В наше время многое меняется на политической карте мира. Впервые за долгие годы на смену продолжателям дела Ататюрка, основателя современного турецкого государства, пришла исламская Партия справедливости и развития. Она тоже декларирует приверженность светским принципам устроения Турции, но очевидно, что и в Турции происходят перемены. Известный турецкий писатель и публицист Халдун Танер писал: «Что мы, турки, собой представляем? Некое странное среднее между феской и шляпой. Узел, средоточие противоречий между восточным мистицизмом и западным рационализмом, часть одного и часть другого».
Как бы рука турка ни потянулась снова за феской, запрещенной Ататюрком в 1925 году. Непонятно, как скажется такая перемена курса на процессе вхождения Турции в Объединенную Европу. Турция является членом НАТО, страной правили долгие годы военные, и власть эта была светская и прозападная, но в стране очень сильны антизападные и особенно антиамериканские настроения. А последнее время Восточная авантюра сделала Турцию мировым изгоем. И усилиями западного мира разорваны добрососедские отношения с Россией и казавшиеся прочными экономические связи.
Если неясно будущее Турции в составе Европы, то будущее Константинопольского патриарха не представляется загадочным. Ему придется выдерживать давление со стороны турецких властей. Не так давно патриарха уже вызывали в прокуратуру для дачи показаний в связи с его официальными заявлениями о том, что Константинопольская патриархия имеет вселенский статус. А Константинопольская патриархия, которой разрешено пребывать на территории Турции, является объектом местного права, и Патриарх Варфоломей может быть привлечен к ответственности по уголовному делу на основе статьи 219 турецкого УК - «халатность при исполнении обязанностей священнослужителя», которая предусматривает тюремное заключение на срок от одного месяца до года. Не следует придавать большого значения опасности тюремного заключения для патриарха, но, надо отметить, что турецкие власти действуют вполне законным путем, и патриарху будет нелегко отстаивать свой титул, потому что он не имеет никаких (кроме исторических) оснований для пребывания на территории Турецкий республики.
Исторические основания всем ясны: когда-то Малая Азия принадлежала Византийскому православному царству. Но в 1453 году Византия, измученная внутренними распрями и церковными интригами с католиками, пала. Хотя церковь от этого особенно не пострадала, а в материальном смысле даже выиграла, так как Константинопольский патриарх стал этнархом, впрочем, как и главы армянский, еврейской и других общин. То есть патриарх стал обладать, кроме церковной, еще и светской властью над многочисленным греческим народом на всей территории Османской империи. Но в ΧΙΧ веке отношения между турецкой властью и церковью начали портиться, потому что некоторые патриархи поддерживают освободительную борьбу греческого народа. И совсем уже портятся отношения, когда после окончания Первой мировой войны Турция была оккупирована Англией, Францией, Италией и Грецией. В то время тогдашний Константинопольский патриарх Мелетиос Метаксакис, печально известный в православном мире как реформатор, объявил, что Константинопольская Церковь уже не принадлежит Османской империи, а относится к Греции. В этот же период у греков вызрела идея, согласно которой Стамбул должен был стать для них «Новыми Афинами». Для ее осуществления они хотели использовать войска Антанты, полагая, что оккупация имперской столицы будет лишь временной, а после вывода войск столица станет греческой. Но в результате кровопролитной войны победу одержали кемалисты, сторонники Ататюрка, греков изгнали с территории Турции, поменяв их на элладских турок, история Османской империи закончилась и началась история светской республики Турция. В порядке обмена в феврале 1923 года из Стамбула-Константинополя был удален патриарх Константин VI, и история Константинопольского Патриархата фактически закончилась, к тому же на территории Турции осталось несколько тысяч православных греков. Но западные политики почувствовали пользу, которую можно извлечь из присутствия греческого патриарха, обремененного титулами, но лишенного паствы, в мусульманском городе Стамбуле и через несколько месяцев добились избрания нового патриарха - Василия ΙΙΙ.
«После этого состоялось подписание Лозаннского мирного договора, где турецкая делегация настояла на том, чтобы Константинопольский патриарх оставался лишь руководителем православной общины в Турции и не распространял свою юрисдикцию на иные страны, на что было получено согласие Англии и ее союзников по Антанте. Это зафиксировано в протоколах договора. Новые республиканские руководители Турции не хотели, чтобы мировые державы из-за патриарха вмешивались во внутренние дела их страны, в то же время, они не хотели, чтобы Константинопольский (Стамбульский) патриарх вмешивался в жизнь других стран и обществ. Это закреплено и международными договорами, и внутренним законодательством нашей страны, - говорит Дениз Берктай, собственный корреспондент турецкой газеты «Джумхуриет» («Республика») на Украине. - Газета была учреждена одним из соратников основателя нашей республики Мустафы Кемаля (Ататюрка) - Юнусом Нади - и придерживается политики Ататюрка, который создал именно светское, а не религиозное государство на территории Турции. По Лозаннскому же договору турецкое руководство не вмешивалось в дела фанарской общины при условии невмешательства ее Предстоятеля в жизнь других стран и Православных Церквей».
Несомненно, западные «друзья» православия менее всего заботились о церкви и конечно, уж не чаяли и не чают возвращения христианства на территорию Малой Азии. Московский протоиерей Всеволод Шпиллер писал в 1953 году: «Что касается положения его (Константинопольского патриарха) в Турции, то есть в его диоцезе, то оно в результате этой игры катастрофически ухудшилось, и он, в сущности, едва остался в Константинополе. Зато образовавшиеся еще в прошлом столетии связи с Антантой (во время русско-турецких войн) сильно укрепились, особенно по масонской линии. На эти связи Константинопольский патриарх и пробовал опереться в притязаниях своих в этот период». Не мечтали западные «друзья» о том, чтобы когда-нибудь вновь началась в Святой Софии церковная служба. Как мечтают об этом греки и другие православные народы. Они поняли, какую пользу могут извлечь из создания управляемого православного Ватикана на территории Турции. И «Ватикан» не замедлил, и тут же начал действовать. Например, в 1924 году против православия в России, когда патриарх Григорий VII даже приглашался большевиками на место якобы низложенного патриарха Тихона. Позже хозяйничать в этом историческом центре православия начали американцы.
После Второй мировой войны отношения между СССР и Турцией заметно ухудшились. В то время позиции руководителей турецкой республики совпадали с позицией США. Когда в СССР изменилась политика государства в отношении Церкви, и был избран новый патриарх, на Западе это было расценено как новый путь усиления влияния СССР на Европу и Восток. Тогдашний Константинопольский патриарх Максим V положительно отозвался о греческих коммунистах, за что был обвинен в дружбе с Советским Союзом и пропаганде коммунизма. Поэтому руководство Турции и США принудило его во избежание конфликтов оставить свой пост.
И тогда же, в 1949 году, новым Константинопольским патриархом был избран архиепископ Афинагор, управляющий православными приходами в США. После избрания он на личном самолете президента США Гарри Трумэна прилетел в Турцию и тотчас получил гражданство. В одном из своих интервью Афинагор открыто сказал о себе как о религиозной «составляющей доктрины Трумэна», направленной против распространения влияния СССР и коммунизма на Ближнем Востоке и в Европе. После этого американские политики стали вмешиваться в дела Турции и Константинопольского Патриархата, акцентируя внимание на титуле «вселенский» для усиления влияния патриарха на православные общины Европы и Ближнего Востока, проведения своей политики. То есть, по сути, они использовали Константинопольский (Стамбульский) Патриархат как базу для проталкивания своих интересов на Ближнем Востоке и в Европе.
Был такой случай. В 1967 году турецкое правительство хотело проверить финансы Константинопольского (Стамбульского) Патриархата. Как раз США тогда собирались передать Турции два военных корабля и условием их передачи поставили прекращение всех финансовых проверок Патриархата. Что правительство и сделало. Об этом написано в мемуарах тогдашнего министра иностранных дел Турции Ихсана Сабри Чаглаянгиля. Сейчас происходит поворот в сознании влиятельных кругов Турции в отношении к США. Всем стало очевидно, что они претендуют на должность мирового жандарма. Причем хотят использовать эту должность в своих интересах. Уже ни для кого не секрет, что могущество США держится на ничем не обеспеченных бумажках стоимостью в несколько пенсов. И чтобы люди принимали эти бумажки за стодолларовые, нужно хорошенько пригрозить клиенту кулаком. Но приходит время, когда многим народам и государствам это перестало нравиться.
В отношении Константинопольского патриарха наша страна и особенно Русская Православная Церковь находятся в двусмысленном положении. С одной стороны, он является предстоятелем поместной Православной Церкви, с другой - все более увлекается политикой, и политикой антирусской. Для этого он старается играть на нездоровом национализме греков, на бредовой великой идее создания греческого государства в границах Византийской империи. Увлечение этой идеей уже привело греческий народ к катастрофе 1923 года, когда после провала операции по захвату Константинополя и других районов Турции он был вынужден покинуть Малую Азию. Антирусскими настроениями продиктованы и высказывания патриарха о теории «Москва - Третий Рим», как безумной идее, вмешательство в дела Русской Православной Церкви в Эстонии, Англии и на Украине. Константинопольский патриарх считает, что древняя Киевская митрополия - его юрисдикция! «Такая деятельность Константинопольского (Стамбульского) Патриархата вредит имиджу Турции, осложняет наши международные отношения. Мы не хотим, чтобы на территории Турецкой республики находился центр провокаций против православных стран Европы», - говорит Дениз Берктай в интервью газете «Украина Православная».
Сегодня в православном мире значительно обострилась ситуация в связи, с так называемым вселенским собором. Во-первых, собор этот собирается безо всякой необходимости, а в древности не созывались соборы без насущной необходимости, тем более вселенские. Во-вторых, обострение отношений между Востоком и Западом недвусмысленно говорит о том, что собор этот «политический». В-третьих, сегодня разве ребенок не знает о том, что Константинопольский Патриархат курируется США. И все знают об интересах США в отношении России
Патриарх Варфоломей заманил Православные Церкви, и, в первую очередь Русскую, в своеобразную ловушку. Казалось бы вечные разговоры о соборе будут продолжаться не одно столетие, и все согласились на проекты документов, которые, грубо говоря, «по-византийски» подсунули Поместным Церквям. И все не вчитываясь, и не думая о последствиях, охотно их согласовали, не рассчитывая на их применение. Затем, Константинопольский Патриархат вполне «по-византийски» заявил, что раз проекты согласованы бюрократами, то они пойдут в дело вне зависимости передумали участвовать в соборе Поместные Церкви или нет. Собор же нужен Константинопольскому патриарху для того, чтобы де-факто утвердить себя в роли главы вселенской Православной Церкви, то есть восточного папы, что никогда не признавала ни Русская Православная Церковь, ни другие Поместные Церкви. Сатанинский характер подобной экклесиологии всем ясен. Понятно, зачем это нужно США: удар по Церкви - удар по России. Избежав, участия в подобном соборе наша Церковь избежала раскола. Но, программа продолжается...
Очевидно, прицелились «византийцы» и американцы в Украину. Взрыв безумного национализма, любимого орудия Запада, приведет к безумию церковному. Часть украинских клириков с радостью, чтобы избавиться от москалей устремится под омофор Константинопольского патриарха как «митрополиты Понтийский, Асийский и Фракийского округа». И кроме того согласны будут «епископы у иноплеменников вышеупомянутых округов» поставляться «от вышеупомянутого святейшего престола святейшей константинопольской церкви» (28-й канон 4-го Вселенского собора). Когда нужно достичь политического результата, то можно выступить как ревнители древних уставов. Чтобы разделаться с «варварами» из России можно вспомнить и о милой греческому сердцу «пентархии», согласно 28-му правилу Четвертого собора (римская церковь там упоминается, а русской-то нет).
Игра на ущемленном греческом национальном чувстве занимает не последнее место в антирусском и фактически антиправославном ансамбле. Увы, греки демонизируют турок и не могут понять, что причина византийской катастрофы лежит не в турках, а во внутренних грехах: униатстве, раздорах и т.д. В этом смысле Россия, пережившая подобную катастрофу, но покаявшаяся и сумевшая обратить в Православие значительное, если не подавляющее количество татар и монголов и не зациклившаяся на поруганном национальном чувстве, явила себя как Третий Рим, ни звука о котором не желает слышать современный грек. И идея восстановления Второго (ветхого) Рима руками незадачливых «варваров» из России давно уже обитает в греческих умах. На нее и пытаются опираться политики из Константинополя и стоящие за ними силы.
Для русских, извечно лишенных хитрых дипломатов, отстаивающих национальные интересы, остается стояние в Истине и за правду, следуя словам великого русского святого Александра Невского. И такая программа никогда не подводила Россию.