itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Психоманипуляции в деструктивных сектах («проделки Остапа Бендера»)

0
684
Время на чтение 20 минут

Не так давно в качестве эксперта-сектоведа меня пригласили на местное киевское телевидение в ток-шоу «Шустров-тв». Поначалу меня поразило сходство в звучании с политическим тв-шоу Шустер-Лайф, явно не миссионерской площадкой для богослова. Не больно я изумился, когда во время записи шоу вместо экспертизы одной из неоязыческих сект, вдруг обнаружил, что подвергаюсь самым грубым и примитивным политическим манипуляциям на тему Кремля, российской агрессии, русского мира. Таким образом зрителя подводили к запрограммированному выводу о том, что эта секта есть не что иное, как проект... российских спецслужб! Полагаю, что в этом контексте имеет смысл поговорить подробнее о психоманипуляциях и припомнить проделки «великого комбинатора» - литературного персонажа Остапа Бендера.

Использование современными сектами психотехник не случайно. Ведь по сути своей все секты в той или иной степени деструктивны и тоталитарны. Их «учения» по сравнению с мировыми религиями частичны, примитивны и для культурного человека малоинтересны. Именно отсюда в сектах процветает усиленное внимание к психотехнике, которая абсолютизируется и подается как способ победоносного управления собой, своим телом, сознанием и окружающим миром. К этому очень склоны стремиться многие современные люди, освоившие разного рода малонаучные мифологии, и мистики, верящие в необычайную силу знания. На деле же психотехника в секте является сильнейшим орудием «учителей» для управления своими ведомыми, контроля над ними и, в конечном счете, полного порабощения их. Стремление привязать человека любыми способами, подчинить его целиком, закодировать тем или иным приемом его сознание - вот единственно возможный путь удерживать его в организации надолго. И «учителя» прекрасно понимают это.

Именно контроль над людьми и самоутверждение за счет других является ядром и причиной, побуждающей проявление агрессии и насилия. Но поскольку прямое употребление этих проявлений в современном мире малоэффективно, так как является негуманным, грубым, преступным и т.п., то эти же мотивы и цели могут быть реализованы в чисто социально-психологических формах, приобретая внешне благообразные черты при одновременном заявлении самых благостных целей, оставаясь при этом за маской лицемерия. Замаскированные таким образом психоагрессия и психонасилие в известном смысле опаснее прямых и физических норм агрессии и насилия, поскольку часто распределены во времени на мелкие незаметные сегменты и растворены в привычных социальных нормах и ритуалах. В тоталитарных же сектах почти всегда действует принцип, по которому цель оправдывает средства. А основные цели у сектантов - это самоутверждение за счет других, контроль над другими, порабощение их и т.п., причем в глобальных размерах, потому что главной целью, как об этом пишет профессор А.Дворкин: «...является заполнение тех влиятельных позиций, которые помогут им навязать свою организацию, свое вероучение области, стране, миру» . Отсюда и средства для достижения сих целей используются в наше время особо эффективные, то есть психологические воздействия, в большинстве своем насильственные и манипулятивные, но помогающие подчинить лидерам сект своих адептов.

Определение терминов психоманипуляция и психонасилие приблизительно таково:

Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Психонасилие - это социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности или социальной группы, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав приводящее к социальному, физическому или материальному ущербу .

Манипуляция часто рассматривается как инструмент психонасилия, а также, как сочетание скрытого психологического насилия с эксплуатацией. Таким образом, можно утверждать, что психологическое насилие включает в себя как виды прямого негативного психологического воздействия, так и преимущественно манипулятивные, которые скрытно побуждают другого человека к действиям, наносящим ему же вред.

Спектр психонасилия включает в себя: психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты...), психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, беспокойство, депрессии, агрессивность, уступчивость...), психологические взаимодействия (бесчувственность, ригидность, безответственность...). К примеру, почти во всех сектах при вербовке используется либо ложь, либо умалчивается об истинном содержании учения секты. Скажем, «Трансцендентальная медитация» проводит абсолютно бесплатную вводную лекцию о своем научном методе, не связанном с религией. Муниты, обращаясь к людям на улицах, как правило, говорят, что являются не религиозной, а молодежной студенческой организацией. Главное для них - затащить вас на двухдневный семинар, чтобы оставить и на третий, и на четвертый день, и вообще, удержать как можно дольше, чтобы успешно адаптировать вас в организации.

По субъектам и объектам можно выделить три вида психонасилия: межличностное, групповое и массовое, из которых второе наиболее часто используется сектантами, поскольку секта всегда представляет собой группу. На каждого члена группы оказывается групповое давление, чтобы он подчинялся воле большинства. Широко практикуются общественные поощрение и порицание.

Известны случаи, когда члены секты подвергались многочасовому общественному обличению и проработке за посещение богослужения в другой конфессии . В группе сектантов более всего объединяет авторитет учителя и личное отношение с другими членами секты. Отсюда, противостоящая большим религия железная, все пронизывающая организованность сект, их стремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром.

Приемами психоманипуляции в совершенстве владел литературный персонаж Остап Бендер: на межличностном уровне во взаимоотношениях с «раскисшим» дворянином Кисой Воробьяниновым и мадам Грицацуевой, с коей сочетался фиктивным браком; на групповом - во время шахматного сеанса одновременной игры и, наконец, на массовом - когда за счет найденных (увы, не товарищем Бендером) бриллиантов построили «дворец культуры» и стали оболванивать широкие народные массы (в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова).

Это, собственно, и есть тоталитарность: культивирование слепого подчинения авторитету (пусть иногда и узко групповому), суровая организация, всеобщий контроль всех сторон жизни члена секты. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализируется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации, целей всяческих «гуру», «учителей», «руководящих корпораций» и т.п.

Вследствие постоянной психологической обработки со стороны лидеров, в тоталитарных культах происходит трансформация группового мышления, например, однородность членов группы не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется лидерами группы. Харизматичный лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является «группой принятия решений», то есть, этот процесс принятия решений находится вне зависимости от рядовых сектантов.

Индивидуальное стремление последних принадлежать к группе формируется через постоянное суровое испытание их верности культовым идеалам с использованием практики «кнута и пряника».

Таким образом культ становится определяющей ценностной направленностью жизнедеятельности человека и единственным главным источником личностных связей членов секты.

Второе - это деиндивидуализация как результат стремления членов группы к однородности. Упраздняются старые принципы и «принимаются» новые стереотипы поведения, одобренные группой. Здесь общественное бытие (сектантское) определяет сознание индивида...

Третье - это регулярные спонтанные и кратковременные стрессовые ситуации, которые имеют вид жесткого социального контроля, используемого как инструмент чувств вины, страха и презрения за личное прошлое с целью создания постоянного эмоционального напряжения и надежды на привлекательное будущее. Между тем достижение его для адептов возможно лишь при условии обязательного строгого наблюдения внутригрупповой регламентации, которая утверждена и действует исключительно в интересах элиты («группы принятия решений»). Таким образом, наблюдается отчуждение относительно процесса принятия решений личностью. В секте все решает лидер, правящая корпорация (элита), доктрина. Все остальные должны лишь исполнять.

Четвертое - преждевременное соглашение с мнением группы модифицируется в соответствии с культовой доктриной. При условии возможности критиковать решения элиты необходимым становится неадекватное обожение как самой доктрины, так и ее носителей: доктрина -единственный путь к правде, с ней недостаточно соглашаться, ей нужно соответствовать .

Когда человек поддается влиянию всеобщего действия, он начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения.

Таким образом, человек, попавший под давление группы и изменивший, в той или иной мере, свое мнение или поведение, начинает ощущать согласованность, напряжение, необходимость перемен.

