itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Россия и Южная Осетия: Договор о союзничестве и интеграции

0
494
Время на чтение 6 минут

18 марта 2015 г., в день, когда вся Россия будет отмечать возвращение Крыма в состав России, состоится не менее значимое событие, укрепляющее дружбу и сотрудничество Российской Федерации и Южной Осетии. Это подписание Договора о союзничества и интеграции между двумя странами (далее - Договор). Напомним, что в октябре 2014 г. уже был подписан подобный российско-абхазский договор, во многом легитимизировавший и открывший новые возможности для молодой Абхазской республики. Теперь настала очередь Южной Осетии, страны чье население не только порядка двадцати лет боролось за свою независимость от Грузии, пострадало от геноцида в 2008 г., но и имеющее родных братьев в российском субъекте федерации - Северной Осетии.

В преддверии подписания Договора в феврале 2015 г. главы МИД России и Южной Осетии Сергей Лавров и Давид Санакоев подписали договор о государственной границе, который, по словам официального представителя российского МИДа, «имеет краеугольное значение» и «развеет распространяемые в последнее время грузинской стороной инсинуации вокруг якобы готовящейся «аннексии», «поглощения», «присоединения» Южной Осетии». В тоже время в самой Южной Осетии прошли акции в поддержку подписания предстоящего договора о союзничестве, но с небольшим нюансом: народ выступил против отсутствия в подписываемом договоре пункта об объединении двух стран. Впрочем о том, что же представляет данный договор и какие последствия он несет для России и Южной Осетии мы и попытаемся разобраться в данной статье.

Наиболее значимой, с нашей точки зрения, проблематикой, затрагиваемой в Договоре, являются интеграционные процессы между государствами, определяющие вовлечение Южной Осетии в такие проекты, как Таможенный Союз и Евразийский экономический союз. Так пункт 2 статьи 1 определяет деятельность Российской Федерации по включению Южной Осетии в международные организации и объединения, в том числе созданные по инициативе и содействии России. Ему вторит и развивает статья 5, интегрирующая таможенные органы Южной Осетии в соответствии с законодательством не только России, но и Таможенного Союза. Таким образом, Южная Осетия становится на путь не только интеграции с Россией, но и, как принято в Европейском Союзе, получает статус «кандидата в члены», вплоть до «ассоциированного членства» в Евразийском Союзе. Конечно, это потребует отдельного решения со стороны коллегиальных органов ТС и ЕАС, однако то, что подобные договоренности достигнуты с Россией, открывают все двери для молодой и гордой кавказской республики в евразийский дом.

Далее нами хотелось бы отметить взаимодействие в жизненно необходимой для Южной Осетии сфере - военной. Статья 2 Договора определяет не только обеспечение обороны и безопасности ЮО со стороны РФ, но и включает в состав Вооруженных сил России отдельные подразделения Вооруженных сил и органов безопасности Южной Осетии. Что может означать их включение в органы коллективной безопасности ОДКБ. Кроме того, определен акт агрессии против одного из членов Договора в качестве акта агрессии против другого, что в свою очередь удержит «нового Мишико Саакашвили», в случае появления такого, от повторения печальных для жителей Южной Осетии событий августа 2008 г. Станет данная часть Договора и крепкой стеной в деле укрепления военного статуса югоосетинской республики в столь неспокойном Кавказском регионе.

Немаловажной выступает статья 6, являющаяся своеобразным Законом «О гражданстве». Она упрощает приобретения гражданами Южной Осетии российского гражданства, снимает ограничения для граждан с гражданством двух стран при несении ими государственной и муниципальной службы. Заметим, что 90% жителей Южной Осетии имеют российское гражданство, а в 2008 г. именно факт гибели российских граждан в ЮО позволил Президенту России Дмитрию Медведеву принять решение о вводе российских войск на территорию республики.

Рассматривая Договор далее, отметим, что сейчас ставится задача вывода социально-экономических показателей республики до уровня субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (заметим, что ранее этим вопросом занимался отдел Абхазии и Южной Осетии, упраздненного Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 612 Министерства регионального развития Российской Федерации). Так статья 12 предусматривает содействие Российской Федерации в развитии Южной Осетии в рамках инвестиционных программ ее социально-экономического развития. Статья 7 предусматривает, при участии Российской Федерации, поэтапное повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждении до уровня СКФО. А статья 8 повышает с 2016 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Южной Осетии с включением в трудовой стаж периода работы на территории молодой республики. Таким образом, ранее не включаемый в пенсию стаж работы в период «непризнания» и период после августа 2008 г., будет наконец оценен по достоинству и граждане России получат соответствующие финансовые выплаты.

Не забыта в Договоре и коллективная борьба с организованной преступностью в республике. Эта тематика весьма болезненна для Кавказского региона, потому она в Договоре прописана весьма детально. Для организации коллективной борьбы будет создан Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел. Им будут реализовываться задачи по обмену оперативной значимой информацией, ведению необходимых оперативных и криминалистских учетов, формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью, выработке предложений по повышению эффективности сотрудничества между государствами.

Для молодых государств весьма остро стоит проблема признания их уровня образования в мировом сообществе. Потому статьей 10 Договора обеспечивается переход образования Южной Осетии к российским образовательным стандартам в части принятия нормативно-правовых актов в сфере образования, корреспондирующихся с законодательством Российском Федерации об образовании, организуются государственные образовательные программы, осуществляются согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того, в соответствии со статьей 11 Россия окажет помощь в реализации программ развития культуры, искусства, русского и осетинского языков, спорта и туризма. Вследствие чего гуманитарное взаимодействие между двумя странами будет усилено и достигнет довольно значимого интеграционного эффекта.

Как же оценивает предстоящий договор в самой Южной Осетии? Реакция на него, как и полгода назад на аналогичный договор в Абхазии, была весьма неоднозначна. Партия парламентского большинства «Единая Осетия» высказалась с позицией, что Договор представляет собой пересказ базового договора о дружбе 2008 г. и не отвечает должному уровню интеграции между государствами, а также интересам национальной безопасности и социально-экономическому развитию республики. «Единая Осетия» опубликовала свой вариант договора, который хоть и не делает Южную Осетию частью России, но закрепляет за российскими органами власти функции по управлению многими сферами югоосетинского государства. Так, предлагается передать России полномочия по обеспечению обороны и безопасности Южной Осетии, законности и правопорядка в республике, функции по осуществлению правосудия, по работе в чрезвычайных ситуациях, таможенное регулирование. Соответствующие структуры Южной Осетии - Вооруженные Силы, органы безопасности, органы внутренних дел, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, судебной системы, таможенные органы, подразделения МЧС - должны стать частью аналогичных российских структур. Бывший депутат парламента, экс-председатель Высшего арбитражного суда Южной Осетии Ахсар Кочиев считает, что «вхождение республики в состав России является необходимым условием национального выживания... к русской культуре относимся, как к своей. Мы ощущаем себя частицей русского мира. Нам предки завещали быть вместе с Россией». В тоже время непарламентская партия «Новая Осетия» выступила с заявлением, согласно которому «договор с Россией призван стать вехой в двусторонних отношениях, которые исторически носят братский характер».

То, что подписание договора состоится, несмотря на заявления «злых языков» 18 марта 2015 г. - уже решенный факт. Он представляется именно тем шагом, который еще больше сплотит российский и югоосетинский народы, укрепит мир и спокойствие на Кавказе. Станет он и шагом по интеграции Южной Осетии в интеграционные проекты на постсоветском пространстве (Таможенный и Евразийский союз), легитимизирует ее в глазах мировой общественности. А в дальнейшем возможно и вхождение ЮО в состав России, уж больно дата подписания Договора знаковая.

Антон Викторович Бредихин, политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Антон Бредихин
«Американцы готовы повторить грузинский сценарий 2008 года»
Украине очень нужна война для оправдания своих проблем
17.11.2021
Моя «Русская весна»
О том, как всё начиналось
31.08.2021
Как воспитать патриота своей страны?
На богословской конференции обсудили актуальные вопросы воспитания патриотических ценностей у школьников
05.02.2020
Право на воссоединение для всех коренных народов России
Вопрос обновления Конституции Российской Федерации выступает одним из важнейших для российского общества
04.02.2020
Все статьи Антон Бредихин
Последние комментарии
Быть или казаться
Новый комментарий от Георгий Н.
12.08.2022 20:59
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
12.08.2022 20:57
В бой после молитвы
Новый комментарий от Константин В.
12.08.2022 20:47
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.08.2022 19:43
Этот страшный русский вопрос
Новый комментарий от Лев
12.08.2022 19:12
С днём Ангела, дорогой Владыка
Новый комментарий от Адриан Послушник
12.08.2022 18:50
Как возродить исчезнувшие российские деревни?
Новый комментарий от Адриан Послушник
12.08.2022 18:35