О том, что для России наступают грозные времена, что количество вызовов, брошенных нашей стране, увеличивается с каждым днём, читаю я на ряде Интернет-порталов. Пишут об этом и «Русская народная линия», и «Русь Православная», и «Русское имперское движение», и портал газеты «Завтра», и «Политикус.Ру», и «Свободная пресса», да и многие другие. Но выход из создавшегося положения видится всем по-разному. К величайшему сожалению, по-прежнему, сводится он к отрицанию той или иной эпохи в истории страны, к подмене истории мифотворчеством.
Октябрьская революция 1917 года свершилась на гребне отрицания имперской эпохи: большевиками была создана новая идеология, религия объявлялась опиумом для народа, произошло стремительное изменение форм власти и собственности. Были сотворены мифы о царской России как исключительно «тюрьме народов». «Мирная» революция 1991-го года почти полностью отрицала Советскую эпоху - «тюрьму демократии»: идеологией стали призывы к свободе обогащения, под прямым патронатом США создан был класс олигархов. Восстановленные, было, в правах традиционные религии стали во многом вытесняться сектами, разрушительная деятельность которых щедро оплачивалась из-за океана. Возникли новые мифы о необходимости скорейшего встраивания в свободный западный мир. Ущерб, причинённый нашей стране от этой второй за период ХХ века революции, намного превзошёл потери Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.
Давайте, попытаемся ответить на вопрос, почему рухнула имперская Россия, ярые сторонники которой до сих пор видят в ней идеал общественно-политического устройства и призывают к её возрождению. Каждая историческая эпоха являет собой борьбу созидательных и разрушительных сил, внутри её возникают тенденции к иному будущему. Церковный Раскол середины семнадцатого века аукнулся крепостным рабством, ослаблением церкви и государства, ростом революционных настроений в массах и в итоге откликнулся революцией 1917-го года. Неразрешённые вовремя глубинные противоречия Советской эпохи привели к краху СССР. Нынешние коммунисты призывают к восстановлению обновлённого Советского Союза, не утруждая себя анализом причин его краха.
Из уст имперцев звучат призывы о срочном демонтаже всех памятников Ленину, звучат язвительные выпады в адрес тех, кто в год 70-летия Победы счёл нужным поставить в своих городах и весях памятники Сталину, называя их истуканами Джугашвили. Показателен в этом отношении недавний интернет-референдум по переименованию станции московского метро «Войковская». Спор по этой проблеме, как говорят исследования историков, был идеологическим и этическим, но никак не историческим. Участники спора с обеих сторон базировались на мифах вокруг фигуры Войкова.
Более 30% из числа участников референдума потребовали изменить название станции: «Имени Войкова - террориста, палача, детоубийцы, инициатора и активного участника казни царской семьи, который лично уничтожал тела при помощи серной кислоты - его имени не место в топонимике Москвы». Озвученные на порталах имперцев и сторонников монархии характеристики Петра Войкова во многом не соответствовали действительности. Они не подтверждались исследованиями, материалами уголовного дела по убийству царской семьи и историческими источниками. Перед нами, как утверждают историки, сформированный в массовом сознании миф, и это явление последних лет.
В материалах Соколова Петр Войков, бывший на момент расстрела царской семьи комиссаром по снабжению Уралсовета, упоминается лишь в связи с подписанным им требованием об отпуске одиннадцати пудов серной кислоты из аптекарского магазина. В воспоминаниях участников казни, помимо воспоминаний Юровского, нет упоминаний Войкова. Не помнят его ни в качестве организатора расстрела, ни в качестве вдохновителя, ни как участника, ни даже наблюдателя во время казни или захоронения тел.
Петр Войков с 1921-го года работал в Польше. Вначале в составе делегации по выполнению Рижского мирного договора, затем в статусе полномочного представителя. Польша на тот момент являлась враждебным к Советской России государством, в 1927-м году только-только закончилась советско-польская война. В том же 1927-м году Войков был убит белоэмигрантом Борисом Ковердой, и сразу после гибели дипломата его именем был назван подмосковный чугунолитейный завод, вокруг которого вырос рабочий посёлок, названный Войковским. И московский район после расширения города за счёт посёлка стал Войковским, и открытая в 1964-м году станция метро, поименованная по названию района.
