Времена духовных кризисов, смуты и разрушения неизбежно влекут за собой и кризис культуры. В том числе и, в первую очередь, - литературы. Вот как писал русский мыслитель, духовный писатель, критик и великий русский патриот Иван Александрович Ильин в годы катастрофических русских потрясений ХХ века: «Современное искусство, "светски" освободившее себя от религиозного чувства и чутья, идет навстречу требованиям современной безбожной массы; мода рождает "модернизм", скука и пресыщенность - нервирующую остроту; кинематограф - заменяет храм, а рев радиоаппарата - вытесняет личную культуру музыки и слова... В искусстве исчезает "третье измерение" - художественности, священности, предметности; двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство и сама становится его жертвой».
Очень напоминает реалии сегодняшней жизни и культуры, вот только прогресс ушел далеко вперед и все и всех заменил и поглотил бездушный и жесткий многоликий интернет. Люди уже не хотят и не могут читать книги. И не удивительно, что в нынешнем году, объявленном «Годом литературы», критики скептически говорят: «Год есть, а литературы нет». Невольно хочется согласиться с этим, когда видишь, что главным писателем 2014 года россияне назвали Дарью Донцову, чья окололитературная жвачка - этакий наркотик для домохозяек - растянулась на 165 романов, 10 сценариев по ним и 5 кулинарных книг.
Но, к счастью, мы, верующие православные люди знаем, что есть, милостью Божией, и не угасала никогда литература, которая «... ищет благоговейным сердцем Божественного - во всем; и - находит; и - из него поет» (И.А. Ильин). Это, живущая идеалами Православия, литература и культура православная, христианская, исходящая из времен и духа великих учителей словенских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, несущая в себе все лучшее, что было и есть в великой русской литературе. Во всем своем многообразии: агиография, художественная проза, публицистика и, конечно же, поэзия. И живет она не вдали от нас, не на обочине обезумевшего мира, уходящего все более в безбожную пустоту, а параллельно с секулярным обществом и его бездуховной культурой.
«Христианская культура... есть великое и претрудное, обязывающее и ответственное дело; и сущность его в том, чтобы в меру своих сил усвоить Дух Христа и творить из него культуру человечества» (И.А.Ильин). Слава Богу, у православной литературы есть и свой - духовно-устремленный и сердечно-открытый читатель, чуткий, внимательный и благодарный.
Вышла новая книга православной петербургской поэтессы Ларисы Кудряшовой, автора известных православных песен и многочисленных публикаций в православной периодике, - «Навстречу Пасхе» (СПб. «Сатисъ». 2015). Это 7-я книга ее духовной поэзии. В своем творчестве она исповедует вечные ценности Святого Православия.
Предваряют новые стихи воспоминания об удивительном петербургском пастыре, митрофорном протоиерее Владимире Ноздрачеве (1929 - 2014), у которого довелось автору духовно окормляться.
В новой книге, как и в предыдущей («От Рождества до Воскресения». СПб. «Сатисъ». 2013), поэтесса стремится осмыслить жизнь человеческую на всем протяжении ее земного бытия, во всем ее подлинном драматизме. Детство, где «Так чиста, доверчива, легка...», «Душа не научившаяся лгать, // Служить греху, судить и лицемерить. Где «...мамины руки и свечек огни», а «Господь Своей легкой Десницей // Ограждает еще от греха». И куда так хочется, но невозможно вернуться:
Я убегу. Туда я убегу,
Где просто все. Где чистыми глазами
Глядит душа. Стою на берегу
И тихо плачу детскими слезами.
Юность - «И тогда мне еще представлялось // Будто я никогда не умру». Лето жизни, которое вспоминается «все сокровенней и проще». Осень, когда «Душа... все больше дорожит // Дарованным Творцом коротким мигом...» Быстротечность и невозвратимость времени, «грядущего неизвестность» и крепкое упование на милость Божию:
Как быстро день теперь бежит за днем.
Прошу о том, о чем мечтать не смею -
Чтоб помянул во Царствии Своем
Господь, мне давший все, что я имею.
Поэзию Ларисы Кудряшовой отличает значительность переживаемых состояний и человеческих отношений, изображаемых событий и явлений:
Страстной Седмицы скорбь и чистота,
Безсилье наше и Господня сила.
