itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Так какая же она – российская молодёжь?

Бывший СССР 
0
1316
Время на чтение 8 минут

Какая она - современная молодёжь? Те, кто уже вышел из школьно-студенческого возраста, судит о молодёжи либо по собственным детям и их товарищам, либо по сообщениям СМИ, либо по знакомым отрокам и отроковицам. Именно поэтому впечатления бывают самыми разными: кто-то хватается за голову, а кто-то уверяет, что «у нас прекрасная молодёжь!»

В самом общем смысле - молодёжь, как молодёжь: активная, любопытная, то наивная, а то циничная, ищущая себя, пробующая жизнь на зубок, внушаемая и мечтательная. И всё же, что отличает молодёжь начала XXI века от молодёжи конца XX? Пожалуй, современной молодёжи немного не повезло. Сами они могут об этом пока и не догадываться. Но когда твоё взросление приходится на время социальных катастроф, едва ли можно считать это большой удачей. Хорошее и плохое человек учится различать сызмальства. И если он усвоит, что плохое - это хорошо, а хорошее - плохо, жизнь его не обещает быть гладкой. А дело именно в том, что катастрофа 1991 г. всё перевернула с ног на голову, чёрное назвала белым, а белое провозгласила чёрным. Такие метаморфозы не могли не сказаться на юном поколении. Например, если лжецов, призывающих к тому же США к ядерному удару по СССР, или реформаторов из 90-х называют повсеместно «элитой», «лучшими людьми», стоит ли удивляться, если молодой человек усвоит: чтобы стать лучшим, нужно быть худшим. Или если газеты и телевидение наперебой утверждают культ прожигателя жизни, то незачем ахать по поводу подростковой преступности и недоумевать: почему это молодые люди не понимают, что материальная часть жизни - это ещё не вся жизнь. Р. Мертон называл порок и преступление «нормальной» реакцией на ситуацию, «когда усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепризнанным и законным средствам, обеспечивающим этот успех, недостаточен». В качестве подтверждения - пример из 90-х, когда романтизация проституции и героизация бандитизма в отечественном кино привели к тому, что молодые люди стали воспринимать и то, и другое как престижные профессии.

И всё же обобщение - штука коварная. Это в литературе можно и нужно обобщать с лёгким сердцем. Но в жизни обобщения могут и подвести. На утверждения вроде: «все бабы дуры, а мужики сво», можно услышать справедливое замечание: «Вам просто не везло».

Так же и с молодёжью. Ведь и молодые люди бывают по-разному образованны и воспитаны, столичные и провинциальные, из семей с высоким или низким достатком, политически активные и аполитичные. Более того, современное российское общество, можно сказать, отчаянно разнородно, и обобщать значило бы просто не понимать страну, в которой мы сегодня живём. Например, у российских туристов за границей репутация если не хамов, то что-то очень близко к тому. Значит ли это, что все граждане нашей страны - хамы? Конечно, нет. Просто хамы привлекают к себе внимание, и по ним испуганные туземцы судят обо всех русских.

А потому любые суждения о некой группе людей, основанные на личных домыслах и впечатлениях, касаются только подгруппы, а не группы в целом. Например, студентов 1-го курса экономического факультета Московского университета. Или учащихся старших классов мурманской гимназии №1. И т.д. Поэтому, чтобы лучше разобраться в вопросе и не походить на занудно-мечтательного деда, любящего повторять: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...», доверимся, как говорится, профессионалам и обратимся к исследованиям. Благо, они проводятся, а результаты их никто и не думает скрывать.

