В прошлую пятницу на Манеже произошло Событие, которое моментально вызвало, что называется, широкий резонанс в обществе: Энтео, он же Дмитрий Цорионов, и его единомышленники вяли и уничтожили произведения искусства! Вот просто так взяли и уничтожили. Руками и ногами.
Об этом даже 1 канал рассказал самым скорбным тоном, в точь таким, каким говорят о жертвах Новороссии. Скорбь была о неправильных воинствующих православных, совершивших такое ужасное преступление. А в инете сразу началась буря между сторонниками вандалов и их защитниками. И защитники, представьте, есть. И в их числе я тоже нахожусь. Потому что посмотрела фото некоторых произведений искусства и мне показалось, что, окажись на месте Энтео, допустим, прадед-прапрадед любого практически из нас, ‒ он бы еще решительнее поступил, уверена.
Но это же Произведения Искусства! ‒ воскликните вы. Это же самый настоящий вандализм и самое настоящее преступление! И правильно сделали, что на этих... уголовное дело завели! Это же мракобесие!.. Вот так же и ИГИЛ поступает с произведениями искусства! Это же средневековье натуральное и против всех человеческих правил!
...Почему-то я вижу грань, за которую Человечество, если оно себя уважает, заходить не должно. Почему-то некоторые ее не видят, и я не хочу их обвинять, а хочу просто объяснить свою позицию, хочу, чтобы кто-нибудь задумался над моими вопросами.
Можно?
Так уж сформировалась наша европейская цивилизация, несмотря на Эпоху Возрождения, что показывать всем вокруг свои половые органы у нас не принято. Свои не принято. И наши родственники и знакомые тоже не все будут в восторге, если их напишут художники в нагом виде без их ведома и покажут картины всем.
Вспомним Библию ‒ помните, как Хам увидел наготу отца своего? ‒ «и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем». Хам пошел и рассказал об этом братьям своим (возможно, хотел посмеяться, но даже и не имея таких мыслей, он проявил неуважение к отцу, это же понятно). «Тогда Сим и Иафе́т взяли накидку, положили её на плечи и, пятясь, вошли и прикрыли наготу своего отца» ‒ повествует нам Библия. Они еще и пятились, чтобы случайно не увидеть наготу отца своего!
Ной, когда проспался и узнал, что было, просто взял и проклял Хама: «раб рабов будет он у братьев своих...» (Бытие 9 гл.). Околобиблейские легенды говорят, что отсюда, от Хама, пошли африканские народы, но это уже к делу мало относится. Хотя...
Все тонкости этого примера были понятны нашим бабушкам, но не совсем понятны многим из нас.
Можно привести примеры ближе.
Допустим, не у вас (хочется же вас пощадить), а у вашего хорошего знакомого или родственника жестоко убили горячо любимую дочь, или сына, или любимую, или мать (отца, друга). И, допустим, Некто, с очень хорошим именем и репутацией, талантливый художник или скульптор, изобразил горячо любимого вашим знакомым и жестоко убитого человека в обнаженном виде и с половыми органами, выставленными напоказ. Вот так он решил, взял и изобразил, потому что очень сочувствовал, потому что именно так видел эту трагедию, а спросить у родственников погибшего разрешения выставить это произведение искусства напоказ не догадался..
Еще там будут, например, такие произведения искусства: На некоторых работах у жестоко убитой и хорошо знакомой вам девочки Оли ‒ (девушки Юли, бабушки Маши) вместо лица изображена страшная инопланетная рожа. На скульптурном изображении «Снятие с пыточного кресла» дочь ваших друзей Анастасия тоже с неприкрытыми половыми органами, а в композиции «Ношение креста» крест заворачивается в несущего и пронзает Ивана, допустим, сына ваших друзей, создавая собой женскую грудь. Так же в отдельном месте висит произведение «Анна Иванова с сыном Глебом», на котором изображён силуэт чёрного призрака со светящимися глазами где-то на макушке, а на выгнутой стене рельеф, изображающий пытки убитого Глеба и двух друзей рядом, один из которых ставит свечу в промежность убиваемому Глебу (свечи настоящие).
Как вам, дорогие мои соотечественники, такие произведения искусства про людей, которых вы хорошо знали? А ведь это ‒ описание «шедевров» с выставки, касающиеся Иисуса Христа.
А теперь ‒ представьте только на секундочку, больше и не надо, ‒ что это с ВАШИМИ родными людьми такое искусство народу показывают? И ВСЕ знают, что это ‒ именно ВАШИ родные дочь, сестра, жена, отец?
Представили?
А теперь представьте, что есть люди, для которых Иисус Христос ‒ не отвлеченный образ, не выдумка фантаста, а живой, родной человек! Живой и родной! И любимый! Любимее всех на свете!
И как этим людям реагировать?
Вы скажете ‒ не ходить на эти выставки или вообще никак не реагировать.
Ок. А вы можете дать слово, что если, не дай Бог! ‒ с вашими любимыми что-то подобное случится, и после всех пережитых мук вы случайно узнаете, что в вашем городе появилась выставка, где вашего любимого человека удумали показать в виде, описанном выше, то вы просто туда не пойдете? Просто не пойдете и все. Ну, в крайнем случае, подадите в суд на организаторов, да? Пусть весь город смотрит и обсуждает вашего родного человека, нарисованного без согласования с вами абсолютно нагим и даже более того (см. описания) ‒ вам до этого дела не будет!
А я вам скажу, что все будет зависеть от степени или горячести вашей любви. Я вам скажу, что если ваша любовь будет очень горяча, то вы там вообще все разнесете и немедленно, но не дадите измываться над памятью дорогого вам человека, и плевать вам будет на все суды и правила.
Вот поэтому я очень хорошо понимаю Энтео и совсем не понимаю тех, кто не понимает элементарных, по моему личному мнению, вещей.
Мне кажется, если хочешь человека, умершего в страшных муках, изображать вот так, ‒ подумай его родных и близких, прежде чем выставлять свои произведения на всеобщее обозрение. Родные и близкие могут не понять. Они даже могут предъявить тебе счет, а то и в морду съездить. И будут иметь на это моральное право, уверена.
А кто родные и близкие у Иисуса Христа? ‒ Мы, христиане, представьте себе. Ведь Христос ‒ не выдуманный персонаж, он, действительно, жил на Земле и даже в наше время, представьте себе, для многих и многих является и родным, и близким.
Вы об этом как-то не подумали?
Вот теперь, пожалуйста, подумайте. Потому что «Мы не рабы, рабы не мы» наш народ уже усвоил и давно.
Теперь бы усвоить самое главное ‒ «Мы не хамы, хамы ‒ не мы».
Потому что у общества, в котором хамы составляют большинство, нежизнеспособно.
А ведь именно христианство оплодотворило русский народ, благодаря чему мы и стали вот такими вот русскими, которых трудно понять и невозможно победить никому.
Христос для нас, православных ‒ наш брат и отец, мы ‒ самые настоящие его кровные и духовные его родственники, поэтому равнодушно взирать на произведения искусства, где он изображен в непотребном виде, мы не будем, потому что они оскорбляют память родного нам человека, которого мы любим.
Не было на Руси ни одного русского, который бы не носил на груди православный крест с изображением распятого Христа. Не было на Руси ни одного русского, который бы сражался за свою родину без имени Христа на устах. Для каждого русского солдата, крестьянина и ремесленника Иисус Христос и вера в Бога были дороже всего. И наши предки бы ни за что не потерпели такие произведения искусства. И вовсе не потому, что были дикими и необразованными, а потому, что хамами не были.
И мы ‒ не хамы.
Надеюсь.
Отрывок из бесед современного греческого старца:
‒ Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?
‒ Само присутствие христианина ‒ это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: «Такой-то и такой-то не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами». Если кто-то не начнет воевать против зла ‒ то есть не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, ‒ то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь ‒ это не их прогулочный катер, она ‒ Корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес ‒ иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям... А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом».
«Дух теплохладности господствует, мужества нет совсем! Мы в конец испортились! Как нас Бог еще терпит? Сегодняшнее поколение - это поколение равнодушия. Не воины. Большинство только для парада и годится.
Молчат от безразличия. Плохо то, что даже люди, что-то имевшие внутри себя, стали охладевать и говорить: «Разве я смогу изменить ситуацию»? Мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна.
Если же мы не противостанем, то поднимутся из могил наши предки. Они столько выстрадали за Отечество, а что делаем для него мы?.. Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше. Но теперешние христиане не бойцы. Если Церковь молчит, чтобы не вступать в конфликт с государством, если митрополиты молчат, если молчат монахи, то кто же будет говорить?» (Преподобный Паисий Святогорец).
Лина Серегина
26. Re: Мы не хамы, хамы — не мы?
25. Re: Мы не хамы, хамы — не мы?
24. Re: Мы не хамы, хамы — не мы?
23. Re: Мы не хамы, хамы — не мы?
22. Ответ на 9., рудовский:
21. Ответ на 19., Обломов :
20. Re: Мы не хамы, хамы — не мы?
19. На п.18 Анне де Бейль
18. Re: Мы не хамы, хамы — не мы?
17. На п.16 Ксении Балакиной