В святоотеческой литературе смущением принято называть немирное состояние человеческого духа, обычно влекущее ко греху: что-то увидел, что-то услышал - и смутился. Однако причиной смущения служат не внешние обстоятельства, а непорядок в душе самого смущенного. Можно увидеть красивую женщину и смутиться, почувствовав греховное к ней влечение. Сама женщина не будет при этом виновата.
Смущение порождает в душе смуту, начинающуюся с принятия греховного помысла, а смута порождает грех: прелюбодеяние, хотя бы даже в мыслях, или ропот на священноначалие, который, при соответствующих условиях, может перерасти в бунт и раскол.
Протоиерей Георгий Городенцев пишет, что народ имеет в Церкви право голоса и даже протеста; может и должен этим правом пользоваться, особенно когда у него возникает смущение по тому или иному вопросу православного благочестия. Что это за новое учение о «благочестии»? Где в Священном Писании сказано о правах? Учил ли Господь, пророки или апостолы о «праве на протест»? Если когда-либо кто-то из верных чад Церкви поднимал свой голос за истину против сильных мiра сего, в том числе против беззаконновавших иерархов, его называли исповедником (таков, например, преподобный Максим Исповедник). А протестанты появились в XVI веке от Рождества Христова.
Можно ли какое-то непонятное, неопределенное смущение выставлять причиной протеста? Вождь протестантов Мартин Лютер в свое время четко сформулировал по пунктам свое несогласие с папистами. А тут критерием истины выставляются некие чувства...
Отец Георгий говорит, что встреча Патриарха и папы была вредна - потому что вызвала смущение. Проповедь апостолов в свое время вызывала не только смущение в народе (иудейском), но и прямую ненависть. Если следовать обозначенной «логике», апостолам следовало бы молчать в тряпочку - дабы кого не смутить и не нарушить демократического консенсуса.
Новое учение о «благочестии» таково: если меня что-то смутило - буду протестовать. Почему вокруг ходят красивые женщины? Они смущают. Станем требовать, чтобы их изолировали от общества. Смущает чужой смех - нужно запретить смеяться. Это прямая дорога к всё осуждающему вокруг себя фарисейству!
Что такое помянутое отцом Георгием канонически оправданное смущение верующих? Где обретаются каноны, использующие таковое понятие? Попробуйте выразить ваше смущение обычными человеческими словами, а не мутными намеками, и тогда все встанет на свои места - потому что ничего, кроме невнятного брюзжания, не останется.
Далее отец Георгий пишет: мню, что наше смущение, так или иначе выраженное, само по себе имеет силу, поскольку это голос церковного народа. Итак, да здравствует смущение, великая сила церковного народа! Уверен, наш подлинный церковный народ имеет совершенно иные достоинства - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).
На наш взгляд, смущение, не выраженное словесно, хуже любых самых жестких обличительных слов. Потому что это дрожжи смуты, революционность в чистом виде, разрушительная стихия, влекущая людей на бунт ради бунта.
Отцы Церкви, обличая ереси, расколы, чье-либо зазорное поведение, приводили соответствующие аргументы, и никто никогда не говорил: ах, я увидел, ах, я услышал, и мне показалось это чем-то нехорошим. Назовите открыто, чем погрешил Патриарх против святых канонов. Если же назвать нечего, не лучше, согласно русской пословице, не наводить тень на плетень?
55. Согласен.
54. Ответ на 1., Прол:
53. Ответ на п. 45 Анатолий Пронин
52. Народ це бидло???
51. Re: К испытывающим смущение: отклик на статью протоиерея Георгия Городенцева
50. Ответ на 25., Владимир Петрович:
49. Ответ на 42., М.Яблоков:
48. Ответ на 34., рудовский:
47. Ответ на 36., Бондарев Игорь:
46. Ответ на 41., Lucia: