаво толкуя свободу»: школьный литературный канон и проблема вариативности образования

Выступление на заседании Патриаршего совета по культуре, посвящённого учреждению Общества русской словесности

0
1599
Время на чтение 6 минут

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык...»

 

Люблю Отчизну я, но странною любовью, 

не победит ее рассудок мой...

 

Раззудись, плечо, размахнись рука,

Ты пахни в лицо, ветер с полудня...

 

Эти и многие другие строки - часть нашей общей культурной памяти. Более того, они - часть нашего сознания, нашего языка и мышления. Они - условие нашего взаимопонимания - не примитивной коммуникации-обмена информацией, а духовного ОБЩЕНИЯ, потому что приОБЩАЮТ нас к великому целому - к истории и культуре народа. Они - наша связь с ушедшими поколениями. И, хочется верить, с поколениями будущими.

Залогом этой глубинной связи является школьный литературный канон - классические авторы и произведения, входившие в круг обязательного чтения любого российского и советского школьника. Он формировался постепенно и естественно, пополняясь и сокращаясь, но в основе своей уже долгие годы оставаясь неизменным. Это далеко не вся классика, но это - ворота в нее. Пропуск. Код доступа. Именно школа как государственный институт всегда была подчинена высокой миссии сохранения и передачи. Однако сегодня эта миссия как будто поставлена под сомнение.

Сегодня вариативность объявлена важнейшим достижением системы образования, поскольку позволяет учитывать интересы и особенности личности, выстраивает т.н. индивидуальную образовательную траекторию. Вместо «унифицированных», одинаковых для всех знаний-умений-навыков мы теперь стремимся к обретению личных компетенций. А поскольку образование едва ли не официально объявлено сферой услуг, то чем разнообразнее эти услуги, чем богаче выбор у потенциального потребителя, тем лучше. В такой «системе координат» школьный литературный канон оказывается под угрозой. И мы видим, как эта угроза приобретает реальные очертания, пока на уровне нормативных документов. Федеральный государственный образовательный стандарт лишен содержательной части в принципе, а определять, чему учить школьников по конкретным предметам, доверено примерным программам. Но ведь они на то и примерные, чтобы не предполагать за собой никакой ответственности? Тем не менее, кроме них, пока никаких внятных ориентиров относительно обязательного списка по литературе у нас сегодня нет.

Так вот, согласно уже утвержденной программе для основной школы (5-9 классы), ни тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык», ни «Родина» М.Ю.Лермонтова не являются обязательными для изучения произведениями. То есть без них учитель имеет право обойтись. Как и без рассказа «Муму». Великий народный поэт А.В.Кольцов даже не назван. Необязательны А.И.Куприн, В.Г. Распутин, В.П.Астафьев, Н.М.Рубцов и многие другие. А примерная программа по старшей школе (слава Богу, пока еще не включенная в реестр министерства образования и науки) предлагает отказаться от обязательного перечня произведений в принципе - каждый учитель может выбрать произведения из нескольких тематических блоков. То есть необязательной оказывается ВСЯ отечественная классика (можно НЕ ИЗУЧАТЬ «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Войну и мир», и т.д.), а количество конкретных рабочих программ, не пересекающихся друг с другом ни в едином произведении, теоретически может перевалить за сотню.

Как говорится, «свобода, свобода, эх, эх без креста...»

Неужели вопрос стоит настолько остро: школьный литературный канон или вариативность? И мы обречены совершать этот выбор? - между рабством и свободой, между «человеком толпы» и личностью, серой массой и яркими индивидуальностями, между унификацией и разнообразием? Нет ли здесь логической ловушки? Не ложная ли это альтернатива?

Во-первых, никогда школьный литературный канон не требовал 100 % времени, отведенного на изучение литературы - определенное «пространство для маневра» было у каждого учителя. А во-вторых, разве одни и те же произведения, прочитанные всеми, могут привести к «введению единомыслия в России», как всерьез предлагал незабвенный Козьма Прутков?