Несколько лет назад Фонд имени П.Сорокина провёл масштабное исследование ценностей в современной России. А ценности, как известно, это и есть сам человек, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). В ходе исследования выяснилось, что ценностная система в нашем обществе после катаклизмов XX в. так до сих пор и не сложилась, а люди по сей день не избавились от ощущения выбитой из-под ног почвы. Однако существуют некие ценностные обломки, и разные страты российского общества опираются на те или иные обломки. При формировании ценностной системы важную роль играет пространство России, которое само по себе не способствует единству нации, и напротив: при небрежении или неумелом подходе может работать на раскол. Особенно учитывая, что в современном мире немало найдётся желающих расколоть и растащить нашу страну. Что же касается молодёжи, то отсутствие одной ценностной системы как раз-таки и приводит к тому, что молодые девицы обращаются в поисках ценностей к интернету, а найдя, то прыгают из окон, то записываются в граждане государства Ирака и Леванта и бегут из дому. После чего уже родителям приходится их отлавливать по всему миру.

В то же время далеко не вся молодёжь настроена сегодня столь идеалистически. И для большинства характерна всё-таки потребительская ориентация. Поэтому нет ничего удивительного, что так мало молодых людей приходит, например, в коммунистическое движение. Коммунисты могут предложить протест, борьбу, идеологию, но единственное, чего они не могут предложить - это индивидуальное материальное благополучие как ценность. О том, что «народ возвращается к истинной вере» и что «всё больше молодёжи в церкви» говорить не приходится, поскольку истинная вера уж никак не монтируется с потребительским раем. Священнослужители, наблюдающие за паствой, приходят к тому же выводу: материальное преуспеяние - главная ценность на сегодня в российском обществе. И молодёжь, естественно, не отстаёт от общих веяний. Достаток - вот, что в первую очередь влечёт значительную часть российской молодёжи. Даже образование молодые люди стремятся получить не ради интересной работы и раскрытия собственных талантов, а ради того, чтобы иметь возможность получать большую зарплату. Кроме того, для многих молодых людей огромное значение имеет так называемая самореализация. Но речь опять же идёт не столько о самопознании и возможности творчески проявить себя, сколько о карьерном продвижении, внешнем успехе и независимости. Это особенно заметно в творческой сфере, где важным становится не качество создаваемых произведений, а умение привлечь к себе внимание и заставить о себе говорить. Современные «творцы» соревнуются не в творческой одарённости и мастерстве, но в способности попасть в телевизор. А другими словами - в способности к самопродвижению, в умении «продать» себя, выделиться и прославиться. Это и есть самореализация или успех.

На фоне утверждения новых и, казалось бы, чуждых ценностей, молодёжь сохраняет вполне традиционное отношение к семье, признавая семью не менее значимой и важной, чем карьера. Впрочем, только на первый взгляд это может показаться удивительным, поскольку семья для большинства людей - это, как правило, продолжение своего «Я». Ценность семьи во многом связана с ценностью «Я». За исключением случаев полного краха семейного очага, именно в семье человек чувствует себя наиболее комфортно, расслабленно и безопасно. Семья даёт человеку начало и продолжение. Ну и, наконец, не будем забывать, что продолжение рода - это всё-таки инстинкт, то есть естественная потребность любого человека. Проблемы с демографией возникают вовсе не потому, что людям не нужны семьи. Люди боятся нестабильности, незащищённости и нищеты, что также можно назвать инстинктивным проявлением или неосознанным стремлением защитить и оградить ещё не появившееся потомство. Поэтому пропаганда «семейных ценностей» без материальной поддержки, без гарантированной защиты от наркомании, педофилии, порноиндустрии и прочей ювенальной юстиции, выглядит так же нелепо, как, например, пропаганда обязательного трёхразового питания.

Наряду с приверженностью к семейным ценностям современные молодые люди, что вполне предсказуемо, высказываются за свободу. Понятие это весьма скользкое и размытое, потому что предполагает разные истолкования. Все грезят свободой, но каждый понимает под этим что-то своё. В итоге оказывается, что все говорят об одном, но хотят разного. Например, многие студенты столичных ВУЗов под свободой понимают права человека, защиту собственности и верховенство закона, что, с их точки зрения, является несомненно выше патриотизма и суверенитета. Между тем молодёжь из глубинки под свободой понимает социальное равенство, когда нет ощущения, что существует две России - «немытая» и «гламурная».

Разница между столичной и провинциальной молодёжью ещё и в том, что в столицах патриотизм воспринимается как явление смешное и даже маргинальное. Не понимая, в чём величие «этой страны» молодые люди не торопятся её уважать и уж тем более чем-то для неё жертвовать. Те же настроения сильны и в провинции. Молодёжь именно не знает своей страны и уверена, что на Западе всё по определению лучше и народ умнее. Тем не менее, среди провинциальной молодёжи сильнее запрос на патриотизм, выше готовность защищать Родину. В отличие от столичных сверстников, для них Родина - это не чиновники, а всё пространство страны со всеми живущими на нём людьми. Существует и потребность в ощущении национального единства. И, похоже, что благодаря недавним событиям эта потребность упрочилась, да и чувство единства стало крепче. Несмотря ни на что, молодёжь хочет гордиться страной. Многие считают, что сейчас не хватает великих свершений, как это было полвека назад. Молодёжь хочет, чтобы страна опять показала себя победительницей в войне или покорительницей космоса.

Любопытно, что многие молодые люди сетуют на то, что государство уделяет мало внимания патриотическому воспитанию в школах. Более того, вчерашние школьники зачастую недовольны, что школа вообще перестала воспитывать. Вседозволенность и распущенность, приписываемые обычно молодёжи как таковой, многими молодыми людьми отвергаются. Молодёжь активно высказывается за цензуру, а точнее, за баланс ограничений и запретов с личной свободой...

Так какая же она - российская молодёжь? Пёстрая, разнородная, многоликая... Наверное, противоречия, присущие молодым людям, являются не случайными, а вполне закономерно характеризующими российское общество в целом - с одной стороны, тоскующее по высоким идеалам, а с другой - нипочём не желающее отказываться от идеи личного процветания как ценности. Что опять же закономерно, поскольку современное российское общество устроено несправедливо и странно: судя, например, по оплате труда, кассир в супермаркете «более матери-истории ценен», нежели доцент в университете.

Образ молодого человека изменился за последние двадцать лет. Сегодня это целеустремлённые, напористые, прагматичные и самостоятельные юноши и девушки. Вместе с тем, они зачастую инфантильны, безразличны к окружающим и аполитичны. Но характерно, что образ этот продолжает меняться на глазах. И те, кому сейчас немного за двадцать, критически оценивают пятнадцатилетних, отмечая их возросший до неприличия меркантилизм и циничность.

Новая ценностная система российского общества пока не сложилась окончательно. Она ещё только формируется, она находится в подвижном состоянии и не обрела окончательных контуров. Она пока аморфна, но в этом есть свои минусы и плюсы, потому что всё ещё может измениться, а вот в какую сторону - непонятно. Если и дальше продолжится утверждение ценностей достатка и личного комфорта, вряд ли стоит ждать подъёма, потому что жажда преуспеяния любой ценой, превращает любого человека в Плохиша. Но если верно, что Россия до сих пор ещё не оправилась от потрясений 80-90-х гг., то меркантилизм - это не более чем наваждение, что-то вроде желания отъесться и отоспаться. А значит, есть надежда, что соотечественники, а в первую очередь, молодёжь, выберут в качестве сокровища что-нибудь более достойное, нежели достаток.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 7., Андрей Карпов:

Молодежь как социальная категория - в значительной степени миф.Молодежь у нас такая же как общество в целом. Отличия только в информационно-культурном багаже. Если у старших поколений его формировали предшествующие эпохи, то молодежь получает только то, что живо в нынешнем культурном пространстве.Так что молодежь описывается двумя параметрами:а) общая характеристика общества\б) общая характеристика актуального в культуре.Молодежь - повод задуматься об а и б. Но считать ее объектом самостоятельно анализа - пустое. Анализировать и воздействовать надо на а и б.

Время быстро идет. Две минуты - и они у власти, а вы в дурке.
РодЕлена / 22.06.2015, 00:37

8. Ответ на 7., Андрей Карпов:

Молодежь у нас такая же как общество в целом.

Верно, Андрей. Как яблони разные, от которых яблоки недалеко падают.
Иванович Михаил / 21.06.2015, 18:39

7. Re: Так какая же она – российская молодёжь?

Молодежь как социальная категория - в значительной степени миф. Молодежь у нас такая же как общество в целом. Отличия только в информационно-культурном багаже. Если у старших поколений его формировали предшествующие эпохи, то молодежь получает только то, что живо в нынешнем культурном пространстве. Так что молодежь описывается двумя параметрами: а) общая характеристика общества\ б) общая характеристика актуального в культуре. Молодежь - повод задуматься об а и б. Но считать ее объектом самостоятельно анализа - пустое. Анализировать и воздействовать надо на а и б.
Андрей Карпов / 21.06.2015, 13:58

6. Re: Так какая же она – российская молодёжь?

"Новая ценностная система российского общества пока не сложилась окончательно. Она ещё только формируется, она находится в подвижном состоянии и не обрела окончательных контуров." Система ценностей существует в России уже тысячу лет и более или менее стабильна. Меняются жизненные реалии и, соответственно, меняется практика применения этих ценностей к конкретным ситуациям. Меняется и, увы, не в лучшую сторону, принятие душами людей этих ценностей.

5. Re: Так какая же она – российская молодёжь?

Лебядкин, вы, стало быть, считаете иначе?
рудовский / 21.06.2015, 04:11

4. Re: Так какая же она – российская молодёжь?

Молодежь у нас разная. Порой отличия на столь полярные, что не знаешь радоваться этому или грустить. Лично я рад хотя бы тому, что среди молодежи много патриотично настроенных молодых людей. Иногда правильный вектор приводит к исправлению отдельных личностных пороков. Короче я рад уже тому, что среди плохой молодежи есть молодежь хорошая и есть тенденция к увеличению хорошей.

3. Ответ на 2., рудовский:

Хорошая у нас молодежь, хорошая.

Спите спокойно, жители Багдада! Рудовский сказал ...Бог не выдаст, свинья не съест.
Лебядкин / 20.06.2015, 15:04

2. Re: Так какая же она – российская молодёжь?

Хорошая у нас молодежь, хорошая.
рудовский / 20.06.2015, 11:35

1. Re: Так какая же она – российская молодёжь?

Светлана пишет - "Новая ценностная система российского общества пока не сложилась окончательно. Она ещё только формируется, она находится в подвижном состоянии и не обрела окончательных контуров." Но это ведь всегда так, постоянно и перманентно так - и констатация сего факта может быть призвана только прикрыть срам и нелицеприятность статус-кво и определившихся тенденций развития. Тьмы горьких истин нам обман дороже - пусть дажн это будет обман кажущегося незнания и тумана? Или - как бы кто не обиделся?
Лебядкин / 20.06.2015, 09:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Замлелова
Все статьи Светлана Замлелова
Бывший СССР
День памяти священномученика Иоанна Владимирского
Также сегодня мы вспоминаем священника Павла Флоренского, академиков В.Н. Челомея, А.П. Ершова
08.12.2023
День памяти священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора И.С.Богомолова, академика Н.Н.Аничкова, писателя А.А.Ананьева
07.12.2023
«Придаём должное значение гуманитарным связям»
По словам Владимира Путина, Объединённые Арабские Эмираты – главный торговый партнёр России в арабском мире
06.12.2023
Установка бюста Врангелю возле государственного учебного заведения – провокация
Внутри современных «белого» и «красного» движений есть провокаторы, работающие на Запад, на создание новой Смуты внутри России
06.12.2023
К 35-летию Спитакского землетрясения
Памяти Олега Ивановича Лобова, основателя РОИС, бывшего вице-премьера РФ и секретаря Совета безопасности
06.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К вопросу об историческом основании праздника Введения
Новый комментарий от Агафон
08.12.2023 16:19
Трагедия в Брянской гимназии
Новый комментарий от Лев
08.12.2023 16:05
Представь, что Джон Леннон мёртв
Новый комментарий от Сергей
08.12.2023 13:32
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый комментарий от Константин В.
08.12.2023 12:21