Духоносные отцы нашей Святой Православной Церкви говорят следующее: «Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с помыслами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего» (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 248).
По роду своего призвания обязан наблюдать за теми процессами в душах пасомых, коих Бог доверил мне вести к Нему, к своему Творцу, которые оказывают прямое воздействие на образ мыслей, веру, поведение, самочувствие и прочее. Процессы эти, естественно, в большинстве скрыты от желающих приобщиться благодати Божией, ищущих единения с Богом, для чего и нужны священнослужители-духовники способные по некоторым «симптомам» дать совет, верное лекарство к уврачеванию души. Тогда, при рассудительном следовании совету, может быть и епитимии, православному легче согласовать свою волю с Волей Божией, узнать себя и войти в большее духовное единение с Творцом. Здесь немаловажным является способность христианина сопротивляться беседе с собственными помыслами.
Бесноватый язычествующий мир вполне естественно вращается в дезоморфиновом дурмане помыслов - этих орудий бесов, демонов, желающих склонить нас к всяческим беззакониям, грехам, извращениям, которые являются некой питательной средой для падших духов, неспособных самим творить грех по причине отсутствия тела. «В безне греховней валяяся» (ирмос 6 песни), к сожалению, и тот, кто считает себя православным верующим, являет абсолютную неспособность противиться помыслам, беседе с ними и, соответственно, становясь неспособным к осознанию своих грехов и, как следствие, в свою очередь - неспособность к покаянию и изменению своего ума. Внешней, заметной и видимой стороной этого тяжелого греховного повреждения являются недоуменные слова этих людей, как реакция на вразумление - «А, что такого неправильного я сделал? Что не так-то?», «Нет. Вы мне объясните, в чем я неправ!»...
Одна из серьезнейших опасностей любой эпохи, для любого человека и, конечно же, для православного христианина, это всецелое доверие собственному мнению. Иногда человек находится в абсолютной власти своих помыслов, нисколько не подозревая, что то, что «он считает», считает совсем не он, а некто другой (или другие). Обычно, подобным «доверием самому себе» страдает человек с особо обостренной тонкой гордыней, практически всегда не явной ни для самого болящего, ни для окружающих.
Конечно же, природа помыслов двояка. Одни приходят от Бога (Ангелов), другие навеваются от бесов (демонов, дьявола, сатаны). Одни помыслы приходят с миром и спокойствием, другие сеют смущение и тревогу. Казалось бы, ничего сложного распознать помыслы. Да, - ничего сложного. Но беда в дурном навыке - в привычке слушаться себя (бесов), в зависимости, рабстве своим помыслам. Когда человек в течение многих лет вырабатывал в себе привычку слушать только себя, тогда ему бывает невероятно сложно распознать, откуда явился в его сердце, уме нашедший на него помысел. Откуда явилась в его сознании эта «картинка», чувство, ощущение в теле? Человек в расслабленном духовном состоянии, в состоянии нерадения о своей душе, привыкший творить свою волю и ища в миру наслаждений и служа им, неспособен трезво оценить свое состояние, его гибельность и необходимость спасения от грехов и вечной смерти. И здесь на помощь приходит опыт духовничества, этот спасительный церковный институт, который сейчас активно возрождается.
Но беда и горе человеку, который игнорирует совета с духовником, со священником, с человеком, который опытней его духовно. Горе и беда человеку тому «в квадрате», если он спорит с духовником, не желая слышать то, что он ему говорит и советует. Горе и беда человеку тому «в кубе», если он в полемике с человеком более духовно опытным основывается на измышлениях собственного ума.
Мало того, что таковой само-послушник дышит «сероводородом» своих помыслов, и вместо покаяния ищет себе, своим действиям и своим мыслям всяческие оправдания, так он еще и других вводит в соблазн самообольщения, превратно и лживо трактуя слова духовника, священника, распространяя о нем сплетни и сея смущение в душах слушающих его. Беда ему, если он пытается «обелить себя, черня другого». Видимо, не догадывается таковой, что причина, по которой в его жизни отсутствуют настоящие друзья, искренняя преданность, жертвенная дружба, любовь и мир - лукавое око (Мф. 6:22,23), которое как смердящий газ отпугивает окружающих, и не позволяет им всецело тебе довериться. Оттого среди друзей и близких одно только подозрение, тревога, раздрай, пошлые анекдоты, осуждение, отсутствие покаяния, недоверие, лукавство, «вера в душе» и всяческая ложь.
Все это присуще миру, лежащему во зле, (1-е Ин. 5:19) и тем, кто пресмыкается в страстях, но не как не тем, кто желает, чтобы Бог изъял его из этого мiра и сделал жителем мира Божьего - Церкви уже здесь, на Земле. Надобно осознать всем нам, что рано или поздно придется отрезвиться, и склониться к сердечному сокрушению, к покаянию, к молитве и просьбе к Богу об исцелении от зависимости от помыслов, от беседы с ними. Когда-то придется делать выбор конкретный, однозначный, и лучше, если наберемся мы решимости сделать это как можно раньше, пока заросли страстей не укореняться в нашем естестве основательно и навсегда.
Борьба с помыслами Святыми отцами Церкви описывается достаточно просто. Самое сложное, это намерение бороться и упорное, твердое постоянство (трезвение) в противлении им. Преподобный Исаак Сирин советует не отгонять помысл и не соглашаться с ним, «но со тщанием и горячностию сотворить о нем молитву и не умолкать, призывая Господа. Он покажет (тебе), откуда сей помысл» (Азбука духовная Слово 4, стр. 23-24). Игумен же Никон (Воробьев), как и иные отцы Церкви, настаивают на твердом, «с гневом» противлении помыслам, в особенности тем, которые сеют в душу смущение (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 249).
Дай нам Бог рассудительности, веры и мужества доверять Тебе, а себе не верить. Дай нам Бог решимости усердно просить Тебя просветить ум наш, и Самому жить в нас, думать в нас, и поступать, как Сам желаешь, для нашего спасения. Дай нам Бог терпение в послушании и доверии нашим духовникам, сострадающим нам - как матери сострадают своим деткам. Дай нам Бог сокрушение сердечное и покаяние.