Война привела в движение такие массы населения, что можно было бы говорить о новом переселении народов, если бы для многих все не завершилось гибельно. Предчувствие смерти и ее запах не то, чтобы сводили с ума, но иногда влекли вырождение естественных и присущих человеку чувств, моральных и христианских ценностей, за долгую историю человечества словно живительным соком напитавших наследственные гены. Война одномоментно делила страны и семьи на своих и врагов, а мир еще живущих - на жертв и палачей.
Прошлогодняя премьера телесериала «Палач» невольно заставила сверить киноверсию судьбы и злодейств Тоньки - пулеметчицы с архивными материалами. На брянской земле ее имя уже имело лютую славу со времени оккупации гитлеровской Германией. После приговора суда в ноябре 1978 год, определившего военной преступнице высшую меру наказания, смертную казнь, были преданы огласке через местную партийную газету некоторые следственные документы органов госбезопасности. Ее искали более тридцати лет. Парфенову - по рождению. Макарову - по документам, когда учительница школы в соседней смоленской деревне ошиблась, вписав первоклассницу в журнал по ее отчеству, как она на старорусский лад назвалась дочерью Макарова. Так и пошла дальше по жизни Макаровой. Гинзбург - по послевоенному замужеству: полагала в еврейских фамилиях спрятаться будто в спасительных дебрях. А тогда она расстреливала всех, кем немцы, полицаи и новобранцы образованной в так называемом Локотском округе самоуправления воинского формирования из окруженцев, дезертиров Красной Армии после облав и карательных операций периодически, от казни к казни, набивали конюшню со стенами метровой толщины бывшего Брасовского имения царской семьи. Известно, что Макарова, недавняя полевая санитарка, расстреляла из пулемета за стенами старой конюшни более полутора тысяч человек (по суду доказано ее участие в гибели 200 местных жителей и партизан, безымянных не считали).
Тонька-пулеметчица до войны |
Тонька-пулеметчица во время войны |
В СССР она была единственной женщиной, казненной по приговору суда за военные злодеяния. Никто не минует и божьего суда. Есть еще кара внутренним тленом. Это - процесс, природа которого отмечена в священных текстах. Пороки, исходящие из человека, оскверняют его. Признаки внутреннего опоганивания беспредельным злом, распада души независимо от воли и сознания узнаваемы в слове, голосе, взгляде, меняют лицо. Не надо быть физиономистом, чтобы, сравнив два снимка палача, довоенную карточку и фото военной поры, распознать дьявольские отметины. Разве скажешь, что эти фотографии сделаны с разницей в три года...
Особенно наглядна деформация лиц женщин под воздействием причин, уничтожающих их божественное назначение и, по выражению русского философа Н.Бердяева, стихийно женственный порядок природы, когда инстинкты продолжения рода вытесняются обычаем насильственного умерщвления человека.
Ирма Грезе до войны |
Ирма Грезе во время войны |
Архивные снимки дают представление о внешней деформации и другого палача последней мировой войны немки Ирмы Грезе. Он родилась в один год с Тонькой - пулеметчицей, также в крестьянской семье. Романтическая девушка мечтала стать актрисой кино. Но уже в 19 лет надела униформу надзирателя. За ней также тысячи жертв в концлагерях смерти Равенсбрюк, Освенцим, Берген - Бельзен.
Она носила тяжелые сапоги, чтобы с одного или нескольких ударов забить насмерть женщин, опрокинутых наземь ударом ее плети. Под настроение могла расстрелять или затравить овчарками - людоедами любого узника. Произвольно отбирала заключенныхв газовые камеры. Невольники называли ее «дьяволом», лагерное начальство льстило ей, отзываясь о жестокой надсмотрщице, как о «светловолосом дьяволе». Сравниваемый образ оставался неизменным, поскольку немка стала олицетворением зла. На лице прочно закрепилась гримаса, вселявшая в человека ужас. По приговору военного трибунала Грезе была повешена в декабре 1945 года.
История, как известно, не имеет сослагательного наклонения. Но что стало бы с земным миром, если бы в нем торжествовали победу такие носители зла, рождали себе подобных?
Греческий православный святитель Илия Минятий, живший на стыке 16 и 17 веков, в одной из проповедей сказал: «...Беспредельноезло и уничтожить может только беспредельная сила». Таким фактором стала Красная Армия, с первого дня войны собиравшая силы до их беспредельного значения и особенно тогда, когда в кровавое лихолетье с православной веры советским государством были сняты все запретные печати.
Николай Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени