Приходится констатировать, что выучившись по канонам западного менеджмента, а затем привыкнув работать в условиях нашей, очень своеобразной национальной псевдо «рыночной» экономики, многие руководители крупнейших предприятий РФ не имеют необходимой квалификации для управления предприятиями в сегодняшних кризисных условиях. Это хорошо видно по государственным закупкам и тендерам крупных корпораций, где ситуация стремительно ухудшается, в том числе и по причине неспособности руководства компаний Заказчиков меняться, перестраиваясь быстрее падающих рынков. Выстроенная за последнее время «эффективная» система исполнения крупных контрактов, предполагающая, что подрядчик выполняет работы, и только затем по истечению времени получает оплату, годами загоняла десятки тысяч производственных предприятий в кредитную яму. Малые и средние предприятия вынуждены были отдавать свою маржу банкам, не имея возможности обновлять свои фонды и направлять ресурсы на развития своих предприятий и сотрудников. В стране росли, только банки и финансовые посредники всех мастей, которые занимались тем, что вместе с менеджментом крупных компаний уводили в начале каждого года финансовые средства, выделенные на реализацию государственных проектов, на спекулятивные рынки капитала. А затем еще и принуждали подрядчиков и поставщиков кредитоваться в этих же банках, создавая банку дополнительную прибыль и лишая ресурсов частные производственные предприятия.
Существует большое опасение, что в результате финансовой ловушки, созданной ЦБ и Минфином РФ, производственные предприятия малого и среднего бизнеса, могут быть утеряны для экономики страны. Скорее всего, большинству из них, не хватит финансовых запасов для того, чтобы дождаться кредитной оттепели и перестройки умов руководителей крупных, преимущественно государственных компаний - Заказчиков их услуг и товаров. Предприятия уже сейчас вынуждены в панике искать финансовые источники для поддержания собственной инфраструктуры, и выполнения уже заключенных ранее контрактов. В случае, если руководство малых и средних предприятий не справится с этой работой, то впереди их ждет деградация и банкротство, либо включение в пищевые цепочки государственных компаний, что в принципе означает примерно то же самое. Большинство «эффективных менеджеров» прямо сейчас, ведет свои компании к разорению, иногда даже переходя на бег, а вся антикризисная программа крупнейших предприятий состоит в пережидании кризиса, менеджмент и акционеры уверены в повторении 2008 года и v-образном отскоке в ближайшие месяцы. Многие руководители запрашивают у акционеров поддержки на этот, как им кажется - краткосрочный период, и интенсивно режут издержки. А вместе с ними и новые проекты, которые еще только будут востребованы новой экономикой России, а поэтому сейчас, особенно с точки зрения краткосрочного тактического планирования, кажутся совсем «неэффективными». Сложность антикризисного управления в условиях постоянного спада состоит, в том числе, в способности руководства предприятий, правильно оценивать и прогнозировать так называемое «дно», до которого происходит падение отрасли и экономики в целом, точнее даже уровня каждого последующего «дна» этапа. Также очень важно понимать, точки роста, на которые будет опираться уже совсем иная экономика страны, для того чтобы заранее подстроиться под этот новый рост. Государство, к сожалению, пока не может определиться ни с возможным уровнем падения экономики, ни с определением точек роста, которые на самом деле должны быть созданы и поддержаны искусственно, опираясь на реальный стратегический план развития экономики, которого нет, и уже видимо никогда не будет в данной системе координат.
Повторю в очередной раз свою позицию, касательно банковской системы РФ, уже практически десятилетней давности - такая банковская система не только не нужна экономике России, она является крайне вредной и подлежит немедленной хирургической операции, в результате которой 90% банков РФ должны уйти с рынка, влившись в крупные банки или обанкротившись. В стране должна быть создана небольшая, прозрачная банковская система, с помощью которой можно было бы проводить изменения в экономической жизни страны и не бояться того, что эти деньги будут разворованы банковскими мошенниками и спекулянтами. Примерная структура банковской системы должна выглядеть так: государственный Сбербанк и несколько крупных частных розничных банков, не уступающих охватом своих региональных сетей самому Сбербанку и жестко конкурирующих с ним за целевую аудиторию, плюс 50-60 крупных проектных и отраслевых частных и государственных банков. Доводы Правительства насчет возможной паники вкладчиков - это не что иное, как констатация собственной управленческой безграмотности и не умении работать с людьми.
Нет никакого сомнения в том, что вместе с руководством крупнейших государственных и частных компаний и банков к бурно развивающемуся в стране системному кризису оказалась не готовой, и российская власть. Это говорит о фактическом коллапсе всей системы управления страной, постоянно уходящей сейчас в режим аврала, при замыкании всего управления огромной структурой на топ-менеджмент, состоящий из нескольких человек. В условиях, не работающих механизмов решения вопросов внутри отдельных цепочек управления, и неспособности конечного звена управления объять всю систему, и быстро среагировать на удары противника - мы лишаемся даже шанса выйти из кризиса с минимальными потерями. Потеряют все. Кто-то власть, а кто-то собственность. Для некоторых «административных бизнесов» это будет происходить практически одновременно. В этих условиях говорить сейчас о курсе валюты или цене на нефть уже не имеет никакого смысла, паритет нарушен и пока одна из сторон не победит, стабильности, как таковой, просто не существует. Нефть будет падать, а доллар и евро расти до тех пор, пока это нужно одной из сторон, потому что помешать этим глобальным воздействиям противоборствующая сторона просто не способна. Это не их поле и здесь возможности силового решения вопроса не играют никакой роли, центры управления вынесены за пределы возможного достижения, отсечение отдельных цепей не решают проблемы в целом, пока решают одну задачу, вырастает еще две новых.
Помогать выживать управленческой системе, которая обречена на разрушение, вследствие своей абсолютной деградации и несоответствия историческому моменту, не имеет никакого смысла. И с этой точки зрения позиция предпринимателей, которые перегнали активы в валюту, срезали часть издержек, прекратили инвестиции и решили переждать, абсолютна понятна. В конце концов у них есть свои собственные семьи и близкие люди за которых они в ответе, и кроме них самих, они никому не нужны, как не нужны похоже нынешнему Российскому государству и остальные 150 млн. чел.. Государство по-прежнему не способно выставить стратегические целевые ориентиры для собственного народа и предпринимательского класса и повести их к новым свершениям. Но с точки зрения сохранения того, что было построено нашими отцами, дедами, да и некоторыми нынешними предпринимателями, и что сейчас будет окончательно разрушаться, в моральном плане ситуация конечно очень сложная. Получается, что наиболее талантливые и предприимчивые люди страны практически не имеют никакой возможности помочь своему народу создать новую экономическую систему, по причине полного отсутствия взаимопонимания с системой управления государством. А система управления государством, именно сейчас, получая болезненные удары извне, смертельно заинтересована в этой помощи, но по-прежнему никак не может выпустить из рук руль централизации, как обычно, не доверяя никому, в первую очередь, своему ближнему кругу, а также и людям Созидания. Парадокс, который был разрешен в свое время малой кровью в КНР, но который в России, к сожалению, видимо опять будет решаться очередной смутой и полным разрушением сложившейся системы управления.
Павел Геннадьевич Попов, экономист, специалист по управлению
2. Re: Прежняя система управления экономикой обречена на уничтожение?
1. Re: Прежняя система управления экономикой обречена на уничтожение?