Ведь, согласно теории когнитивного диссонанса, разработанной психологом Леоном Фестингером, человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением. Если заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, мысли, чувства меняются. Если убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Для подавления дискомфортного ощущения внутреннего конфликта мы меняем наши мысли и чувства, чтобы они оправдывали наше поведение (эффект самоубеждения). Изменение повлечет за собой изменение и другого, чтобы сгладить противоречие. Когда мысли и чувства меняются, меняется поведение, меняется и вся личность. Если при этом информация, которую получает человек, жестко дозируется или цензурируется, то он лишается возможности анализировать и утрачивает возможность размышлять, что стимулирует изменение его сознания .

Подобная практика многих тоталитарных сект дает возможность программировать адептов на нужное поведение.

После погружения в транс объекта при помощи применения отдельных слов и представлений, трансформируют в желательную плоскость всю представляющуюся личность. Такую акцию осуществляют с помощью специальных установленных кодовых фраз, причем операторов может быть несколько. Подобным образом можно закодировать объект на конкретное действие, которое он обязан будет исполнить, если услышит кодовое слово.

Решающее значение имеет доверие к внушающему, его авторитет. В отличие от убеждения, где главное воздействие оказывают рациональные аргументы, внушение апеллирует, прежде всего, к эмоциональной стороне человеческой психики.

Главным внушающим фактором здесь является слово. Для обеспечения максимального внушающего воздействия используются выразительные средства речи: ритмику, интонацию, ударение, паузы, периодические повторения одних и тех же слов. А также существует своя музыка, своя художественная литература, свой молодежный сленг, практики молитвенных башен (так называемая круглосуточная молитва, которая разделяется на молодых людей, обязанных в течение часа независимо от времени суток посвятить этой молитве).

Во внушении человек чувствует себя свободным и в выборе целей, и в своих действиях, хотя действительных движущих сил своего поведения не осознает (не знает). Еще Спиноза замечал: «Люди только потому считают себя свободными, что свои действия они осознают, а причин, которыми эти действия определяются, не знают».

Большое значение для манипуляции имеют такие автоматизмы как инерция, сила привычки, навыки выполнения какой-либо работы. Предсказуемым человеком управлять легче. Сюда же относится и знание характера человека, т.е. использование типичных для данного человека способов и средств достижения им своих целей.

Можно управлять с помощью умозаключений, а также использовать для манипулятивного воздействия собственно личностные структуры адресата - те, что определяют его как субъект для принятия решения. Способами побуждения могут быть намеки, постановка задачи, имитация процесса решения проблемы. В результате сама личность превращается в средство влияния на человека.

Глубинная сущность манипуляционного намерения заключается в стремлении переложить ответственность за совершаемые действия на адресата, в то время как выигрыш достается манипулятору.

Для этого он организует воздействие так, чтобы у адресата осталась иллюзия собственной свободы в принятии решения и чтобы он заявил: «Я выбор сделал сам». В результате, человек оказывается в положении побуждающего самого себя на достижение цели, указанной манипулятором.

Все описанные механизмы манипуляции, и особенно управление личностью, очень умело используются руководителями культов для формирования удобной для них личности адепта, стереотипов поведения и мышления с целью побуждения к деятельности в своих интересах по агрессивному распространению учения и вербовке новых членов. При этом создают иллюзии удовлетворения всех потребностей человека и полного счастья, необходимого для него в жизни, если он четко будет следовать всем правилам и нормам, введенным в организации культа.

В условиях сильнейшей психологической зависимости от секты через 2-5 лет обработки сказывается сила принятой ролевой позиции, Навязанный сценарий жизни становится необходимой потребностью, и адепт заявляет, что он самостоятельно сделал выбор веры и стиля жизни, открыл для себя «истину» и готов до конца жизни преданно служить своей организации.

Это обстоятельство делает практически невозможным возврат адептов во внешний мир, к самостоятельной жизни без дополнительной помощи специалистов.

