Как тогда, 2000 лет назад, так и теперь стоят трудности, испытания, лукавые искушения и Голгофа для пастырей нашей Церкви.
Мне как раз по этому поводу вспоминается евангельский случай о лукавом и заведомо компрометирующем вопросе фарисеев: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (Мк.12:15-17).
Но сегодня воззрения современного человека и идеологии политические, философско-социальные весьма многообразны.
Этот Евангельский рассказ сейчас бы выглядел так, «перед Христом достали с десяток монет с разными портретами... ». Кому давать дань, какому из этих «кесарей»? Какой форме правления и политическому мировоззрению отдать предпочтение? А ведь верующие при этом имеют разные вкусы. Предстоятель Церкви - Патриарх - будет от лица Церкви выражать определенные политические воззрения одной части общества, то другая часть общества не будет находить места для себя в такой Церкви. Искушения Христа динарием (динариями!) сейчас перед Патриархом в стократ сложнее. И какой бы Патриарх ни пришел, он уже заложник недовольства, с перспективой стать «еретиком» в глазах тех, кто только в призме своих политическо-религиозных воззрений смотрит на деятельность Предстоятеля Церкви.
Давайте рассмотрим патологическое свойство нашего народа вечного недовольства властью. Тогда получается, что согласно народному менталитету и культуре, строгая монархическая дисциплина или, другими словами, византийский деспотизм - единственная продуктивная форма управления и самосохранения. А если выбрать демократично-либеральную избирательность, то Патриархов было бы сотни, тогда вера вряд ли бы сохранилась.
И те, чьи религиозно-политические предпочтения не разделяются Патриархом, заканчивают жизнь поцелуем Иуды - предательством. Ведь в предательстве Иуды прослеживается и экономическо-политический мотив, несбыточность надежд, возложенных на Христа как на сильного земного правителя, победителя и карателя оккупантов-римлян. Иуда требовал от Христа политического «чуда».
Сколько в православии канонизированных Патриархов? Ведь специфика такого послушания всегда связана с искушением денег, славы, властолюбия. Поэтому спастись на таком посту тяжелее всего, не говоря уже о внешних обстоятельствах правления. Прочтите их жития, вы не найдете ни одного Патриарха, который бы при жизни чудотворил и был прозорливым, чтобы им все были довольны в той же православной среде. И если рассмотреть русское патриаршество, историю Церкви, то, очевидно, что нет случайных людей в уделе Богоматери, и только спустя время вырисовывается цельная картина промысла Божия в поступках Патриархов, которым справедливую оценку мы можем дать.
Дипломатия и миротворчество - одно из патриарших послушаний Церкви и отечеству. Так исторически сложилось. Богатая на события история патриархов, как в Византии, так и на Руси, Патриархи выступали в качестве дипломатов переговорщиками, миротворцами-примирителями, в составе императорской свиты, решали значительные социально-политические вопросы в государстве. Были обязательные встречи с политическими и религиозными лидерами, которые не являлись православными. Эти свидетельства мы видим даже на фресках древних храмов. Корреспонденция тех времен, грамоты, переписка, поздравления, соболезнования и т.д. свидетельствуют, что при этом соблюдались официальные титулы иноверцев. Все вышеперечисленные примеры этикета не считались ересью экуменизма или предательством православия, как сегодня, к сожалению, некоторыми квалифицируется. Бескомпромиссное высказывание святых мужей по отношению к ересям и еретикам в эпоху Вселенских Соборов следует рассматривать в аспекте апологетического приема в отстаивания чистоты православного вероучения. Ели такие встречи ведут к изменению догм и вероучения, то они справедливо осуждаются.
Сказано: «Идите и научите все народы», но стоит вспомнить, что в первых веках не все народы считали, что Евангельское учение предназначено для всех народов. Поэтому возникла в христианской среде партия иудео-христиане (1-2 век), которые считали, что только иудеям, а не язычникам, принадлежит благовестие. Усилению такого положения служили исторически сложившиеся религиозно-политическо-этнические мировоззрения, основанные на внутренних преданиях отцов. В то же время (2 век) в христианской среде Рима в противовес иудейству возникает гностическая ересь Маркиона, которая полностью отрицала Ветхий Завет, принадлежность спасения и благовести иудеям. Последователи Маркиона соблюдали строгий аскетизм, чем заслуживали уважения.
Этнофелитизм (или фелитизм) - термин, который появился только в 19 веке, связан с осуждением одноименной ереси, суть которой в следующем -Евангельские истины, каноны Церкви ставятся в угоду этническим и политическим интересам. К сожаление, это явление, и даже не столько Христологические догматы, стало причиной расколов. Оно распространилось на Востоке среди монофизитов, монофилитов, несториан. Когда народы Востока стремились избавиться от византийского национального греческого деспотизма, создавались национальные церкви. Это также послужило развалу Византийской христианской империи. Этой ереси подвластны и современные расколы в православии на Украине - УПЦ КП, УАПЦ, а в католицизме - УГКЦ (греко-католики).
