Инноваций не будет

По крайней мере, в ближайшие пять лет

0
674
Время на чтение 7 минут

Что важно в реализации инновационного продукта? Разработка, производство, а также скорость распространения. Все это связано с грамотным управлением проектом, финансированием, различной степенью государственной поддержки. К сожалению, практически во всех компонентах мы имеем огромные ограничения, а степень понимания этих проблем, чиновниками, принимающими решения, по этим вопросам, не позволяет прогнозировать более-менее массовый инновационный прорыв на мировые рынки, по крайней мере, в ближайшие пять лет.

Первейшей огромной проблемой для нас станет подготовка кадров для инновационного прорыва. За последнее десятилетие практически развалилось детское техническое творчество, выражавшееся в различных КЮТах (Клубах Юных Техников), секциях моделирования, радиокружков, и т.п., с поддержкой специализированными изданиями - Юный техник, Моделист-Конструктор, и т.д., техническими конкурсами и соревнованиями среди молодежи, и т.д. Возьмем для примера - Японию. Такого количества детских кружков, студенческих клубов по интересам, занимающихся при поддержке частных корпораций и государства разработкой и моделированием роботов нет нигде в мире. Можно уже сейчас, с уверенностью спрогнозировать, что в ближайшие 20-30 лет в области робототехники Япония будет впереди всей планеты. Для сравнения, рассмотрим, как было организована подготовка технических кадров в советское время? Начиналось все с детского технического творчества, выявления талантов и привыкания к конструированию и технике, затем накачка теоретическими данными в технических ВУЗах, техникумах, ПТУ, как правило, уже без отрыва от производства. Параллельно, с теоретическим - практическое обучение на производствах и в конструкторских бюро, создавало целую технологическую цепочку по производству высококвалифицированных технических кадров. Сейчас данная цепочка разрушена, причем при и так гораздо более низкой мотивации у молодежи к технической сфере. Мало того, предыдущее поколение, которое должно было передать свой опыт и знание и подтянуть молодежь, почти ушло, а следующее не попало в цепь событий из-за пресловутых девяностых, оказалось на рынках, и в универмагах, постепенно потеряв квалификацию. Что же мы тогда имеем? Тот же самый пресловутый кадровый дефицит, как в общем по экономике, но отягощенный еще и кадровым разрывом между новым, очень молодым поколением ученых, конструкторов, инженеров и почти ушедшим поколением, которому мы обязаны всем, практически даже фактом своего существования, и до сих, кстати, в большинстве случаев не отдав им свой социальный долг. По сути, страна до сих пор продолжает эксплуатировать тот технологический задел, который был сделан этим поколением. Вот у кого можно поучиться конструкторской мысли и производительности. Но на сколько лет нам его хватит? На пять или на десять? Тогда, где же мы возьмем такой объем инженеров и конструкторов, достаточных для перевода экономики на инновационные рельсы, а также менеджеров, способных управлять такими проектами? В каких организациях будут рождаться те инновации и решения, которые будут обеспечивать наш оборонный потенциал, переводить почти полностью сырьевую экономику на производство продукции высокого передела, да еще и с претензией на мировую конкурентоспособность? В качестве ответа на эти вопросы госаппаратом предлагается ориентироваться на госкорпорации - всевозможные Роснанотехностройэкпортимпортинновации. Можно с уверенностью сказать, что это может стать нашей катастрофической ошибкой. Максимум, что можно оставить госкорпорации в сегодняшнем мире - это формирование заказа отечественным предпринимательским структурам, обеспечение его финансирования, и последующей приемки. Невозможно представить, чтобы госкорпорация на равных будет соревноваться с Сименсом, Дженерал Электрик, Мицубиши Электрик, Тошиба, Альстом, АББ, Шнайдер, Майкрософт. Для начала, у нее просто в разы слабее мотивация по сравнению с транснациональными частными корпорациями на мировом рынке. А разработка и внедрение или вход на внешний рынок со своей продукцией (произведенной в России) - это битва, требующая нестандартного подхода, стратегического видения, смелых управленческих решений, которых бесполезно ждать от чиновников, управляющих госкорпорацией. Это высшая лига мирового бизнеса, в котором нас не ждут, а формат гос.корпорации на этом поле, что подтверждает мировой опыт, всегда будет даже не на втором, а на третьем плане. Что уже и начинает подтверждаться даже в тех отраслях, в которых мы раннее доминировали или имели более-менее сильные позиции (авиастроение, энергетическое машиностроение и т.д.). Нужно признать, что попытка подмены предпринимательской инициативы слабо мотивированными гос.корпорациями ни к чему хорошему не ведет. Да какие-то инженеры и менеджеры будут перекуплены ими у частных компаний, что, кстати, еще более увеличит технологическое отставание пока еще некоторых конкурентоспособных предприятий. Но в условиях отсутствия полноценной мотивации у госкорпорации к поиску свободных рыночных ниш и менеджерскими проблемами в освоении высокотехнологичных продуктов, потока инновационных разработок оттуда ждать не приходится. Что остается?

Частное предпринимательство с масштабной государственной поддержкой. Только помогая вырасти и окрепнуть собственным частным компаниям, занимающимся разработкой и внедрением высокотехнологичных продуктов можно осуществить инновационный прорыв на внутреннем и внешнем рынках. По сути, речь идет о совместной большой работе госаппарата и предпринимателей по организации и развитию нового витка научно технического прогресса в нашей стране. Однако подобная частная инициатива в этой области сейчас практически не осуществима, в связи с полным отсутствием взаимного доверия у предпринимателей и государственного аппарата. В области крупного бизнеса недоверие властей зачастую понятно, но почему малый и средний бизнес не облечен доверием, вот это уже непонятно. Как правило, выстроенные тяжким трудом в агрессивной среде предприятия, казалось бы, постоянно готовые к освоению новых рыночных пространств и продуктов, если будет оказана порой даже небольшая гос.поддержка, должны были бы стать основным двигателем инновационного процесса в стране. Однако, кроме недоверия власти есть и другие причины, в частности полное отсутствие доверия у предпринимателей к гос.аппарату. Невнятная экономическая политика, почти полное отсутствие гос.поддержки под лозунгами «Поможем малому бизнесу», и главное существующие коррупционные ограничения не позволяют предпринимателям планировать проекты даже со сроками реализации более двух - трех лет. Какие тут инновации со сроками планирования 5, 10, 20,30,50 лет! А учитывая, сегодняшнее, почти полное отсутствие гос.поддержки при экспортных продажах машиностроительной продукции, речь не идет сейчас даже о поддержке инновационного продукта, смысл, в освоении конкурентоспособного на Мировом рынке продукта для российского предпринимателя практически исчезает. Только один из моментов - трудности с возвратом НДС, при внешнеторговых операциях со странами СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан) существенно увеличивают издержки наших предприятий по продвижению продукции, особенно уже немногим из оставшихся предприятий машиностроительного комплекса. А мы тем временем наблюдаем, как в той же Астане и Алма-Ате за последние пять лет, открылись представительства всех транснациональных корпораций, ориентированных на разработку, выпуск и внедрение инновационной, высокотехнологической продукции - Сиеменс, Дженерал Электрик, АББ, Шнайдер Электрик, и это даже без представительств азиатских компаний. Можно уже спрогнозировать, что данные рынки нашими машиностроителями будут утеряны в течение ближайших пяти-семи лет практически безвозвратно, а с учетом все более активного продвижения китайских компаний, то и в течение трех-пяти лет. Никого не надо особо убеждать, вернуться потом на эти рынки будет невероятно трудно.

Еще одним ограничением, но далеко не последним, является слабость отечественной системы патентования разработок и изобретений, выражающаяся в сложностях с получением, дикими сроками согласований (доходящим до нескольких лет), а также самое главное в проблемах с отстаиванием своих прав на внешних рынках. Особенно в странах Азии и в частности в Китае, Тайване, Корее. Невозможность отстоять свое право на инновацию на мировом рынке ставит под сомнение необходимость ее разработки и внедрения.

Безусловно, без поддержки государства, самостоятельно новая технологическая инновационная волна не появится. Но надо признать, что в развитии инноваций государство ни в коем случае не должно подменять собой реальные рыночные процессы. Оно должно долгосрочно сосредоточиться над созданием инфраструктуры для инноваций, финансированием фундаментальных разработок, а также над укреплением соц.пакета для всех граждан России. Инновации не возможны в нищей стране. Последние восемь лет наше государство пошагово строило свои вертикали власти, централизуя все что нужно и ненужно, выполняя необходимую конечно задачу по воссозданию государства. Но теперь, нужно будет научиться децентрализации, которая необходима при реализации массовых инноваций, а значит и большого количества проектных по своей сути программ. Управление проектами, само по себе является наиболее трудоемкой работой, требующей высочайшей квалификации - это подтвердит любой грамотный менеджер. Не имея подобной квалификации и мотивации к ее получению, необходимо констатировать, государственное управление инновационными проектами в сегодняшней объективной реальности обречено на провал. Только реальными программами поддержки конкретных частных предприятий, работающих на инновации, формированием институтов гос.заказа на инновационную разработку частным организациям, реорганизацией технического образования в стране, развивая программы финансирования и поддержки собственного экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции можно действительно осуществить перевод сырьевой экономики на инновационное развитие. И тогда очень срочно понадобятся практически бесполезные сейчас технопарки, технограды, научно-внедренческие зоны...

Надо признать, наконец, что в современном мире это единственный оптимальный путь, для демократического государства построить сильную инновационную экономику. Надеюсь, что все-таки наш путь.

Павел Попов, Директор НПП МЕГАН, Январь 2008

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Инноваций не будет

Разрушение цепочек от станций юного техника до ВУЗа и производства представляет несомненную угрозу. Форма же собственности влияет только на возможность и доступность ресурсов, а также на приоритеты. В этом разрезе государственные корпорации (при грамотном управлении) более эффективны чем частники, за ними ресурсы страны и возможность работать над долгосрочными, глобальными разработками, которые не только принесут прибыль в долгосрочной перспективе, но и выведут страну на принципиально новый уровень. Сулакшин определяет разумный баланс для нашей страны частное-государственное в 40% на 60%. НО основная проблема в головах, это сказывается на "цепочках", на управлении и результатах. Суть проблемы зацикленность на прибыли, деньгах, а фактически на благах, власти и статусе, опять же определяемом в денежном эквиваленте, но деньги лишь средство, не смысл! Здесь, в первую очередь, необходимо менять мировоззрение, что не возможно в сегодняшней ситуации, когда во главу угла везде и системно ставиться бабло. Второе, можно и нужно стараться выравнивать материальную выгоду людей во всех сферах, но это невозможно в рамках сегодняшней модели, хотя для этого и существует нормальное государство. В любом случае сильнее тот управленец (где бы он не работал в частном или государственном секторе), который в своей мотивации на первом месте имеет не материальные стимулы добра, справедливости, созидания, творчества, он уже действует на принципиально более высоком уровне решения задач и тем самым всегда(!) превосходит руководителя-потребителя. К сожалению мы планомерно(!) сползаем в пучину потребления, изначально становимся в более слабое положение по отношению к западным конкурентам (их система отстроена, они имеют больше ресурсов) и без изменения этого тренда инновационная деятельность будет все больше слабеть, а после определенной точки не возврата перестанет существовать.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Попов
«В Академии художеств я впервые стал читать Библию»
Беседа с художником Павлом Поповым
24.12.2018
Акт первый. Казнить нельзя помиловать!
Сценарий развития кризиса. «Силовики» против «либералов»
20.12.2013
Россия. Рецессия
Если экономику перестроят другие, то наше место будет последним
17.10.2013
Время терапевтов и упущенных возможностей
«Настало время хирургов, однако воли и характера на операцию по-прежнему не хватает»
10.10.2013
Все статьи Павел Попов
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21