Таким образом, происходит разрушение индивидуальности адептов культов, подчинение целей их жизни интересам лидеров организации, переоценка их ценностей, что приводит к социальной дезадаптации в нашем обществе. Причиной этому является психологическая незрелость личности вовлекаемых в культы людей.

Подобные сообщества несут угрозу существованию социума и самого государства. Действуя под маской безобидной йоги или тренинга, обещающих незамедлительный успех, активно вербуют новых и новых рекрутов в свои ряды.

Секты сегодня развились, укоренились, многие из них внешне приобрели респектабельность и вовсю рвутся во власть. Картина сегодня существенно изменилась - до 80-х годов секта для нас, за редким исключением, было что-то экзотическое, приплывшее из-за рубежа. И если раньше, при изучении сект, приходилось опираться при их анализе и дифференциации на зарубежных специалистов, то сейчас зарубежные специалисты наблюдают распространение наших доморощенных сект за рубежом. И уже им приходится консультироваться с нашими сектоведами: Л.Дворкиным, А.Питановым, свящ. Андреем Хвыля-Олинтером, В.Волковым и др. Сегодня количество доморощенных сект догоняет по численности зарубежные. И, помимо этого, они стремятся уже укорениться в странах Европы и США.

Чаще всего, говоря о сектах, обычно вспоминают об отписанных в их пользу квартирах, имуществе и т.д. Но это ли главное? Нет. Главное - это власть. Это когда лидер обретает эту власть над душами и телами других людей. Самореализация и амбиции людей, стоящих у руля таких сообществ. Канадский специалист по сектам Стефан Керц - социолог и религиовед, пришел к выводу, что все эти люди страдают от злокачественного нарциссизма. Со временем это перерастает в психиатрический диагноз. Секта всегда представляет, как мы выше отмечали, опасность на четырех уровнях: для личности, для семьи, для общества, для государства. Каждая секта - это «государство в государстве»: структура со своим правительством, со своей системой исполнения наказаний, со своими налогами, службой занятости, охраны, инфраструктурой и т.д. То есть на территории государства действует структура с независимыми от государства законами, и эти «законы» гораздо важнее государственных.

Очевидно и то, что секты сегодня, хотим мы того, или не хотим, являются и важным фактором международной политики. Целый ряд стран, и прежде всего США, используют сектантский фактор для достижения своих внешнеполитических целей. Это началось с 1998 года, когда Конгресс США принял «Акт о международной религиозной свободе», согласно которой любая организация в любой стране мира, которая заявляет себя религиозной - признается правительством США таковой. Поэтому, если на эту организацию будет оказано давление (то есть попытаются поставить ее в рамки закона), то США имеют право вмешаться и накладывать санкции на правительство той страны, где эта организация находится.

Допустим, в Киеве несколько человек организовали теневую фирму по отмыванию денег, но назвали ее религиозной. Соответственно, Минюст не признает ее религиозной, отказывается ее регистрировать, или только как коммерческую с обязательным взысканием налогов. Тогда они подают через адвокатов в суд - и с этого момента правительство США имеет право вмешаться, написать в каком-то международном отчете, что в Украине попираются права верующих, и наложить санкции на страну.

Сектантские организации, помимо прочего, являются фактором разделения и фактором манипуляции - например, международного давления, отделения потенциального противника от лояльных групп и проч. Они в любой момент могут стать «агентами влияния», когда это будет востребовано потенциальным противником.

В области психиатрии они также несут угрозу психическому здоровью людей. Наблюдаются суициды, особенно по выходу из сектантских структур. Глубокие затяжные депрессии. А, теряя имущество в секте, человек теряет социальную мотивацию, ценностные ориентиры, постепенно маргинализируется и становится асоциальным элементом.

Вербальное общение

В структуру речевого общения входят:

1. Сами слова и фразы. Значение и смысл слов, фраз в нашей жизни видно из пословицы: «Разум человека проявляется в ясности его речи». Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и еe доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что для более сильной внушаемости слушателей используемая в проповедях сектантов речь является быстрой, резкой, им присуща прерывистая манера речи.

