Русский Мир, евразийство и панславизм: есть ли отличия, и какой путь приемлем для России?

0
752
Время на чтение 5 минут

Либеральная идеология сегодня переживает период острейшего кризиса - это совершенно очевидно. Либерализм всегда был вредительским и антигосударственным течением, в сущностном отношении ровным счетом ничего не поменялось века с 17. Просто если раньше либеральную идеологию исповедовали формальные и официально признанные мыслители, то теперь наиболее фанатичными адептами либерализма являются люди, в большинстве своем крайне далекие от интеллектуальной элиты, которые жаждут стихийной и ничем не ограниченной «свободы» проявления всех своих патологий. В редчайших случаях, если речь все-таки о либеральных интеллектуалах, - это обычно неприкрытые и идейные враги любой общественной организации. Сущность либерализма всегда была гнилой и патологической, только если раньше крайне привлекательной была либеральная оболочка, то ныне она, пожалуй, стала еще более гнилой и еще менее привлекательной, нежели либеральная сущность. Можно считать, что высокая идея либерализма (по крайней мере, рассчитанная на адекватных людей) отмерла. Скорее всего, безвозвратно и необратимо.

Но беда в том, что и патриотическая идеология на сегодняшний день довольно слабо структурирована и в общем-то, по сути дела, аморфна. Тем не менее, попробуем выделить основополагающие направления патриотической идеологии, проанализировать каждое из них и выбрать наиболее приемлемое для нашей страны на данном этапе ее существования.

Начать предлагаю с рассмотрения панславизма. Родоначальником идеи панславизма был Юрий Крижанич, хотя в 17 веке такого термина, как «панславизм», еще не существовало. В дальнейшем идея панславизма была развита Паулем Йозефом Шафариком, Самуэлом Томашиком и прочими. Суть панславизма вкратце можно свести к следующей формуле: славяне всего мира должны объединиться - как идейно, так и территориально, - причем допускается возможность единения только и исключительно славян, даже в отрыве от других народов. При этом делается акцент на культурно-цивилизационную специфику славянства. Но именно тут-то и возникают затруднения, уничтожающие на корню и в зародыше панславистскую идею.

Во-первых, очевидно, что объединение всегда должно происходить вокруг какой-либо, скажем так, системообразующей нации, даже в рамках одной этнической общности. Это охотно признают и сами панслависты. Но при этом каждый признанный теоретик панславизма упорно называл потенциально системо- и государствообразующей именно свою нацию, категорически не признавая поползновений других славянских наций на лидирующую роль. Разумеется, такой непримиримый и шовинистический подход неизбежно породил бы острейшие конфликты внутри самой славянской общности, и уже поэтому проект панславизма обречен на провал.

Во-вторых, национальный изоляционизм, с вытекающим экономическим и культурным изоляционизмом, вряд ли можно назвать позитивной перспективой. Гибельной для любой нации является ее зависимость от других наций, но не менее гибельным является и изоляционизм. Во всяком случае, мировая история едва ли знает примеры развитой цивилизации, находящейся в положении самоизоляции. В этом смысле карикатурно-гротескной формой панславизма являются бритоголовые дебилы, с битами в руках крушащие прилавки и категорически не способные к какому-либо труду. И даже более того, в таком формате панславизм легко способен стать орудием в руках деградировавшего либерализма (да, собственно, не только способен, но часто и становится).

Значительно более приемлемыми автору заметки видятся идеи Русского Мира и евразийства. Для начала - немного предыстории...

Идеи Русского Мира и евразийства (я позволю себе объединить их все же в одну группу, поскольку, как я сказал, эти идеи почти идентичны) были выдвинуты в 19 веке. Эти идеи были выдвинуты такими гигантами общественно-политической мысли, как Достоевский, Данилевский, иногда к этой же плеяде относят Федорова, в дальнейшем были развиты Трубецким, Вернадским, Савицким и многими-многими другими, вплоть до дня сегодняшнего. Если свести две эти идеи к общему знаменателю, то получается примерно следующая сентенция: у Русского государства особая миссия, заключающаяся в претворении в жизнь идеи планетарной справедливости, а также идеи консолидации, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга народов.

