На американском политическом небосклоне чуть не разгорелся скандал, связанный с достаточно резким высказыванием президента-демократа Барака Обамы в адрес представителей Республиканской партии. В беседе с лидером демократов в Сенате Гэри Ридом американский лидер позволил себе назвать политических оппонентов «сумасшедшими».
В частности, праведный гнев Обамы вызывает нежелание республиканцев голосовать в поддержку заключенной в июле этого года сделки с Ираном. Заместитель пресс-секретаря Белого дома Эрик Шульц извинился за своего босса, отметив, что тот слегка погорячился из-за «дико безответственного» поведения республиканцев.
Катавасия вокруг иранской ядерной проблемы длится без малого 10 лет. На поиск условного компромисса ушло огромное количество ресурсов. Персы - переговорщики хитрые и крайне неуступчивые. О решении пойти на сделку Тегеран объявил в ноябре 2013 года. Причиной, побудившей Иран активизировать переговоры, стало санкционное давление, которое привело к тяжелым экономическим последствиям для республики.
Однако даже перспектива отмены ограничительных мер не слишком-то подгоняла персов. Дедлайны заключения сделки постоянно срывались. Тегеран пытался сохранить лицо и выторговать себе максимально удобные условия. Но из текста договоренности по ядерной программе следует, что по большому счету персам мало, что удалось.
Первую скрипку в переговорном процессе играли США. Для Вашингтона сделка с Ираном - это серьезный дипломатический успех и, как минимум, формальная гарантия непоявления новой ядерной державы. В случае если Тегеран все же создаст атомную бомбу или приблизиться к этому, Соединенные Штаты получат карт-бланш на бомбежку Ирана, которой они неоднократно грозили. Поддержку американским ВВС с удовольствием окажут заклятые враги исламской республики: Израиль и монархииПерсидского залива.
Как ни посмотри, США ничего не теряют. Но республиканцы, как в том советском мультфильме, все равно против. Столь упорное сопротивление поневоле рождает вывод о том, что несогласие оппонентов Обамы не вызвано какими-либо серьезными и разумными аргументами. Складывается впечатление, что республиканцы не собираются голосовать за сделку с Ираном просто потому, что она является продуктом инициативы и дипломатических усилий Обамы.
К американскому президенту можно относиться по-разному. Наши СМИ не любят Обаму и промывают ему косточки при каждом удобном случае. Но руководитель американского государства вполне верно очертил контуры сложившейся политической ситуации в стране. К его словам о «сумасшествии», царящему в Конгрессе, можно прибавить еще и клоунаду, которая каждые четыре года происходитво время предвыборной гонке за пост президента США.
Чего только стоят выкрутасы наиболее вероятного кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. Едва ли не каждую неделю миллиардер выдает «пассажи», за которые в подлинно демократическом обществе можно было бы получить с десяток уголовных производств и судебных исков.
Некоторые политологи обольщаются якобы «пророссийской риторикой» взбалмошного республиканца. Однако, судя по всему, псевдо-симпатии к нашей стране вызваны лишь нежеланием признавать правильность внешнеполитического курса Обамы. Если Обама не любит Россию, то я буду ее любить; если Обама заключил сделку с Ираном, то я буду голосовать против нее. Последовательная, так сказать, оппозиционность.
Причем самое интересное, что, в сущности, стратегии демократов и республиканцев мало чем отличается. Все резкие заявления, сделанные в период предвыборной гонки, никакого практического продолжения не находят. Политическая система в США функционирует автономно. Новый президент становится частью существующего на протяжении десятилетиймеханизма.
За океаном столь востребованные в России ручные методы не работают. Поэтому Америке спокойно жилось при «грамотее» Джордже Буше. Точно также американское общество будет комфортно себя чувствовать, если к власти придет Дональд Трамп. А теперь представьте, что будет с Россией, если у нее будет президент, наподобие данных персонажей...
И все же при очевидных преимуществах американской политической системы, вызывает недоумение то бессмысленное популистское шоу, которое мы сейчас наблюдаем. Обама далеко не всегда говорит адекватные вещи.Но, в данном случае, отбросив скучный политический этикет и взяв на вооружение иронию, он выразился верно.