Важны также выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; нулевые звуки - паузы; звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» «а-а-а», "Али-лу-ия-я» и др.

Вначале было Слово, а мысль была впервые побуждением или образом. Но для того, чтобы сделать образы понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения язык. Язык - это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и он же - основной инструмент коммуникации. Это «могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет возможности для создания барьеров. При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны. При этом большинство людей относится к языку как к воздуху, пользуется им, даже не замечая его. Язык часто опережает мысли или вообще не подчиняется им. Слово может «сорваться», человек может «ляпнуть» что-то, или постоянно «трепать языком», почти не задумываясь о том, что создает этим определенные установки у окружающих, подталкивает их к конкретным реакциям и конкретному поведению: «как аукнется, так откликнется». И отклик этот при грамотном пользовании словами вполне можно прогнозировать заранее и даже формировать. Этим искусством владеют люди, умеющие быть убедительными и эффективными в человеческих отношениях, будь то диалог двух сослуживцев, или выступление президента страны по телевидению. Конечно, для этого нужно владеть языком несколько лучше Эллочки-Людоедки, хотя и она достигала замечательных результатов при при помощи трех десятков слов (у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях»).

Также слова в речи могут затихать или, наоборот, возвышаться с криком, и очень много сектантских проповедников этим приемом пользуются. Аделаджа при молитве часто использует крик: «...Да, эти проявления - жестикуляция и крики - присутствуют в моей молитве. Я, например, люблю кричать... И это способствует получению ответа на мою молитву».

Очень часто возникающая иллюзия взаимопонимания связана с тем, что люди пользуются одними и теми же знаками (в т.ч., словами) для обозначения совершенно разных вещей. Семантические - смысловые - барьеры могут вызываться социальными, культурными, психологическими и другими причинами.

Регулятивная функция «управляет» процессом общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседниками. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника (т.е. стимулирование беседы) - именно в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.

Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность «отвести душу», выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны "досрочно" оборвать подобный контакт.

Для человеческой коммуникации, в отличие от модели простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы, как стиль, контекст и подтекст.

Невербальные средства общения.

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

С тех пор, как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное - это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, «до двух третей сообщений, полученных каким - либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи». Наряду с речевым восприятием, между людьми постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Общение без слов - иногда самое емкое и достоверное в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет паралингвистическую деятельность и относит к ней различные жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Особенно супружеские пары, где царит взаимопонимание - там слова лишние.

Невербальное общение не так сильно структурировано, как вербальное. Не существует общепринятых словарей и правил компоновки (грамматики) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Можно обмануть словами, но нельзя обмануть голосом. Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются невербально. Согласно оценкам ученых, 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Посмотрите, как выходят на сцену сектантские лидеры, проповедники и своей мимикой, жестами, словами, плюс к этому под аккомпанировку музыки - вводят в транс, харизматический экстаз и даже гипноз.

Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полета, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т.п.). В секте данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира (третий глаз) и т.п.

В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушенных форм поведения.