Но есть все же одно несущественное отличие. Точнее, наверное, даже не отличие, отличием-то это не назовешь... Русский Мир и евразийство соотносятся как общее и частное: если в первом случае делается акцент на планетарную миссию России, то во втором случае акцентированно подчеркнута ценность географического положения нашей страны. Но обе эти характеристики (и идейно-политическая, и географическая) исключительно значимы для нашей цивилизации, поэтому концепции Русского Мира и евразийства органически взаимодополняемы - и, даже более того, они необходимо должны выступать как грани одной и той же государственно-патриотической русской идеологии.

Автору предлагаемой Вашему вниманию заметки наиболее перспективной видится идея Русского Мира в евразийском формате. Так уж получилось, что наша история ориентирована на два континента, а значит, мы не можем замыкаться в скорлупе абстрактного панславизма, который, при наличии именно нашего исторического фундамента, есть не что иное, как гибель. Мы многонациональны и иерархичны, у нас высокие цели и глобальные задачи, о нас невозможно умолчать, нас невозможно не заметить! Все остальное - от лукавого! Великолепнейшим образом эту позицию выразил Столыпин: «Отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, Вы не превратите его в одноглавого орла, Вы заставите его только истечь кровью».

Завершить заметку я хочу на высокой, даже на выспренной, но, вместе с тем, на более чем прагматичной ноте: пора, в конце концов, прекращать зависеть от решений МВФ, ФРС, ОПЕК и прочих чуждых и враждебных нам структур!А для этого начать нужно с непротиворечивой и адекватной национальной идеи, которая бы содействовала мощи и процветанию, а не карикатуризации и маргинализации. Карикатуризация и маргинализация - неотъемлемые либеральные, но никак не патриотические атрибуты, прошу об этом не забывать!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Русский Мир, евразийство и панславизм: есть ли отличия, и какой путь приемлем для России?

Мы можем придумывать различные философские схемы. Но если они создаются высокоумием, в отрыве от реальности бытия, только запутывают других. Правда, тщеславие подкармливают. Сам ход русского этногенеза подводит к тому, что русские вместе с десятками других народов создали русско-евразийское этногенетическое поле суперэтнического порядка, русско-евразийскую культуру, русско-евразийское государство. Уже по переписи 1897 г. инородцев или евразийцев было 25%. А в 1989 г. уже чуть больше половины, но уже высокий процент потомков от смешанных браков. То есть, налицо уравновешивание русского и евразийского. ДОлжно исходить из того, что есть в реальности, не только из желания продвинуть русскую идею. Следующий этап русско-евразийского этногенеза уже начался. Его суть в том, что русское этногенетическое поле ослаблено в 20 в., разделено на русское, украинское и белорусское. Русские пассионарии выбиты революционными преобразованиями и войнами, голодовками и абортами. Оттого и эпицентр русского этногенеза в Волго-Окском междуречье слабеет. В то же время на смену ему набирает обороты эпицентр уже суперэтнического значения, русско-евразийского характера на Южном Урале. Впереди несколько сотен лет уравновешивания русского и евразийского. При этом философам неплохо бы понимать, что русские евразийских степей, Новоросии, Поволжья и Сибири по своему этногенетическому отличаются от русских центральных регионов. Причина во взаимном смешении, ассимиляции с местными народами. Есть ещё одна опасность для русского народа. Европейское давление с Запада уже началось. Украинизация и белоруссизация русских западных окраин только помогает этому европейскому продвижению. С юго-востока нависает высокой волной китайское цунами. В силу снижения пассионарности русского этноса, мы будем вынуждены принимать и тех, и других. И ещё не факт, кто из них будет лучше - европейцы и китайцы, или бывшие и сегодняшние наши сограждане каказцы и среднеазиаты. Этногенез основан на законах живого мира, постоянном смешении через кровнородственные браки, сложении новых народов на основе многих других. Закон самосохранения вырабатывает способы адаптации, создания новых антропологических типов. Семь тысяч лет назад было дано начало современному европейскому и китайскому типу. Но вот уже формируется евразийский в Северной Евразии. Образовывается евразийское этногенетическое поле. Вослед ему культурное пространство, экономическая интеграция, политическое объединение. Новые пришельцы из Европы и Китая будут нести свою философию, мировоззрение, культурный код. Их масса будет превышать нашу. Мы уже бездарно отдали русских Малой и Белой Руси. Потому что много рассуждали на отвлечённые темы, отмахиваясь от реалий.
Абазинский / 29.01.2016, 20:54

4. Re: Русский Мир, евразийство и панславизм: есть ли отличия, и какой путь приемлем для России?

Я предлагаю просто поработать: и вообще и над собой в частности - перестать пить и курить, перестать кидать фантики мимо урны, сквернословить, смотреть тупые телешоу.
рудовский / 27.01.2016, 06:10

3. Re: Русский Мир, евразийство и панславизм: есть ли отличия, и какой путь приемлем для России?

ЛИБЕРАЛИЗМ - это "(от лат. liberalis — свободный) — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Л. является не конкретной социальной теорией, а, скорее, особым стилем, или способом, размышления о социальных проблемах, в рамках которого существуют разные, нередко спорящие друг с другом теории." (Философский словарь) То есть, либерализм по сути ставит на первое место личную свободу. Возник он на Западе и отражал развитие западного европейского общества. Расселение европейцев в 16-19 вв. по миру привнесло постулаты либерализма в другие народы. Так как это течение стояло у истоков современных государств, то и называть его "антигосударственным" нельзя. Просто при либеральном подходе предпочтение отдаётся личности, и уже после коллективное. Если присмотреться повнимательнее, то успехи его на Западе очевидны. Другое дело, когда личная свобода воспринимается как вседозволенность. С чем всегда не согласны люди традиции. Которых на Западе также много. Почему сегодня в России "либерализм" превратили в ругательное слово? Может быть потому, что потерявшие власть коммунисты пользуются нашей безграмотностью? Точно также на Западе "коммунизм" ругательное. А его идеи не приемлемы в советском исполнении. Потому что ассоциируются с диктатом коллектива, одной партии. Может быть всё-таки пойдём от естественного развития человечьих сообществ? Не навязывая выбора по типу "или - или". Либерализация экономики в России необходима была после советского времени. Что и делается. Но это не означает того, что мы сваливаемся в какое-то царство вседозволенности. Идёт аккуратный поиск нужного равновесия между личностью и государством с учётом наших исторических особенностей. ЕВРАЗИЙСТВО. Когда мы пойдём от естественного развития, а не от философских придумок, то всё встанет на свои места. Во-первых, человечество развивается через этногенез и историю, этногенетическое и социально-экономическое. Два процесса сопряжены через человека. Во-вторых, в последние тысячелетия происходит ярко выраженная этногенетическая суперэтнизация и социально-экономическая глобализация. То есть, формируются огромные суперэтнические пространства: европейское, китайское, южно-американское и т.д. Но и наше русско-евразийское в границах Российской Империи-СССР. Одновременно происходит глобализация социальная и экономическая, интеграция и унификация. Это видно на примере регионов (Китай, Индия, АСЕАН, ЕС, ЕАЭС и пр.), так и в плане создания мировой геоэкономики, геополитики, общего рынка. Что ослабляет государственно формирующиеся экономики и национальные суверенитеты. В-третьих, русский этнос, рождением от 9 века, в течение 1150 лет расширил территорию обитания от Карпат до Тихого океана, включил в общий этногенез более ста народов Северной Евразии, создавая тем самым через кровно-родственные и кланово-родственные связи суперэтническое этногенетическое поле. В социально-экономическом плане глобализация пространства Северной Евразии воплотилась в проекте Российская Империя-СССР. В 19 веке, когда русско-евразийский суперэтнос сформировался как система, возникла необходимость идентификации русских внутри суперэтнической системы. Но и по отношению к системе европейской. Европейское засилье в российской элите вызвало подъём национальных настроений, условное деления на "славянофилов" и "западников". Демографический взрыв, промышленная революция, либерализация экономики и демократизация жизни общества провоцируют обратное созиданию движение - революционизацию общества. Всё бы ничего, если бы она обогащала идеями и смыслами, но с 1880 г. её влияние на жизнь россиян приобретает эффект обратный. Революционизация превращается в орудие психического разрушения народного организма. Что привело к революциям начала 20 в. Со сменой идеологической вывески осмысление происходящего не закончилось. Так в изгнании рождается идея евразийства. Имея своими истоками русско-евразийскую культурную традицию, евразийцы устраняются от идеи панславянизма. Их предчувствия пытался оформить Л.Н. Гумилёв. Но в свете новых данных евразийство получает этногенетическое обоснование. Поскольку русские своим происхождением обязаны как индоевропейцам Восточной Европы, так и финно-уграм, алтайским или тюркским народам. Как и развитием во времени и пространстве на этногенетической матрице народов Северной Евразии, а не мифических славян. То и наша идеология должна основываться на реалиях этногенеза и истории. Наше русско-евразийское обосновано развитием в течение 1150 лет. И даёт нам право на идентификацию в русско-евразийском качестве. Не умаляя ведущей роли русских, не принижая значения евразийских народов. Когда мы говорим "русский народ", то должны понимать, что за этим многие миллионы кровнородственных ниточек, соединяющих нас с народами Северной Евразии. Когда мы говорим "русская культура европейская", мы лжём не только себе, но и миру. Поскольку всякая культура созидается в местах обитания, а не привносится извне. Когда мы говорим "русское оружие", должны понимать, в нём труд многих из народов иных. Евразийство призвано, на наш взгляд, отразить реальность, заложить основы общей для всех идеологии, предвосхитить обще евразийскую интеграцию. Она по сути началась проектами ЕАЭС и ШОС.
Абазинский / 26.01.2016, 23:37

