От редакции: По итогам заседания Русского Собрания, посвященного теме «Современная информационная война против России и наши задачи», участвовавший в дискуссии журналист Константин Семин опубликовал статью «Об информационной войне: без идеи не бывает Победы, но идея должна быть конкретной». Ему ответил председатель Русского Собрания Анатолий Степанов - «Не ресоветизация, а идеология правды, державности и справедливости». Сегодня мы предлагаем вниманию читателя реплику русского филолога, профессора из Парижа Евгения Александровича Вертлиба.
Если справедливость востребована ныне вне pax americana миром, то мейнстрим ИГИЛ, по сути, ВОЗДАЁТ ОТМЩЕНИЕ именно за поруганную Западом справедливость. Потому «страна за страной отдаётся во власть этих радикалов и экстремистов» - по принципу: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Как утверждает Александр Проханов, ИГИЛ имеет свою идеологию исламской справедливости и возмездия. В центре этого движения стоят военные интеллектуалы, близкие к Саддаму Хусейну - суннитская гвардия, революционно вырвавшаяся из USовских тисков на оперативный простор праведного гнева.
Однако, как заявляет МИД РФ, «наступление ИГИЛ угрожает стабильности всего ближнего Востока». Неужто либерал-информационное подыгрывание шайтанизму? И да, и нет. От близкого огня к подбрюшью России едко дымно. Однако, не пора ли учиться принимателям решений отделять котлеты от мух и рассматривать любую тень угрозы многоаспектно, с извлечением пользы для Отечества, а не пристраиваться подголоском к хору Запада? А если квинтэссенция ИГИЛ - это прогрессивно-протестная форма восстановления поруганной справедливости? Великий иранец Ахмадинежад концептуально связывает справедливость со смыслом человеческой истории, гордостью которой есть увеличение в человечестве человечности, приближение человека к божественным идеалам, просветлению, наращиванию добра, правды, справедливости. Получается, что гражданский императив высшей правды революционирующих консерваторов восставшего Востока и российских державников - схожие интенции - «изгойные» для правящего истеблишмента как бунтующего Востока, так и патриотов России. Ведь и «антиэкстемистская» 282-я статья УК РФ применяется в целом лишь как наказательно антирусская (других нацев не гнобят - бьют своих, чтобы чужие боялись).
На первых порах национальное возрождение ВСЕГДА «экстримно», как вырвавшийся Джин из закупорки. Пятиколонники управ-РФ, в унисон с заокеанскими «коллегами» - гасят в зародыше имперское возрождение Великой России: Атлантисты и иже с ними - чтоб не дать дообразоваться внеамериканскому консенсусу - альтернативному англосаксам центру силы, а внутренняя антирусская контра РФ (каратели «партизан»...) - чтоб национальное возрождение не окрепло и не сбросило иго ВОРа в законе... Либертанистская когорта обеесторонних бдил начеку гнобит ИГИЛ - переключая Россию от национально насущных интересов на химеричную охоту за халифатниками - от кровных Донбасса и Приднестровья на возвращение к совместному «антитеррору». Огромный исламский мир, восставший против западной цивилизации, «искусился на ИГИЛ». Он отдаёт себя в объятия ИГИЛ. А прогресс - смотря как понимать: для ИГИЛистов, по Проханову, - это справедливость и доброта. Цивилизация, созданная на основе доброты, породит невиданные технологии, с которыми сегодняшние технологии смерти будут несравнимы. Эта «огненная очень страшная стихия» - не корявый прообраз ли постиндустриальной жизни по справедливости и совести? А разве Россия не исстрадалась по нераззолоченым пастырям, по подлинному народовластию, по небасманному суду, по настоящей идеологии правды (за неимением таковой из Конституции вообще исчезла, вроде как «наследие коммунизма»!), по своей историко-ментальной великодержавности, по Божественной справедливости?! В борьбе за Россию поэт Волошин «уравнял» Царя и большевиков: «Что менялось? Знаки и возглавья?// Тот же ураган на всех путях:// В комиссарах - дурь самодержавья,// Взрывы революции в царях».
Православные консервативно «реакционны» - это с позиции просвещенного либерализма. Воистину верующий не чувствует себя «реакционером» - разве что архаистом-шишковистом. Конечно, старовер Аввакум не чета реформатору в рясе. Православный либерал - как сапоги всмятку, оксюморонистое определение - рябь на облике чистоверного Православного. И всё же: революционный импульс с Востока - не позитивный ли знак судьбе русского народа для национально-патриотического рывка? А если так, надобно подхватывать и развивать «бурю и натиск», а не «побеждать» - топча возможные, со стороны предвнесенные ростки возрождения Нации-Государства. Кстати, ради пользы общему делу: а разве антиолигархически-антикоррупционный изначальный посыл киевского майдана не взорвался боевой прорусскостью Донбасса?.. И более того, если задуматься, онтологически не однопучковы ли и большевизм (инородно-православная почва), и национал-социализм (католическо-протестантская догматика) - как АНТИТОРГАШЕСКИЕ воители Справедливости - кавалеристы наскока на капитал? И в русской основополагающей идее «Православие, Самодержавие, Народность» нет ни слова о частной собственности. Посему грешно не приветствовать хотя бы отчасти революционный позыв ЛЮБЫХ освобождающихся от навязанных химер - как выход жажде очистительных кардинальных перемен, вплоть до смены державного антинародного курса в их странах. Это ведь не какой-то заговор кучки интриганов либерастной обшмыги, а глубинно-тектоническое МАССОВОЕ движение народов к торжеству справедливости. Деструкция деструкции есть прогресс. Цепляние за стагнирующее отжившее или наказательно предвнесённое - регресс. Из этого аршина мерильного и исходить.
Да, Россия «антиреволюционна» по сути (брожение без Христа, реформация католицизма - осуждена в Великом Инквизиторе Достоевского), но никак не вечное царство стагнирующей кривды, несправедливости - тогда мирно-славянофильские споры «архаистов» и «новаторов» переносятся на баррикады непримиримого противостояния. Произвол, беззаконие, несправедливость - провокаторы анархии, бунта. «Суди, судья, да поглядывай сюда» - намёк на праведное возмездие в случае лихоимства, умножения стяжаний, идолослужения. Так что классовая альтернативарев-контра, «или-или» не подходит. У меня позиция Волошинская: «И здесь и там между рядами// Звучит один и тот же глас:// "Кто не за нас - тот против нас!// Нет безразличных, правда - с нами!".// А я стою один меж них// В ревущем пламени и дыме// И всеми силами своими// Молюсь за тех и за других». Социальный запрос на эволюцию революционным методом. Достоевский против бесовской революции, и в то же время за её народные идеалы идёт на каторгу. Такова диалектика истины. ГКЧП не перебило бикфордов шнур подрыва России. Консервативная эволюция без крови и потрясений была, как в 1917-м, поломана ЕБНизмом через колено. И пуповину органики культуры вырвали с потрохами. То не революция катарсиса, а покупной ТЕРРОРИЗМ заговорщиков, далеких от народа. Так что не ждать милостей от благодетелей официоза, а императивно и энергично пособлять «Орде перемениться»...
Об исходных моментах полемики можно спорить с авторами, но резюмирующий вывод Анатолия Степанова бесспорен. Без дефиниции и определения бывшей и нынешней России - не построить новой необходимой обществу идеологии, конечно же в парадигме русской историософии. Это будет идеологическая триада: Православие (Правда), Великодержавность, Справедливость. Очень нужная и аргументально обоснованная возрожденческая инициатива.
Евгений Александрович Вертлиб, профессор, Париж