В свете исторической встречи Святейшего Патриарха и Папы Римского видится еще более важным и своевременным конкурс, проведенный РНЛ еще в 2010 году.
Читая совместное заявление Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, вспомнил как несколько лет назад на РНЛ был объявлен конкурс письменных работ на тему о возможности преодоления мировоззренческой пропасти между Западом и Востоком, католичеством и православием.
Тогда также приняв в нем скромное участие, помню мысль, которая была мной тогда сформулирована. Это мысль о том, что преодоление такой пропасти пока невозможно ввиду того, что именно католичество, в силу присущей ему существенной утраты христианского качества смирения, является препятствием к процессу возможного сближения церквей и соответственно преодолению мировоззренческой пропасти между Востоком и Западом.
Тот текст был окончен словами о том, что, в конечном счете, такое разделение проходит через сердца людей. «Изменить же сердца может только Бог, когда люди этого хотят».
И вот, чтобы этот процесс начался, чтобы люди захотели этого, понадобились мученические смерти ближневосточных христиан, которых, как признано в декларации глав церквей, «истребляются целыми семьями, деревнями и городами». Это пример смирения до смерти ради Христа! И ничего больше. И не меньше. Массовое смирение до смерти христиан древних церквей происходит на землях где собственно, и появились первые крупные общины христиан и где люди несли крест исповедания христианства в среде, враждебной им все последнее тысячелетие. И то, как массово, смиренно и безымянно принят ими в виду всего современного мира жребий мученической смерти во имя Христа, говорит о том, что поступали они так, потому что аналогично поступали их предки, которых очевидно так же массово и неоднократно убивали за исповедание христианской веры. И ныне христиане Ближнего Востока и Северной Африки мученически умирают за веру, известные в основном одному Богу. Умирают безымянно, незаметно, без юпитеров, внимания СМИ, которые привыкли определять ценность той или иной информации шкалою ценностей своих по преимуществу нехристианских владельцев, подзабытые своими христианскими собратьями в мире, где исповедание Христа безопасно.
Мир имеет сонм российских новомучеников начала двадцатого века, явленных и неявленных миру. Но в последние годы мир по факту приобрел и сонм новомучеников древних христианских церквей Ближнего Востока.
При том, что встреча иерархов ведущих христианских церквей, носила по существу политический характер, побудительным мотивом ее проведения все же следует считать невидимое влияние силы смирения христианских мучеников.
Ведь и древний Рим некогда стал христианским во многом под влиянием поразительного смирения мучеников, массово убиваемых за верность Христу.
Существенная утрата Римской церковью христианского качества смирения, которое фундаментально для католичества и которое препятствует преодолению мировоззренческой пропасти между Востоком и Западом, которое казалось постоянным, претерпело нечто, что еще нельзя назвать изменением, но как бы реакцией, казалось бы отмершего органа, как бы едва заметным откликом на влагу, почти засохшего растения.
Возможно, это отклик сердец католиков на смирение христиан-мучеников Ближнего Востока.
Как бы там ни было, но кровь, пролитая во имя Христа, не может быть пролита напрасно.