Конечно, нет, если речь идет о классической художественной литературе. Которая никогда не навязывает готовых ответов, заставляя их искать самостоятельно. Которая щедра и просторна для разных истолкований и интерпретаций. Которая постоянно меняется - при каждом новом прочтении, потому что живая, а не мумия. Потому что меняемся мы, и читая одни и те же произведения, лучше узнаем и понимаем себя - неповторимых, индивидуальных, ни на кого не похожих. И в то же время осознаем то общее, что присуще всем людям - то, что делает человека человеком. Происходит обыкновенное чудо: необходимость не противоречит свободе, обязательность списка не противостоит вариативности прочтения и осмысления.

Зачем же нас ставят перед этим искусственным выбором?

Думается, дело здесь не только в желании лишить нас классики, объявив ее устаревшей, непонятной и заслуженно нечитаемой - то есть, как говорил Базаров, «место расчистить». Сбросить с парохода современности, как выражались его духовные наследники через полвека. Это лишь первый шаг. Очевидно, что «свято место пусто не бывает» - и на это освободившееся место, вероятно, уже стоит очередь из претендентов. Имена которых появляются в государственных документах наравне с классическими, а иногда и вытесняют своих предшественников.

Вот, например, учитель пока еще может выбрать такое стихотворение:

 

В горнице моей светло,

Это от ночной звезды...

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды...

 

Ну а может выбрать уже и такое:

 

Уроки надо делать, но,

Поверь, совсем не обязательно.

Ты посмотри вокруг внимательно:

Аттракцион, кафе, кино,

Футбол, велосипед... Так вот,

Наплюй на всё, послушай папу,

Давай, бросай тетради на пол,

Смелее, мама подметёт.

 

Можно ли считать это свободой? Нет ли и здесь лукавой подмены - под маской либеральных ценностей и заботы о личностном развитии не происходит ли на наших глазах вполне тоталитарная попытка сформировать новый литературный канон? Из других имен и произведений? Удивительно созвучных друг другу в некоторых ключевых моментах?

Ведь невозможно пока поставить под сомнение, мы - то что мы читаем. Или, как говорил И.А.Ильин, «все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов...» То есть определенным образом подобранные книги позволят сформировать облик нации будущего. Такого будущего, которое «программируется» уже сейчас - отказом от классического наследия, обрывом корней и связей. Утратой культурной самобытности и разрушением иерархии духовно-нравственных ценностей. Будущего, не предсказанного даже в самых прозорливых антиутопиях ХХ столетия, ведь пока не создано антиутопии под названием «Я».

Цитата в названии статьи взята из баллады А.К.Толстого - русского классика, 200-летие которого мы будем отмечать в следующем году. Только этот писатель также не вошел в обязательный список ни для основной, ни для старшей школы. Он может стать еще одной жертвой этой лукавой свободы, ибо исключение классика из школы - есть исключение из классики.

При таком расточительном и неуважительном отношении к великим дарам, доставшимся нам от предков, мы можем оставить наших детей нищими. Не дай нам Бог заслужить и услышать

Насмешку горькую обманутого сына

Над промотавшимся отцом...

А.В.Фёдоров, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей категории
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Владимирович Федоров
Духовная проблематика творчества А.К. Толстого
К 200-летию со дня рождения выдающегося русского прозаика и поэта
06.09.2017
Исследователь-новатор
К 80-летию Александра Сергеевича Курилова
24.07.2017
Год литературы прошел. Литература осталась?
О проекте программы по литературе среднего общего образования
27.01.2016
Федеральный антигосударственный стандарт
Профессионал-педагог об очередном издевательстве над отечественным образованием
02.06.2012
Все статьи Алексей Владимирович Федоров
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:27
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Сергей из НН
07.11.2024 12:14
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59
Разговор со стеной
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 08:40
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Новый комментарий от Ленчик
07.11.2024 08:27