Внешне сегодняшняя ситуация в стране похожа на собрание группки слабеньких терапевтов возле операционного стола на котором лежит израненный больной по имени Россия. Данное собрание, вместо немедленной операции пораженному организму продолжает выписывать разные таблетки, авось все-таки раны сами заживут. Не заживает! Время терапевтических экспериментов для нашей экономики уже прошло, настало время хирургов, однако воли и характера на операцию по-прежнему не хватает. Оперативное вмешательство всегда страшит и несет риски, но это действие, направленное на пресечение развития болезни и ускорение последующего восстановление. Чем позже начнется операция, тем тяжелее будет идти выздоровление. Причем время хирургических операций подошло не только для экономики страны, но и для большинства предприятий страны. От того насколько умело руководство страны, и менеджмент конкретных компаний справится с операцией, зависит дальнейшая жизнь граждан РФ. К сожалению, для менеджмента компаний, в большинстве своем способного справиться с кризисом на отдельно взятом предприятии, многие их решения скованы неумелыми действиями экономического блока правительства страны. Что может привести к очень негативным последствиям и банкротствам даже для эффективных предприятий.
Мало того, что федеральное правительство само не работает на опережение развития кризисной ситуации, оно по-прежнему не дает никаких рычагов влияния на кризис региональным властям. Тогда как наоборот, необходимо отпустить часть решений в регионы, подкрепив соответствующей финансовой подпиткой. Вместо этого нам рассказывается о том, как какой-то «штаб» в правительстве «оперативно» отслеживает ситуацию на тысячах предприятий?!? Тогда как тактической работой должны заниматься региональные власти, а «штаб» если его уж создали, должен продвигать стратегические цели и только обеспечивать поддержку регионам. Похоже, что «вертикаль» не доверяет сама себе. Дескать, дай только волю регионам все вообще остановится. Не остановится! Ведь региональные власти, обладая оперативной информацией и имея постоянные контакты с представителями бизнеса на местах, имеют все возможности оперативно отреагировать на локальные очаги напряженности в экономике своих регионов. И они как никто заинтересованы в снятии напряженности, ведь первый удар недовольства пойдет на них. Что же сейчас? Не имея ресурсной базы, вынужденное согласовывать каждое даже малозначимое решение на федеральном уровне, ощущающее нарастающее давление со стороны населения региона местные власти оказываются практически выключенными из борьбы с экономическим кризисом.
Не участвующими в борьбе с кризисом, оказались и сотни тысяч предпринимателей по всей стране. Конечно, каждый из них, ежедневно, отчаянно борется с кризисом, но борется в основном путем сокращения издержек и стратегией выживания. А ведь у многих из них уже есть рецепты победы над кризисом, но в отсутствии партнера в лице правительства или хотя бы региональных властей почти все выбрали политику одного окопа - спрятавшись в свой маленький окоп - пересидеть бурю. Да и как не выбрать, ведь даже попыток диалога с ними не видно, типа вы пока правительству не мешайте, мы сами умные, сейчас справимся с кризисом и пообщаемся. Вместо того, чтобы совместно с руководством страны выступить единым фронтом, против последствий кризиса предприниматели оказались простыми зрителями, а не участниками в борьбе за спасение экономики собственной страны. Наиболее дееспособная сила внутри страны является простым зрителем на этом концерте!!! Это как если бы - дирижер, попросил оркестр пересесть в зал и сам пытается сыграть на десятках инструментов!!! Хотя по другому у нас и быть не могло, если вспомнить про длительное существование бизнеса и власти в среде полного недоверия друг другу.
По человечески, можно понять нерешительность российского правительства в принятии острых решений. Страна действительно долгое время жила в состоянии постоянного перенапряжения и готова была уже в обмен на стабильность променять многие права и свободы. В такой ситуации для того, чтобы принимать резкие, и непопулярные решения нужна огромная сила воли и самое главное железобетонная уверенность в принимаемых мерах. Вот этого-то, как раз и нет! От отвергания фундаментальных принципов функционирования мировой экономики и в отсутствии глубокого понимания собственной экономики и ее потенциала возникает страх и неуверенность практически перед любыми изменениями и решениями. Неверие в собственных предпринимателей и в свой народ приводит к недооценке собственных возможностей и проигрышу в борьбе с последствиями кризиса. Оказывается, наши власти, спасали на деньги налогоплательщиков бесполезную часть банковской системы - боясь паники среди вкладчиков?!? Хотя в нынешних условиях, решить задачу противодействия раскручивания паники можно было гораздо проще - диалогом с собственным народом. То-есть, уровень неверия в собственный народ у власти такой, что возможность диалога даже не рассматривается. Не с кем делиться оказывается!?! Расплаты в банковской системе за создание спекулятивных пузырей на рынках недвижимости и потребительского кредитования не произошло, видимо расплатиться придется опять налогоплательщикам - предприятиям реального сектора и гражданам России.
