Святослав (в иночестве Никола) Давидович был сыном Черниговского князя и внуком Киевского и Черниговского князя Святослава Ярославича. Святошей князя величал ласково и в то же время пророчески в своей исторической повести преп. Нестор Летописец - за любовь к изучению его монашеских повествований-хроник.
Благоверный князь Святоша был совсем молод, когда в древнем Любече в 1097 году состоялся первый съезд князей «на устроение мира». Стал юный князь свидетелем тому, как сразу после мирных переговоров о наследовании отцовских земель, ослеплен был один из братьев - князь Василько и как из-за этого разразилась двухлетняя Волынская война. Знал Святоша и то, что Святополк Изяславович к полякам за подмогой против родни своей обращался. Об этих злодействах читал юный правитель Святоша в Несторовой рукописи, но не только: и как обретены были Ярославом Мудрым нетленными тела братьев-мучеников. И про то, как долго не соглашались в Константинополе на прославление русских князей страстотерпцев.
Поразило Святошу Несторово описание прославления и перенесения мощей первых русских страстотерпцев в 1072 году из Вышгорода в Киев. Узнал из Несторовой рукописи о кончине основателя Лавры преп. Антония, который в годы юности отца Святоши жил в Чернигове, где и беседовал с его дедом, вскоре после прославления князей-мучеников.
Вместе с тем повесть монаха пестрела описаниями беспрерывных княжьих распрей и Святоша подолгу размышлял о своем участии в разразившейся очередной битве между сродниками. Особо сокрушался о том, что мирить князей, принявших Святое Крещение, доводилось с помощью языческих кочевых половецких племен.
Не давало покоякнязю Николе воспоминание о том, что, однажды, поверив Святополку, присоединил к его дружине свою и вместе с ним напал без предупреждения - «Иду на вы» - на спящего Давида. А ведь прежде обещал ему целованием честного креста: «Аще поидет на тя Святополк, то повемти». «И не сотвори сего Святоша, но изыма мужи Давыдовы, а сам поиде на Давыда. И прииде Святоша и нападоша на Давыдаспящу и почашасещи...» - записал тайнозритель Нестор все деяния правителей.
Святоша вскоре прочел нелестное мнение летописца-инока о поступках своих... Крепко задумался князь над рукописями Нестора. И тогда, сбросив навсегда свое княжеское платье, пришел во святую Лавру на послушание и покаяние за то, что нарушил заповедь о любви к ближнему. И стал князь-послушник уже не просто читать писания Несторовы, а лично внимать каждому слову монаха и его наставлениям в иноческом житии: работал в поварне, рубил дрова, стерег монастырские ворота, прислуживал при братской трапезе и пробыл в этом послушании три года. Братья же, князья Изяслав и Владимир, стали удерживать Святошу от этакой работы, не подобающей князю. Тогда по благословению игумена и всей братии он принял постриг с именем Николы и возложил на себя подвиг безмолвия, дабы не искушать более братьев-князей их беседами об оставлении им обители. А тем временем своими руками устроил при келии сад. На средства, полагавшиеся ему от вотчины, он покупал греческие и русские книги для лаврской библиотеки, хранившейся на хорах Успенской церкви. Перенес из своей бывшей княжьей резиденции уникальные рукописи на разных языках и укрыл в Лавре во время разорения Руси. А вот Троицкий храм, им построенный над главным въездом в Лавру, уцелел до наших дней. Заметно сходство храма, построенного Святошей, с более древним, возведенным Ярославом Мудрым над Золотыми воротами. Таким образом указал князь-инок и братьям своим и их потомкам на кого следуетравняться правителю державы.А пострижением в иночество засвидетельствовал подвиг глубокого покаяния державногомужа в своих поступках. И не ошибся - ибо прощен князь-инок милосердным Господом.