В Международный женский день на подмостках петербургского Театра Эстрады им. А.Райкина состоялась премьера спектакля «Клоп» по мотивам пьесы В.Маяковского. Главный герой - Иван Присыпкин, бывший рабочий и бывший партиец, а теперь - жених. Небольшого росточка и с несколько придурковатой миной на лице. Из того сорта людей, что ничем не интересуются, никого не любят и ничего делать не умеют. Живут по ветхозаветной истине - не хочу учиться, хочу жениться. Вот и невесту себе подыскал непманшу-парикмахершу Эльзевиру Ренесанс. Страшную, как атомная бомба, но зато богатую. В мечтах о будущей сытой жизни Иван Присыпкин (теперь уже сам себя переименовав в Пьера Скрипкина) таскается по сцене добрую половину первого акта. Его сопровождает дружок - разнузданный гопник Олег Баян, радующийся будущей дармовой выпивке и закуске.
Да, забыл сказать, Иван-Пьер, Олег и вся компания - в образах современных «неформалов», «героев» именно нашего времени. Проститутки, наркоманы, извращенцы, бандиты, панки. Они беспрестанно переругиваются, задирают друг друга, хамят и развратничают. Причем, чем ближе свадьба, тем явственнее становится их гнилое нутро.
Но нельзя сказать, что первый акт неинтересен. Владимир Маяковский - новатор своего времени, его футуристические стихи шокировали современную ему публику. Для них Маяковский поначалу был хулиган, позер, неформал, но только не литератор-классик. Режиссеры верно ушли в сторону от «историзма». Герои их спектакля вскользь говорят о малопонятных для современной публики гражданской войне, партийцах, нэпманах (в зале на девять десятых такая же молодежь). Они показывают героев «Клопа» - мелкобуржуазную мещанскую клоаку в узнаваемых образах их современников. Отдельное спасибо режиссерам, что они постарались уйти от мэйнстрима современного «искусства» - вульгарного антисоветизма. Есть некий стёб - Ленин из гипса со светящимися глазами, голову которого иные герои пьесы используют как трибуну. Нет огульного охаивания ценностей отцов и дедов, революционной эпохи.
Авторы спектакля беспощадно бичуют столь знакомые нам по сегодняшней жизни пороки - пошлость, лень, приспособленчество, вседозволенность, бездуховность. И мещанство, мелкобуржуазность, опасные своей агрессивностью, безжалостностью, нахрапом. Еще недавний солдат, рабочий Присыпкин превращается в маленького хищника, готового по трупам идти к своей цели - сытой жизни за счет других. Такой тип опасен, очень опасен, способен на любое зло. В отличие от оригинала Маяковского, Присыпкина не осуждают даже его товарищи по рабочей общаге, такие же партийцы. В их речах все та же зависть, злоба, что не им, а Присыпкину выпал «счастливый билет» в виде нэпманши-невесты. Кажется, не горечь от растоптанной любви, а опять же зависть и злоба поглощают бывшую пассию Ивана - Зою Березкину.
Присыпкин же счастлив в орущем и визжащем стаде друзей своей парикмахерши. Льется рекой вино, то тут, то там вспыхивают потасовки, кто-то без чувств валится на пол, кто-то обжимается по углам. Но остальная братия еще на ногах - голосит во всех возможных и невозможных песенных жанрах. Отнюдь не бесталанно, замечу. На сцене бойкая молодежь, их задор и напор как у героев Маяковского. В какой-то момент на сцену выкатывают железные бочки, в которые стучат как в барабаны. Не знаю, задумывалась ли эта сцена режиссерами именно так, но я увидел «его величество» Майдан во всей его безобразной красе. Визги, вопли. Опять кто-то скачет, кто-то молится. На заднем плане мелькает довольно узнаваемый персонаж с адским трезубцем.
Внезапно на сцене появляется Зоя Березкина с канистрой. В огненном смерче «свадьба» исчезает.
Второй акт переносит нас на полторы тысячи лет тому вперед. Институт человеческих воскрешений размораживает и оживляет откопанных из под тонн земли и мусора Присыпкина и пригревшегося на его груди клопа. Будущее предстает перед зрителями как мир людей с промытыми мозгами, безжизненных, одинаковых, бесстрастных. Мне они вообще показались давно умершими. Всей этой тоталитарной сектой зомби в белых робах руководит директор института - жрец с посохом пророка Моисея. В этом будущем все страхи нас сегодняшних - тотальный контроль даже за мыслями, полное подчинение в любых действиях, словно в рассказах Оруэлла. Разумеется, пьяница и дебошир Присыпкин не нужен в обществе «совершенных» людей будущего. В пьесе Маяковского будущее радостно и совершенно, в нем Присыпкину не место именно вследствие его пороков. Здесь же будущее такое же безрадостное и беспросветное, как и настоящее. Клоп-индивидуалист Присыпкин не нужен обществу эгоистов и индивидуалистов в квадрате.
Но дух сатиры Владимира Маяковского сохранен. Мы можем вместе посмотреть на наш мир вседозволенности, наживы и эгоизма. Можем задуматься, куда катимся. А можем и не задаваться столь неудобными вопросами. Гуляй, Россия!