2. Русский Мир, евразийство и панславизм: есть ли отличия, и какой путь приемлем для России?

Вы извратили смысл написанного)) Я этот вопрос изучал: почти все панслависты конкурировали друг с другом за господствующую роль. Согласия между ними не могло быть в принципе. Достоевский - не евразийство, а более глобальная Русская Идея, или пресловутый Русский Мир. А Данилевский - именно евразиец. Почитайте "Россия и Европа". Его относят к панславистам, но это, как по мне, неправильно, потому что он не призывал замыкаться в себе. Но вообще спорить можно долго, так что я и не буду))) Благодарю Вас за интерес, проявленный к заметке))
il-pozhi-87 / 25.01.2016, 19:21

1. Re: Русский Мир, евразийство и панславизм: есть ли отличия, и какой путь приемлем для России?

В понимании евразийства автором я бы тоже согласился. Да вот беда. Евразийство в понимании современных евразийцев - идея противостоящая идеям Третьего Рима и Русского Мира. Кто-то напрямую из современных евразийцев, а кто-то припудренно обосновывают то, что на смену русского народа на пространствах Евразии приходит какой-то другой "ассимилированный" народ. Не просто обосновывают, а предлагают меры по стимулированию этого процесса. А это - ничем не отличается от марксизма-ленинизма и либеральных подходах по национальному вопросу. Далее, логически, - эрзац-культура. Еще далее - удар по Православию. Мол, если "ассимиляция", то и вопросы веры тоже нужно учитывать. Ислам там и т.д. Также экуменистические всякие мыслишки. Автор говорит: "Идеи Русского Мира и евразийства (я позволю себе объединить их все же в одну группу, поскольку, как я сказал, эти идеи почти идентичны) были выдвинуты в 19 веке. Эти идеи были выдвинуты такими гигантами общественно-политической мысли, как Достоевский, Данилевский". Это не так. Вселенский масштаб мысли Достоевского и Данилевского - не есть "евразийство". По сути, как раз, эти мыслители и не позволяют евразийство рассматривать в качестве Русской Идеи. Ранние евразийцы (за некоторыми уточнениями и пояснениями) могли бы претендовать на разновидность идей Русского Мира. Но далее их идеи были извращены.
А.В. Сошенко / 25.01.2016, 12:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Евгеньевич Пожидаев
«Зависимость исламизма от "мировой закулисы" очевидна»
Правовед Илья Пожидаев о причинах исламистского окраса нынешнего терроризма и методах новейшей антитеррористической работы
23.08.2016
Почему Китай – наш друг, а США – наш враг?
Илья Пожидаев ниспровергает страх, что, дескать, китайцы вот-вот захватят Дальний Восток и Сибирь
18.08.2016
Все статьи Илья Евгеньевич Пожидаев
Последние комментарии
Так убьют Трампа или нет?
Новый комментарий от Русский танкист
20.09.2024 00:57
Что содержала «папка Пригожина»?
Новый комментарий от Константин В.
19.09.2024 18:45
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
19.09.2024 18:09
«Только жертвой вера укрепляется»
Новый комментарий от C. Гальперин
19.09.2024 17:23
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Тов Зеленый
19.09.2024 17:13
Не «Россия» – «Азиопа»?
Новый комментарий от Константин В.
19.09.2024 16:00