Этот опыт врагами Церкви взят сегодня на вооружение и применяется во всех вышеперечисленных сферах деятельности патриаршества. Учитывая процесс глобализации, проникновения культур и религий, разных политических мировоззрений послушание Патриарха в стократ труднее по сравнению с первыми веками. Ведь при современной насыщенности событий жизнь Патриарха расписана чуть не поминутно минимум на 2 года вперед. Даже отдых ему не принадлежит. И тут очень важна наша помощь, послушание, верность, трезвое понимание. Это востребованная духовная и жизнедеятельная атмосфера Церкви.
Церковь по-разному можно уничтожать, как ересями, так и гонениями, но сейчас при относительном мире одна из тактик врага Церкви - это нападки на личность Патриарха как на институт иерархии, на само внутреннее устройство Церкви. Ведь всем известна истина «убей пастыря - разбегутся овцы».
Всякая, даже малейшая сложность, надуманный и публично раздутый повод служат для нападения на Церковь в лице Патриарха. Взять хотя бы последствия «Гаванской встречи», где ни один догмат и ни один канон не были подвергнуты сомнению. На встрече поднимались вопросы: защита христиан Востока, осуждение униатизма и расколов, свидетельство в о внутреннем противостоянии на Украине, а не внешней агрессии со стороны России. Это духовный и политический успех Москвы - Третьего Рима и возвышение на мировой арене русского патриаршества. В чем явно и очевидно сбываются пророчества старцев Святой Руси! Я подтверждаю, понимаю и уважаю, что есть желание ревности чистоты православия весьма искреннее в тех православных христианах и пастырях, которые все же ошибочно нашли «ересь экуменизма» там, где ее нет. Ведь вышеперечисленные факты дипломатии иерархов в истории Церкви свидетельствуют обратное. Но если бы это было только внутренней проблемой Церкви. Даже если бы были предварительные публичные разъяснения о «встрече», враги Церкви нашли бы больше поводов к сеянию раздора в Церкви. Враги используют против нас же нашу искреннюю ревность о чистоте православия, а где-то и наивность.
Хочу привести такой пример. Мне как постоянному обывателю социальных сетей, которому приходится регулярно мониторить СМИ, пришлось заметить нападки на Церковь с помощью манипуляции религиозных побуждений ревности о чистоте православия.
Думаю, что многим известен ревностный подвижник на Буковине (Черновецкая область, Украина) епископ Лонгин (Жар). Он известен как отец 400 детей, прекрасный хозяйственник. Хочу сделать выдержки из его правдивого и совсем нелестного высказывания по поводу гражданской войны на Украине и о ее новой власти: «Они хотят гибели наших людей...ради своих политических интересов.., они хотят видеть, как православные убивают друг друга... Все это - дело рук проклятой Европы, о которой Святые Отцы говорили: «Не поклоняйтесь зверям», и американцев, которые везде, где только ни вмешаются, сеют лишь вражду и кровопролитие... Сатанисты! Слуги лукавого...».
Так вот, заявление о чистоте православия епископа Лонгина после «Гаванской встречи» вдруг резко и массово распространили в Украине те же «проклятые, слуги лукавого» в своих СМИ, на сайтах, на страницах в социальных сетях, телеканалах олигархов (типа государственные), даже на сайтах украинских радикалов, в том числе и религиозных: униатов и раскольников. А в Российском инфопространстве почти все либеральные сайты, газеты, их псевдопатриотические сайты и страницы в соцсетях и даже те, кто выступал против строительства храма на Торфянке (Москва), вдруг также заговорили о чистоте православия с бесстыдными нападками на Патриарха-«экумениста». Но интересно то, как это было подано: сначала восхваляют труды епископа Лонгина с показом фильма «Форпост» (о детдоме) с призывом «всем распространить и смотреть», а потом подают его заявление и призывы к расколу в РПЦ - не поминать Патриарха, создавать другую церковь и т.д.
Возникает вопрос, почему вдруг украинские радикалы, раскольники, униаты, антиправославная власть, русские либералы и русофобы, богоборцы Торфянки вдруг слились в любовный союз с ревнителями православной чистоты?
Колониальные радикальные власти создают антирусский форпост в Украине, где «поместная» церковь должна выполнять идеологические задачи. Сейчас по Украине происходит волна захватов православных храмов канонической Церкви радикалами-раскольниками, убийства православных священников и их родственников, монахинь, видных писателей и общественных деятелей. Ищется любой повод для нападений на Патриарха, который лично сам «готовит боевиков», в храмах которого «купленная свечка - это деньги на пулю украинскому солдату». Патриарху приходится нести тяжелое бремя Христово. Даже неудивительно, что после провозглашение президентом Порошенко создания в Украине «Поместной Церкви» нападки на Патриарха Кирилла только усилятся. Мы, его паства, не должны выносить внутренние церковные проблемы наружу, что оборачивается осмеянием, манипуляциями и провокациями против нас. Ведь все сводится к одному - «убей пастыря - разбегутся овцы».
Пользуясь случаем, всех вас, братья и сестры, искренне поздравляю со светлым праздником Пасхой Христовой!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук