Тюрьма - это общественный институт и поэтому зависит от общества и отражает все его достоинства и недостатки. Изменения в обществе здесь еще сильнее сказываются, чем любые реформы.
В настоящее время становится все больше людей, для которых поговорка «твой дом - тюрьма» не являются пустыми словами. Такая категория лиц существовала и в советское время. Эти люди были преступниками, но не профессионалами, садились по глупости. Стоило сесть первый раз, подравшись с кем-либо или нахулиганив, как за ним следовал и второй - опять выпил, подрался. А далее такой человек становился изгоем общества и очень удобным «партнером» для милиции: «Был бы человек, а дело всегда найдется». А тому и терять нечего, он уже знаком со всеми законами зоны. И ходили разгильдяи, хулиганы, и пьяницы с двадцатилетним тюремным стажем по советской земле.
Теперь же, когда наше общество коренным способом изменилось, то таких людей стало еще больше и общий стаж у каждого поболее двадцати лет. Так Дмитрий Соколов-Митрич в «Русском репортере» за август 2009 года приводил любопытную подборку подобных судеб. Осужденный Олег Васильев, отбывает шестой срок, возраст 43 года, из них в местах лишения свободы провел 27 лет, осужденный Виктор Грачев, отбывает 13-й срок, возраст 63 года, из них в местах лишения свободы провел 43 года... И так далее. Этих людей не интересует условно-досрочное освобождение, потому что на свободу они не собираются, на свободе их ждут большие проблемы, чем в тюрьме, безработица, отсутствие жилья... Проблемы, которые нам всем известны, и от которых вечный зек может избавиться только в тюрьме. «В 80-м году у меня мать умерла, мою квартиру без меня продали, с тех пор я - никто. Я - воздух. Куда ветер подул - туда и я. Только почему-то так получается, что чаще всего ветер дует сюда, на зону. Знаете, раньше такое слово было - «ништяк». Так говорили про тех, у кого срок 25 лет и выше. То есть все, жизнь уже сложилась, ничто не страшно. У меня все сроки хоть и небольшие были, но ништяк уже давно наступил. По совокупности», говорит один вечный зек.
В выступлении на Рождественских чтениях А.М.Величко, заместитель начальника ФСИН, говорил: «К сожалению, приходится констатировать, что рецидивная преступность, которая, казалось бы, совсем исчезла, восстанавливает свое лидирующее положение, у нас более 50% лиц, отбывающих наказание, это те, кто два и более, раз уже реально отбывал наказание в местах лишения свободы. При этом если мы попытаемся оценить их взаимоотношения с внешним миром, то выяснится, что это лица, которые уже утратили, либо прогрессивно утрачивают связь с внешним миром». Подобные «сознательные» рецидивисты, для которых на свободе больше проблем, чем на зоне - социальная проблема общества, которую надо лечить не в тюрьме, а на свободе. Ресоциализация призвана задержать подобного зека на свободе. Но как может в этом участвовать Церковь? Созданием реабилитационных центров - да конечно. Но более атмосферой веры и любви, в которой может оказаться никому не нужный зек. Получается, что чем лучше «церковь» будет работать в миру - тем меньше будет рецидива, тем больше будет желающих остаться в миру. Пусть даже социальные проблемы останутся теми же, но все же центр этой проблемы в том, что подобные люди не нужны в обществе.
Вот беззубый, тощий, на вид чистый доходяга, только что освободившийся из тюрьмы. У Николая 6 отсидок и 26 лет тюрьмы - нехитрый багаж. Николай занимался грабежом и приобретал таким способом дорогую автотехнику. И вот представьте себе: вышел такой человек с опытом нескольких отсидок и с нехитрым багажом в виде 26 лет и тележки для продуктов и попал в Москву. И идет с нехитрой поклажей по столице и видит много техники, в том числе грузовой, брошенной (как он выразился на улице). И с его опытом ничего не стоит технику угнать и перебить номера. Идет, смотрит по сторонам и в голове только всплывают цифры: 100, 200, 400 тысяч баксов.
