Главное делание

0
374
Время на чтение 6 минут

«Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут».

Преп. Георгий Затворник Задонский

Нередко Великим постом сердца людей, не только начинающих свое знакомство с ним, но и считающих себя уже воцерковленными, сопровождает тоска. Эта тоска начинала тревожить их еще с масленицы. Ведь многие из них еще с трудом настраиваются на то, что наступает особый период в году, когда необходимо перестать расслабляться и душой и телом: развлекать себя телепередачами, походами в театры, на концерты и прочими подобными им произведениями мира сего; также необходимо сластолюбию и пресыщению плоти поставить серьезную преграду. В этот особый период совесть призывает христианина быть более сдержанным и внимательным к себе, начать делиться с Богом своим временем более обычного: не только по воскресеньям и праздникам.

Великим постом Церковь Христова призывает каждого человека поближе познакомиться с собственной душой. Ведь что скрывать, чаще всего преимущественным вниманием нашим пользуется тело, в то время как душа наша напоминает «бедного родственника», голодного, холодного и убогого. Поэтому Великий пост это все-таки праздник для души, чем для плоти.

И хорошо при этом не опошливать величие поста, глядя на него как на обычное воздержание от скоромной пищи, занимаясь перебиранием, что можно вкушать, а что нельзя, когда и сколько. В этом нет правды. Ведь хотя те же вегетарианцы круглый год воздерживаются от вкушения мяса и рыбы, но это их никоим образом не приближает к Богу. Ближе к Богу нас делает только покаяние, исправляющее греховную жизнь на праведную. Оно есть главное делание человека. Воздержание же в пище всего лишь средство, помогающее ему легче проходить поприще покаяния, быть менее зависимым от запросов плоти.

Конечно, великопостный образ жизни требует непростого внутреннего труда, который намного тяжелее внешнего. Вполне возможно, что разгрузить вагон легче, чем помолиться внимательно на церковной службе. Отсюда объяснимо унылое настроение у некоторых христиан, которые даже оговариваются, изъявляя желание, чтобы поскорее пост прошел, и наступила Пасха, которая позволит им войти в привычное житейское русло.

В связи с этим возникает законный вопрос, понимают ли эти люди назначение Великого поста? Может быть, они ошибаются, называя себя христианами? Ведь главное содержание, основной смысл Великого поста это есть покаяние. Церковь недаром постепенно готовит чад своих к его встрече, напоминая о главном делании человека на земле неделями «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О Страшном Суде» и «Прощеным воскресеньем».

Главные цели Великого поста даже не молитва и не само воздержание в потребностях плоти, главная цель его - смирить и сокрушить в покаянии сердце человеческое перед Богом. Молитва и пост здесь главные помощники человека. При этом Господь отвергает подвиги воздержания и молитвы, не приносящих должных плодов покаяния, что в среде современных христиан в наше время встречается нередко. Возникает иногда ощущение, что некоторые люди готовы и молиться и поститься и на церковные службы ходить, при этом, не желая особо обременять себя темой покаяния и сокрушения сердца. Как будто для них это взаимоисключающие явления. Как правило, исповедь для таких христиан часто всего лишь необходимая формальность.

Но ведь Господь Иисус Христос положил начало Своего земного служения человечеству как раз призывом о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Кстати, интересны происхождение и непосредственный смысл слова «покаяние». Нам известно однокоренное с ним слово «окаянный», хотя, в отличие от слова «покаяние», оно несет в себе отрицательный смысл. Был в старославянском языке такой глагол «окаять», в переводе на русский язык означающий «проклинать, осуждать». Некоторые исследователи даже считают, что это слово происходит от имени первого убийцы на земле Каина.

Отсюда покаяние необходимо понимать как осуждение самого себя. Как и святые отцы учат, что человек избежит сурового приговора на Страшном Суде, если прежде на земле сам себя осудит перед Богом через покаянное делание. Но славянское слово «покаяние» не полностью отражает смысл этого духовного явления. Его дополняет его греческий аналог. У греков нашему слову «покаяние» тождественно слово «метаноя», которое переводится как «изменение».

