itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Карпатская Русь и Пряшевская Русь

0
641
Время на чтение 7 минут

В истории мы встречаем наименования Закарпатская Русь, Пудкарпадская (на местном наречии) Русь, Карпатская Русь, Прикарпадская Русь, речь идет об одном и том же этнотерриториальном объекте. В контексте темы Закарпатская Русь рассматривается и Прешевская (Пряшевская) Русь.

Историческая Карпатская Русь занимает территорию комитатов Шарош,Берег, Угоча, Унг, частности, включает Прешовскую Русь на территории нынешней Словакии, и область Марамуреш..

Итак, откуда произошла эта Русь?

В силу библейского повествования славяне происходят от колена Иафета, сына Ноя, спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же, не цельным монолитом, где-то локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом.

Как свидетельствует исследователь-ученый И.С.Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности. А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическим племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.

Жителей Норика античные авторы связывали историю с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)». Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских заселявшие эти территории. В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов». Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что «вандалы и славяне были одним народом». Уже в 307г. н.э. Руги как славянское племя были юридически обозначены в составе Римской Империи.

Именно это пространство северной части древней Илларии заселяли первославянские племена, в состав которых и входили руги, русы. Говоря о руссах Закарпатья, они как раз селились полосой в северной части этой области, что соответствует от Хорватии до Буковины (область Украины). В этом контексте можно говорить о первом заселении эти земель славянами-руссами и о появлении Закарпатской Руси и Дунайской Руси еще до появления Киевской Руси, куда эти земли природно вместе с славянско-русским населением впоследствии вошли в ее состав. Но это пространство Закарпатской Руси заселяли несколько раз не только славянско-русские племена, но и другие. Об этом поподробнее.

О втором переселении в закарпатскую Русь руссов связано с миграцией плени Угров (Венгров) IX «двинулись под предводительством Алма (Алмоша) в 884г. н.э.», об этом нам говорит Иван Орлай, которые пришли из Уральских гор. К ним по пути присоединились узомадьяры и хозары, там где р.Тобол впадает в р.Иртыш и перешли через речку Дон, дошли к речкам Днепр, Днестр, Прут, Буг. При этом пути они вели кровавые войны с кочевыми племенами. После Алма эти объединенные племена возглавил его сын Арпад, своим станом они остановились в г.Киев в 888г., на горе которая и по ныне называется Угорскою. Киевляне, видя безуспешность с ними войны, заключили с ними союз. К ним там присоединились племя Куманы (угорского происхождения) и Дулебы (русские славяне), а так же россы - ряд воевод и местного населения округи Киева. Славяне предложили им заселиться в лучших землях, в житницы Рима - Панонии. И вместе двинулись на Волынь, а потом вступили в пределы Галичи, а оттуда вступили в горы Говош, т.е. Карпатские горы. Где и остановились. Арпад видя совместный успех из-за союза с русскими, взял в жены дочь знатного русского воеводы. Сын Арпада Золтан перевел все население русское жить в долине - Мошонское поле, где был выстроен замок так и именуем - Оросс-вар т.е Русский Замок на языке угров.

Третье поселение русских в Закарпатскую Русь связано в XII. Около 1113г. в Венгрии правил Коломан и при нем началось переселяться множество россиян. Король построил для них город под названием Оросс-Фалвы (Русское село). Постановив закон: «все русские россияне пользуясь, всеми правами свободы, охраняли сами ворота оного и собственные свои жилища от всякого нападения».

Четвертое переселение русских было в царствовании короля Владислава. В 1285 г. он пошел войной против татаров и куманов, что бы отомстить за их набеги на угорскую землю. С успешного похода возвращался через Киев. И с согласия местного князя, что бы наполнить свои земли после опустошения взял множество люду с собой. Сего российского народа часть поселилась в Мармаруском, Бережском, Ужанском, Землинском, Абановогородском, Сарошском и Спешском графствах, что у подошвы Карпадских гор. Король Владислав пожаловал земли Сарошского графства магистру Фоме Толпошу в 1286г., в управлении которого входили как равноправные граждане русские. К этому времени относится начало Герцогства Русского Мукачевского. Владислав даже подарил замок Берегсаг русскому князю. К сожалению, имя этого князя не сохранилось в истории. Интересно, что во многих угорских летописях того времени Карпатские горы, так же называются - Русские горы.

Пятое заселение русскими Закарпатскую Русь произошло в XIV веке и связано с именем князя Федором Кориятовичем до 1388 г. князь подольский из династии литовских князей Гедиминовичей. Он был наследником после короля Казимира (у него не было наследника мужского рода) и мог стать королем польским, но не хотел менять веру православную на католическую, а ведь это было одно из условий занять польский престол. Феодор имел вражду со своим дядей Литовским князем Ольгердом Гедеминовичем, видя неравенство, решил переселиться. В 1339г. собрав свои сокровища, имущество со множеством народа русского перешел через Карпатские горы в Венгрию. Где в Мукачево построил замок и окружил его рвом. Венгерский король Карл I приписал ему множество сел, известно, что к Мукачевскому замку было приписано уже 400 сел. Князь был весьма благочестивым и приверженцем веры греческой (православной) учреждал в округе храмы и монастыри для российских монахов. По смерти этого князя от венгров стали быть русские притесняемы. Так что даже отобрано было у них замки в казну, земли от монастырей отобраны как и сами монастыри, а вера русская в поношении была. Только после смерти вдовы Федора Кориатовича Ольги в 1418 году Закарпатье вновь вошло в состав Венгрии, которая, в свою очередь, позднее вошла в состав империи Габсбургов (с 1867 года - Австро-Венгрии). После Первой мировой войны по Сен-Жерменскому (1919) и Трианонскому (1920) мирным договорам была включена в состав Чехословакии.

Условно можно говорить и о шестой миграции русских в Карпатскую Русь, это период послереволюционный (1918г.) в России, когда некоторая часть русской интеллигенции и белогвардейцев переселились в Закарпатье. Современные исторические реалии Прикарпатской Руси - это уже другая глобальная тема.

Часть русинов компактно проживает сейчас и в современной Словакии от них и происходит название Пряшевская Русь, (от названия гороа Прешов (Пряшев), который с начала XIXв. являлся центром греко-католической епархии и культурным центром русинов Лемковщины, но в настоящее время не является цельной частью русинской этнолингвистической территории. В настоящее время административно эта территория входит в Прешовский край Словакии. Хотя следует заметить, что там не как в Украине, права как отдельного этноса русинов соблюдены.

Пряшевская Русь в прошлом была в состве Подкарпадской Руси и простирается на запад до деревни Остурня у предгорья Татр на севере Словакии. К этому региону относится около трёхсот деревень. Он относится к Прешовской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии. Большинство пряшевских русинов - греко-католики, наибольшее число православных - 29 % населения наблюдается в районе Медзилаборце.

Термин «Пряшевская Русь» начал использоваться русинскими активистами в начале 1920-х годов, когда русины, проживающие на юге Карпат, на территории новообразованного государства Чехословакия, оказались разделены административными границами. Он означал земли русинов, проживающих под административным управлением Словакии, в отличие от автономной Подкарпатской Руси. Словацкие же политические и культурные активисты возражали против использования этого термина.

Русины в Словакии не считали себя украинцами, и их дети частично обучались в школах на карпаторусском языке, начальных школ с «народным русинским язиком» насчитывалось всего 95 в 1924 году и 111 в 1933 году, подавляющее большинство учеников училось в словацких школах. Но в 1950-е годы власти ЧССР провели украинизацию этих школ. В результате из 275 русских (карпаторусских) школ в 1948 г., к 1955 г. в Восточной Словакии осталось 245 украинских, а к 1966 только 68. Не считая себя украинцами, родители учеников, как правило, выступали за переход обучения на словацком языке. «Украинцев» Словакии объединял Культурный союз украинских трудящихся, в 1990-е годы эта организация, финансируемая Украиной, трансформировалась в Союз русинов-украинцев Словацкой Республики (СРУСР).

Начиная с 1997/1998 учебного года русинский язык стал изучаться в шести школах Пряшевщины, в апреле 1999 года при Институте национальных меньшинств Пряшевского Университета было открыто Отделение русинского языка и культуры. В Пряшеве на русинском языке издаётся еженедельная газета «Народны новинкы» и журнал «Русин».

Но несмотря на то, что Закарпатская Русь и Пряшевская Русь была как остров среди иноплеменников и стесняема на государственном уровне как в внутри так и от соседних государств по окатоличеванию или принятии унии, они сохранили массово свои православные корни и русинскую как русскую самоидентификацию. Тесно связывают свое крещение с крещением Киевской Руси, хотя эти земли епархии входили в Сербский патриархат. Вот как о них еще в 19 веке говорит Иван Семенович Орлай (1770-1829): «Сии карпаторусские жители, несмотря на древность своего переселения, удержали доселе имя русских, или русинов, древнейшее название русского народа, как сие явствует из летописи Нестора и из договора Олега с греками, равно как и из Русской Правды Ярослава, где вместо новомодного названия - россиян, употребляется имя - русин; а угры, как уже выше сказано, называют их - оросами, так как и всю Россию называют они и по днесь - Орос Биродалом, то есть Русская Держава. Сии карпаторусские жители находящиеся в продолжении многих веков под угорским правлением, сохранили и доныне приверженность к православной греко-кафолической вере и язык - русский; что весьма удивительно с таким наречием, которое гораздо чище нынешнего киевского».

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия,магистр религиоведения

Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580

Карпатская Русь и Пряшевская Русь

Карпатская Русь и Пряшевская Русь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Карпатская Русь и Пряшевская Русь

Только это - http://goo.gl/TorWIz
Лебядкин / 17.09.2015, 14:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Трофимов
Печать Апокалипсиса уже открыта!
На фоне мировой пандемии коронавируса актуализируется тема различных пророчеств
30.03.2020
Вселенская миссия Русской Церкви
Итоги 2019 года, перспективы и предложения
04.01.2020
Мир без войн и «кафиров»
Правящая династия Саудовской Аравии разорвала союз с ваххабитами
10.10.2019
Открытое обращение к старообрядцам
Неужели разделением мы будем дальше радовать дьявола?
09.10.2019
«Фашизм – прямое порождение дикого капитализма»
О V Международном съезде антифашистов «Будущее без нацизма и терроризма» в Севастополе
06.08.2019
Все статьи Протоиерей Олег Трофимов
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25