Тем не менее, сегодняшний момент - прекрасная возможность и предпринимателям и региональным властям проявить весь свой совместный потенциал в борьбе с кризисом. В условиях, когда в правительстве не рождаются необходимые решения, именно на региональном уровне необходимо организовать диалог с предпринимателями, совместно срочно разработать адекватную программу антикризисных мер для конкретного региона и пробить финансирование этой программы на федеральном уровне. Предпринимателям стоит перестать уже, ждать помощи от государства, а самим взять на себя ответственность за собственную страну, помочь правительству, народу, а значит, в конечном счете, и самим себе. Ведь не справившись - слабенькой терапией с разгоняющимся экономическим кризисом власть, в конечном счете, обвинит предпринимателей в бездействии, затем ускоренная национализация ряда секторов и повышение роли государства в экономике страны до критичного уровня позапрошлой эпохи.
Необходимо констатировать, если не произойдет - внезапных глобальных изменений в мировой экономике, кризис в России будет носить затяжной и очень негативный характер. Хотя пока еще возможно, что ускорение кризиса принудит наконец-то предпринимателей включиться в работу и заставить власть принять необходимые решения для противодействия разрушения экономики. Как говорится по принципу - другого выхода у нас уже нет! Главное - только, чтобы не стало слишком поздно...
Рекомендуемые немедленные меры
на федеральном уровне:
Первый этап
1. Восстановление финансовой системы - фундамента экономики России, путем проведения срочной операции над банковским сектором страны.
Укрупнение банковской системы путем сделок слияний и поглощений или управляемых банкротств более половины банков РФ, возможно через резкую девальвацию (в два раза). Столько операторов в банковской системе Новой Российской Экономике уже не нужно. А в нынешних условиях, такое количество игроков, имеющих пусть даже опосредованный доступ к государственному финансированию и превратившихся в последнее время в ларьки по перепродаже валюты просто опасно. Поэтому, применяя различные методы для ряда банков - например: требования увеличения капитала, или ограничение рефинансирования со стороны Центробанка и рынка межбанковского кредитования необходимо немедленно ускорить темпы санации и управляемых слияний в банковской сфере. Во избежание паники среди вкладчиков все мероприятия, необходимо проводить - максимально открыто, для широкого круга граждан.
2. Определение приоритетных стратегических направлений развития экономики и бизнеса, на которые будут направляться все необходимые ресурсы. Предоставление через крупные банки льготных государственных кредитов под 5% на 5-10 лет для предприятий высокотехнологичного сектора, экспортеров машиностроительной и сельхоз.продукции, новых предприятий по организации импортозамещающих производств на территории РФ, промышленных производств по глубокой переработке сырья. Предоставление льготного кредита на модернизацию существующих производств. Предоставлении гос.гарантий и выделение льготных кредитов на приобретение российскими стратегическими инвесторами - иностранных высокотехнологичных компаний.
3. Освобождение предпринимательской энергии через снятие различных барьеров: снижение налоговой нагрузки - кардинальное снижение НДС, повышение налога на прибыль, снятие налоговой нагрузки с ФОТ, налоговые каникулы на один-два года (с 1 января 2009 года) для малого бизнеса. Гос.гарантии по кредитам на развитие и модернизацию промышленных предприятий.
4. Протекционизм, Протекционизм и еще раз Протекционизм!!! Чтобы там не говорили дилетанты от экономики про «совместную работу всех стран по преодолению кризиса» и ненужность протекционизма. Напомню простую истину - конкурирующие в мировом пространстве экономики разных стран, в условиях отсутствия доверия друг к другу, будут выживать поодиночке! Поэтому - защита таможенными барьерами российских производств, особенно по глубокой переработки сырья, в обмен на принятие этими предприятиями реальных программ развития и модернизации. Максимальное использование внутреннего потребительского спроса для создания альянсов с мировыми лидерами разных сегментов, по организации необходимых экономике производств, с российским контролем, в обмен на доступ на внутренний рынок.
5. Продолжение запланированных государственных инвестиций. Как крупных инфраструктурных проектов (мосты, дороги), так и мелких региональных (школы, больницы, детские сады). Основные параметры - четкое!!! прозрачное финансирование, выбор подрядчиков по принципам качества, инновационности работ, и способности их осуществления, а не дешевизны.
6. Запуск крупных глобальных проектов, предусматривающих участие широкого круга отечественных и иностранных партнеров и инвесторов: государств, финансовых структур и коммерческих организаций. Например: «Космос», «Логистика», «Антарктида», «Мировой океан».
7. Ограничение роли государства в экономике. Государство заказчик и максимум судья на рынке, но не оператор-монополист. Прекратить создание нежизнеспособных в рыночных условиях без постоянной гос.поддержки - гос.компаний. Провести приватизацию уже созданных государственных компаний с переводом их в ОАО и сменой менеджмента. Возможно, в ряде компаний оставлять за государством блокирующие пакеты акций.
P.S. Перестать, в конце концов издеваться над АвтоВАЗом, любыми путями продать его или передать крупному стратегическому инвестору и убрать гос.чиновников из руководства предприятия.
29. Ответ на 25., Андрей Карпов:
28. Ответ на 25., Андрей Карпов:
27. Ответ на 25., Андрей Карпов:
26. Re: Время терапевтов и упущенных возможностей
25. Ответ на 18., Павел Попов:
24. Павел Попов (22)
23. Re: Время терапевтов и упущенных возможностей
22. Ответ на 21., Галкина Л.В.:
21. Re: Время терапевтов и упущенных возможностей
20. Ответ на 19., Соболев: