О борьбе с греховными помыслами

0
1328
Время на чтение 4 минуты

Духоносные отцы нашей Святой Православной Церкви говорят следующее: «Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с помыслами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего» (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 248).

По роду своего призвания обязан наблюдать за теми процессами в душах пасомых, коих Бог доверил мне вести к Нему, к своему Творцу, которые оказывают прямое воздействие на образ мыслей, веру, поведение, самочувствие и прочее. Процессы эти, естественно, в большинстве скрыты от желающих приобщиться благодати Божией, ищущих единения с Богом, для чего и нужны священнослужители-духовники способные по некоторым «симптомам» дать совет, верное лекарство к уврачеванию души. Тогда, при рассудительном следовании совету, может быть и епитимии, православному легче согласовать свою волю с Волей Божией, узнать себя и войти в большее духовное единение с Творцом. Здесь немаловажным является способность христианина сопротивляться беседе с собственными помыслами.

Бесноватый язычествующий мир вполне естественно вращается в дезоморфиновом дурмане помыслов - этих орудий бесов, демонов, желающих склонить нас к всяческим беззакониям, грехам, извращениям, которые являются некой питательной средой для падших духов, неспособных самим творить грех по причине отсутствия тела. «В безне греховней валяяся» (ирмос 6 песни), к сожалению, и тот, кто считает себя православным верующим, являет абсолютную неспособность противиться помыслам, беседе с ними и, соответственно, становясь неспособным к осознанию своих грехов и, как следствие, в свою очередь - неспособность к покаянию и изменению своего ума. Внешней, заметной и видимой  стороной этого тяжелого греховного повреждения являются недоуменные слова этих людей, как реакция на вразумление - «А, что такого неправильного я сделал? Что не так-то?», «Нет. Вы мне объясните, в чем я неправ!»...

Одна из серьезнейших опасностей любой эпохи, для любого человека и, конечно же, для православного христианина, это всецелое доверие собственному мнению. Иногда человек находится в абсолютной власти своих помыслов, нисколько не подозревая, что то, что «он считает», считает совсем не он, а некто другой (или другие). Обычно, подобным «доверием самому себе» страдает человек с особо обостренной тонкой гордыней, практически всегда не явной ни для самого болящего, ни для окружающих.

Конечно же, природа помыслов двояка. Одни приходят от Бога (Ангелов), другие навеваются от бесов (демонов, дьявола, сатаны). Одни помыслы приходят с миром и спокойствием, другие сеют смущение и тревогу. Казалось бы, ничего сложного распознать помыслы. Да, - ничего сложного. Но беда в дурном навыке - в привычке слушаться себя (бесов), в зависимости, рабстве своим помыслам. Когда человек в течение многих лет вырабатывал в себе привычку слушать только себя, тогда ему бывает невероятно сложно распознать, откуда явился в его сердце, уме нашедший на него помысел. Откуда явилась в его сознании эта «картинка», чувство, ощущение в теле? Человек в расслабленном духовном состоянии, в состоянии нерадения о своей душе, привыкший творить свою волю и ища в миру наслаждений и служа им, неспособен трезво оценить свое состояние, его гибельность и необходимость спасения от грехов и вечной смерти. И здесь на помощь приходит опыт духовничества, этот спасительный церковный институт, который сейчас активно возрождается.

Но беда и горе человеку, который игнорирует совета с духовником, со священником, с человеком, который опытней его духовно. Горе и беда человеку тому «в квадрате», если он спорит с духовником, не желая слышать то, что он ему говорит и советует. Горе и беда человеку тому «в кубе», если он в полемике с человеком более духовно опытным основывается на измышлениях собственного ума.

Мало того, что таковой само-послушник дышит «сероводородом» своих помыслов, и вместо покаяния ищет себе, своим действиям и своим мыслям всяческие оправдания, так он еще и других вводит в соблазн самообольщения, превратно и лживо трактуя слова духовника, священника, распространяя о нем сплетни и сея смущение в душах слушающих его. Беда ему, если он пытается «обелить себя, черня другого». Видимо, не догадывается таковой, что причина, по которой в его жизни отсутствуют настоящие друзья, искренняя преданность, жертвенная дружба, любовь и мир - лукавое око (Мф. 6:22,23), которое как смердящий газ отпугивает окружающих, и не позволяет им всецело тебе довериться. Оттого среди друзей и близких одно только подозрение, тревога, раздрай, пошлые анекдоты, осуждение, отсутствие покаяния, недоверие, лукавство, «вера в душе» и всяческая ложь.

Все это присуще миру, лежащему во зле, (1-е Ин. 5:19) и тем, кто пресмыкается в страстях, но не как не тем, кто желает, чтобы Бог изъял его из этого мiра и сделал жителем мира Божьего - Церкви уже здесь, на Земле. Надобно осознать всем нам, что рано или поздно придется отрезвиться, и склониться к сердечному сокрушению, к покаянию, к молитве и просьбе к Богу об исцелении от зависимости от помыслов, от беседы с ними. Когда-то придется делать выбор конкретный, однозначный, и лучше, если наберемся мы решимости сделать это как можно раньше, пока заросли страстей не укореняться в нашем естестве основательно и навсегда.

Борьба с помыслами Святыми отцами Церкви описывается достаточно просто. Самое сложное, это намерение бороться и упорное, твердое постоянство (трезвение) в противлении им. Преподобный Исаак Сирин советует не отгонять помысл и не соглашаться с ним, «но со тщанием и горячностию сотворить о нем молитву и не умолкать, призывая Господа. Он покажет (тебе), откуда сей помысл» (Азбука духовная Слово 4, стр. 23-24). Игумен же Никон (Воробьев), как и иные отцы Церкви, настаивают на твердом, «с гневом» противлении помыслам, в особенности тем, которые сеют в душу смущение (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 249).

Дай нам Бог рассудительности, веры и мужества доверять Тебе, а себе не верить. Дай нам Бог решимости усердно просить Тебя просветить ум наш, и Самому жить в нас, думать в нас, и поступать, как Сам желаешь, для нашего спасения. Дай нам Бог терпение в послушании и доверии нашим духовникам, сострадающим нам - как матери сострадают своим деткам. Дай нам Бог сокрушение сердечное и покаяние.

Источник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Даниил (Плотников)
Все статьи Иеромонах Даниил (Плотников)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12