За последние несколько лет был сформирован образ Петра Войкова, не соответствующий исторической действительности. На основании довлеющего в Сети исторического мифа была развёрнута кампания по переименованию станции метро «Войковская». Большинство людей на интернет-референдуме проголосовали против переименования. Какова реальная причина этого? По справедливому утверждению публициста Андрея Грунтовского, прошло уже четверть века, а мы никак не достигнем уровня производства РСФСР за 1986-й год.
Очередной мифологизацией истории стало торжественное открытие в конце ноября «Ельцин центра» в Екатеринбурге. По последним данным, строительство его обошлось аж в одиннадцать миллиардов рублей, взятых из федерального бюджета. В огромном музее представлено более тридцати тысяч экспонатов и сто тридцать тысяч фотографий. Представлен рабочий кабинет первого президента РФ и многое другое. Суть всех этих экспонатов - внушить поколению лихих 90-х годов, как Борис Николаевич, не щадя живота своего, денно и нощно работал во благо России. Народный университет российского конституционализма, созданный в стенах «Ельцин-центра», призван передать молодёжи «весь многоуровневый и сложный путь Бориса Николаевича от идеи новой конституции до ее принятия 12 декабря 1993-го года».
Затея с Центром вызвала резкое неприятие у большинства жителей России. Пока что современную «историю» пишут победители-либералы. Но в обществе давно уже вызревают иные тенденции. Хочется верить, что в недалёком будущем представленные либералами экспонаты будут потеснены другими свидетельствами начала постсоветской эпохи. В Центре найдут своё место фотографии созданного Ельциным класса олигархов с их виллами, яхтами, самолётами и данными об ущербе, причинённом ими России. Найдут там место и страшные воспоминания жертв первой чеченской войны, и фотографии голодных шахтёров, стучащих касками на площадях Москвы, перекрывающих от отчаяния железнодорожные пути. В альтернативном варианте представлено будет банкротство заводов и предприятий, что порой продавались по цене ящика пива. А воспоминания инженеров, ставших «челноками»? А утечка мозгов на Запад?! А дефолты тех лет, когда в одночасье теряли люди все средства, накопленные на старость, на помощь детям и внукам? Ельцинская конституция, написанная по прямой указке США, сделала России полуколонией, и эту ситуацию необходимо срочно менять. Если не создать объективное, непредвзятое представление о ельцинском периоде правления страной, то созданные либералами мифы станут препятствиями на пути нашего достойного будущего.
Опасность мифологизации истории отчётливо прослеживается на судьбе Украины. Весь 2014-й год там продолжался «ленинопад». По словам представителей победившего Майдана, Ильич «организовал Голодомор и уничтожил миллионы украинцев». Благодаря умелой и целенаправленной пропаганде, исторические представления украинского народа о собственном прошлом и настоящем за двадцать пять лет полностью заменены были мифотворчеством о собственной исключительности. Это неизбежно привело к почти полному краху государственности и потере суверенитета. Отрицание объективных достижений целых исторических эпох, призывы к свержению памятников, страсти вокруг переименований станций метро, улиц и городов, супердорогостоящая затея с «Ельцин - центром» наглядно говорят о том, что по степени мифологизированности собственной истории мы вполне можем догнать украинцев. Последствия могут стать для России катастрофическими, но хочется верить, что здравый смысл возобладает над мифотворчеством.
5. Ответ на 4., Богачёв :
4. Re: Опасность мифологизации истории: еще раз о Войкове и «Ельцин-центре»
3. Re: Опасность мифологизации истории: еще раз о Войкове и «Ельцин-центре»
2. Ответ на статью Галины Чудиновой «Опасность мифологизации истории»
1. Все верно