Вот и выходит, что Господь взывает к нам: «Изменитесь для Царствия Небесного!». Он хочет, чтобы все люди стали гражданами этого будущего Царства всеобщей любви и гармонии. Но от апостола Павла мы узнаем, что: «никакой блудник, или нечистый... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ... истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Эф. 5:5; 4:21-24). Это означает, что пока мы не изменимся по образу такого нового человека, человека будущего века, то останемся чужды жизни в Царствии Небесном.

Поэтому-то и жизнь временная на земле дана нам для этого покаяния-изменения. «Вся наша земная жизнь должна составлять собою поприще покаяния», - пишет свт. Игнатий (Брянчанинов). Всю жизнь человек должен уметь не доверять себе, быть очень внимательным к своим помыслам, которые могут себя воплотить в неблаговидные поступки. Ведь естество наше до такой степени изменчиво, что даже и на смертном одре человек, расслабившись и потеряв контроль над собой, может пасть и лишиться наследия Божия.

Если по-другому посмотреть, то можно сказать, что покаяние это курс лечения человека длиною в жизнь. Мы уже рождаемся смертельно больными по наследству от грехопадения первых людей, рождаемся зараженными удобопреклонностью ко греху, лишающему нас жизни вечной. Но пришел Небесный Врач, Иисус Христос, говорящий: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12-13).

Он основал духовную лечебницу - Свою Церковь - где каждый человек, осознавший свои грехи как болезни души, прибегает к исцеляющим Таинствам Исповеди и Причащения. В данном отношении потрясают душу слова преп. Симеона Нового Богослова: «В Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи». После этих слов святого привычная беспечность и нераскаянность многих жителей Земли воспринимается как массовое безумие.

Отсюда понятно, почему афонские монахи говорят, что у них на Афоне Великий пост идет круглый год. Для них Великий пост, покаянное делание есть образ жизни. Монахи своим образом жизни пытаются приобрести еще на земле навык к жизни будущей, небесной. Недаром преуспевших в подвигах духовной жизни отцов называли «земными ангелами» и «небесными человеками».

Не стоит нам бояться Великого поста и унывать при его наступлении. Ведь он есть свет, а не тьма. Великий пост освобождает души из темницы плоти, ослабляя хотя бы на время путы, которыми их связало наше плотолюбие. Правда в том, что именно Великий пост дает нам образец единственно верного образа жизни в течение всего последующего года.

После каждой исповеди, которая должна быть частой и регулярной, мы не должны расслабляться, приходя домой, и, окунаясь в привычную суету. Напротив, с каждым разом должно человеку все более и более изменяться по образу Создавшего его Христа. Если мы исповедуемся по привычке, не расставаясь затем с греховными навыками, в которых покаялись, значит, нет нам никакой пользы в подобной исповеди.

Непременный признак истинного покаяния - невозвращение к прежнему греховному образу жизни. Можно озвучить свой грех на исповеди и услышать от священника разрешительную молитву, но Бог не простит человеку этого греха, если тот, после раскаяния в нем, продолжит его совершать. «Сила покаяния познается в омерзении грехов. Ежели душа столько возненавидит грехи свои, что лучше бы претерпела всякую скорбь и мучение, нежели согласилась на услаждение каким-либо грехом; вот это - чистое покаяние», - делится с нами своим духовным опытом преп. Георгий Затворник.

По словам Иоанна Крестителя, покаяние должно принести свои плоды, и по тем же плодам познается качество покаяния. В интересах же каждого человека вырастить самый важный плод покаяния, которым является жизнь вечная в Царствии Божием.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Булычев
Праздник в защиту Истины
Вход Господень в Иерусалим
16.04.2022
На Европу ли будем пенять?..
Немного грустных слов о современной российской семье
12.05.2019
Все статьи Священник Олег Булычев
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24