Сама сектомания выбивает человека из колеи, выводит из общества, разрушает семью и все социальные связи. Здесь можно сравнить ситуацию с человеком, находящимся под зависимостью от химических препаратов (ведь сегодня вокруг нас пьют, колются, нюхают). Есть зависимость психологическая, псевдодуховная - именно на нее переходят алкоголики и наркоманы, проходя в сектах так называемую «программу реабилитации», а по сути вербовки в подобные организации. Происходит лишь переключение с одной зависимости на другую (на сектозависимость). По сути же ничего не меняется: просто уходит химический фактор и заменяется фактором психологическим. Это т.н. эндорфиновая зависимость. У человека вырабатывается адреналин как у футбольных болельщиков, как на рок-концертах у присутствующих тусовщиков, где активно «работает» психология толпы. Адреналин - это аналог галлюциногенных веществ, который вводит человека в измененное состояние сознания (ИСС). Расширенный зрачок, мурашки по коже, эйфория. Некое своеобразное наркотическое опьянение на групповых собраниях, где пастор-манипулятор со сцены продуцирует такое состояние, а окружающая среда довершает начатое. Хочется повторить это переживание снова и снова. Наступает привыкание. Потом у адепта начинаются такие же «ломки» как при наркотической зависимости. «Вы чувствуете! В Вас вошел Дух Святой! Аллилуйя!» Кричите все : «Аллилуйя! Громче! Не слышу!» И тому подобное. Главное растормошить толпу, чтобы все почувствовали и пережили «дух святой». Если это происходит, то толпа бьется в конвульсиях, визжит, падает «в духе». Происходит перезависимость - переключение химической зависимости на психологическую и групповую. Вчерашние наркоманы и алкоголики не вылечились, они все также потеряны для общества, потому что прочно сидят в сектантских ячейках, сектозависимы, и достаточно им покинуть секту, как они срываются и опять «подсаживаются на иглу» или стакан. Тогда их снова в секте «переподшивают», и все возвращается на «круги своя». Эти люди живые и трезвые, пока находятся в секте, на психологической игле - вопрос ресоциализации для них не решен. Поэтому то, о чем так любят разглагольствовать сектанты, и о чем они повсеместно трубят в СМИ - это попытка желаемое выдать за действительное. Алкоголики и наркоманы, ушедшие из общества в секту, здоровыми в общество не возвращаются.

Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения. Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств - параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки.

Большинство из нас не отдает себе отчета в значении невербалики, привычно думая, что большую часть информации мы получаем благодаря словесно-знаковой системе - языку.

Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам. Мы часто ссылаемся на интуицию, говорим о « шестом чувстве», благодаря которому, например, замечаем неискренность или обман собеседника. На самом деле - это просто внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным деталям, умение читать несловесные сигналы и отмечать их несовпадение с тем, что говорится - «неконгруэнтность» коммуникативных приемов. Собственно, еще древние сознавали это, о чем говорит само происхождение слова (латинское «intueri») «интуиция» - означает просто «внимательно смотреть».

Профессор Виктор Михайлович Чернышев

Источники:

Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты, опыт мистического исследования. - Нижний Новгород, 2000.

Волков Е.Н. Психологическое (групповое и манипулятивное) насилие в сфере религиозных отношений; признаки, критерии и конкретные проявления с точки зрения социального психолога. www.politik.org.ua

Чернышев В.М. Религиоведение. - К., 2007.

Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Справочник. - Белгород, 2002.

Петрик В.М. Сучаснітехнології та засобиманіпулюваннясвідомістю, веденняінформаційнихвійн і спеціальнихінформаційнихоперацій. - К., 2006.

Чернышев В.М. Сектоведение. - Киев, 2006.

Доклад сотрудника Саратовского регионального отделения Центра религиоведческих исследований Мизюка Андрея Игоревича на VI Покровских Чтениях (Санкт-Петербург). Sektoved.ru

Спиноза Б. Этика. - М.: 1982. С. 86.

Аделаджа С. Могущественный воин. - Киев: Фарес, 2000.

Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
«Чтобы мы жили как в… Бутане»
Новый комментарий от наталья чистякова
28.11.2023 21:47
«Почти еврей» Милей
Новый комментарий от Русский Иван
28.11.2023 21:44
«Мы стали заложниками безумного матриархата»
Новый комментарий от С. Югов
28.11.2023 20:25
Дураков Русский Царь повесит
Новый комментарий от учитель
28.11.2023 20:12
Наполеон грядет
Новый комментарий от учитель
28.11.2023 20:09
Нужно ли заставлять детей читать?
Новый комментарий от Русский Иван
28.11.2023 17:21