Как сотник у подножия Креста
Земля на миг как будто бы застыла...
Пилатов Суд, изменчивость толпы,
Голгофы каменистая дорога,
И жажды огнь, и боль, и зной и пыль,
И гордецы, ругающие Бога.
Ты погляди, душа, ты погляди
На Крест Христов, на кротость и смиренье.
Уже светает. Бездна позади.
Смерть попрана. Сияет Воскресение.
И не только «... вербы тянут веточки // Навстречу Пасхе и весне» - вся жизнь и душа верующего человека устремлена к Воскресению. Потому-то так «...радостно и чудно // Снова петь и петь: «Христос Воскрес!»
О земном Отечестве, своей «милой, родной Руси» Лариса Кудряшова говорит иногда с тревогой и горечью, показывая глубокие раны души современника, материальное разрушение и духовные ущербы:
Но не спешим свой взор поднять к Творцу,
А время множит-множит наши раны.
И снова соль слезинок по лицу -
Потоплен Крымск... Вдали горят вулканы...
Или:
Айфоны, компьютеры, сети,
Мобильных звонков круговерть.
Хохочут, кривляются дети,
Снимая на видео смерть...
Говорит с гордостью и ликованием, вспоминая о победах русского народа и о силе русского духа, заключенного в его вере. И всегда с любовью и надеждой:
Верится сердцу - Господь не оставит Россию.
Благовест слышен. И дождь над землею прошел.
Господи, Господи, Ты милосерд и всесилен!
Господи, Господи! Как нам с Тобой хорошо!
Все творчество поэтессы охвачено любовью к Отчизне, которая по сей день является Подножием Престола Божия и Домом Пресвятой Богородицы. Россия предстает во всей своей надмирности и безконечности как «хранительница веры и опора всей земли», как «богоизбраннейшая весь», как «христианская душа» и как наша русская неопалимая купина - рябинушка:
... Здесь, где, кажется, все перемолото,
Где живут в ослепленье больном,
Среди дикого, страшного города,
Гроздь рябины горит за окном.
И поймешь - мы не брошены Господом,
Мы с тобой - на родимой земле,
Мы пройдем через скорби и горести
И не сгинем в бушующей мгле.
Русь украсится белыми ризами,
Все чужое пройдет, отболит!..
Вьются голуби, голуби сизые,
Не сгорая, рябина горит.
В стихах Ларисы Кудряшовой всегда живет и дышит природа. И это - не натюрморты, не картинки ради картинок, не образы ради образов. Это - наше русское созерцание Бога в природе, таинственно несущей в себе божественное откровение о мироздании и человеке:
Стволы березок, словно лира,
Сплелись сквозь желтых листьев медь,
Чтоб рассказать о смысле мира
И красоту его воспеть.
Или:
И в этом тихом колыханье
Листвы и всполохах зари -
И свет, и милость, и дыханье
Творца, что все животворит.
И в этой чистой, торжественной, мудрой и величественной природе - вся Россия, вся русская душа с ее восприятием мира - от робкого весеннего цветка у дороги до полноты христианской любви: «Душа живет Любовью // И Сам Господь - Любовь!»
Как и в своем предыдущем творчестве Лариса Кудряшова, размышляет о русской поэзии, являющей в своем лучшем выражении «спасительную неотмирность слова». О назначении и судьбе поэта, участь которого всегда «быть одиноким средь людей». И быть счастливым, потому что ему доверено «чудо из чудес - творить слова, в венок сплетая звуки». И если луч Божий коснется этого делания, тогда:
Зовет, ласкает, плачет, говорит
Из сердца прорастающее слово.
Именно такой и является поэзия Ларисы Кудряшовой. В ее стихах блестяще сочетаются вырастающий из традиции русской литературы художественный вкус и просветленный искренней и смиренной верой религиозный опыт.
Сегодня не лучшее время для поэзии. Человечество, разъедаемое духовным и материальным кризисом, предается низкопробному, безталанному и безбожному «искусству», которое становится праздным развлечением и шокирующим зрелищем. Тем радостнее, в вихре сегодняшнего жестокого и больного времени, видеть появляющиеся несмотря ни на что образцы истинной поэзии.
В.П.Филимонов, писатель и журналист