Но Николай Николаевич за годы отсидки познакомился с учением Православной Церкви, даже читал святых отцов и знает про восьмую заповедь, да и про десятую тоже. И вот идет и смотрит, борется внутри себя... А искушение только усиливается. Дошел до Богоявленского собора, просит тысячу на проезд до Воркуты, где жил и откуда был взят, у молодого холеного батюшки, вышедшего в шелковом подряснике из алтаря после службы. «Что вы, что вы», отвечает батюшка, Откуда у нас столько денег. Мы ведь сами живем на пожертвования». И не уделяя Николаю Николаевичу особого внимания, проплывает к паперти. А с нее сразу в салон джипа Lexus. «100 тысяч», механически отмечает Николай Николаевич.
Николай Николаевич за годы, проведенные за решеткой стал человеком верующим. Но вот вопрос, сколько их, верующих, среди 15 миллионов из наших сограждан побывавших в тюрьме. Не соберутся ли они при удобном случае в большую стаю и начнут биться ни за коммунизм, ни за православное государство, ни за фашистскую Россию, а чтобы просто так все крушить направо и налево.
Система исполнения наказаний сегодня активно реформируется. В основном эта реформа является простым копированием аналогичных западных систем. Например, гуманно освободить заключенного от всякой работы, от которой большинство осужденных сегодня не стало бы отказываться. Но есть и другой аспект в нашем государстве преклонение перед законом, а не перед совестью и разумом, уже привело к тому, что число осужденных растет и растет. С одной стороны подобный рост преступности вполне закономерен и находится в русле мировых тенденций. А с другой стороны наш народ просто измучен, обескровлен за годы перестройки, которая никак не кончится. Перестройка это бесконечная и неудачная попытка механического внедрения западных ценностей в России. Реформаторы частью просто одурели от этих неудач, частью уже только думают о коттедже где-то в Калифорнии. Так или иначе, они хотят игнорировать простые и вполне понятные вещи: Бог разделил человечество на народы и никакими дурацкими мечтами-теориями эти перегородки не снять. Снимаются они только благодатью Святого Духа, которую большинство народов сегодня игнорирует. В результате сегодняшние демократические реформаторы являются, по сути, продолжателями дела безбожников Ленина и Маркса, хотя всеми силами пытаются от них откреститься. И сеют только хаос, беззаконие и безверье. А 15 млн. в этой атмосфере, едва покачнется система, выступят со своей программой: грабь награбленное, как это уже было один раз. И опять начнется бесовская свистопляске, которая почти сто лет периодически гуляет по нашей земле. И что можно будет на это сказать? Только старинное: красные пришли - грабят, белые пришли - грабят. И чувствуется, сегодня власти уже не просто смотрят в сторону Запада, но и боятся этих миллионов. Отсюда может и предполагаемая либерализация УК, неустанная забота об улучшении быта заключенных, электронные браслеты для некоторой категории заключенных. Мы возвращаемся опять к стране - единому лагерю. И кто сможет управлять этим лагерем, тот будет стоять у власти в России.
Потому что от единого лагеря нельзя избавиться ни деньгами, ни благополучием, а только совестью. А на сегодняшний день гораздо выгоднее ее не иметь, потому что честный труд сегодня обрекает человека на нищенство, воровать по крупному и по малому может помешать только совесть.
Вряд ли власть думает о совести и спасении людей, когда сегодня посылает священнослужителя в тюрьму. Скорее всего, это все тоже следование Западу.
Но в действительности тюрьма как раз является местом, где сегодня хорошо принимают священника. Посланный по приказу, он в тюрьме оказывается на своем месте, среди паствы. И таких Николаев, описанных выше, там не мало. Конечно, у них еще остается привычка заимствовать чужое, но появляется и совесть, и духовный опыт. Где более всего сейчас читают духовной литературы? В тюрьме. Где молятся сегодня? В тюрьме. Многие пожизненники упражняются в Иисусовой молитве и вычитывают весь дневной круг богослужений. Нигде так горячо сегодня не молятся, как в тюрьме!
Тогда вопрос: о каком возращении в общество (ресоциализации) можно говорить сегодня? Чтобы сделать этого Николая вновь безбожником, подтолкнуть его к старой работе? Или лучше ему все дальше сидеть в тюрьме, чтобы не было искушений?
Павел Троицкий, специально для Русской народной линии