Те, кто внимательно слушал валдайскую речь Путина, не могли не обратить внимания на её предельно жёсткий и максимально аргументированный характер. У оппонентов российского президента вряд ли найдутся какие-либо серьёзные основания для возражений. И хотя основные тезисы касались внешней политики, были озвучены и приоритеты внутренней политики. Коротко их можно перефразировать так - поступательное эволюционное развитие без потрясений и смут. То есть, России не нужны революции - России нужна эволюция.
Однако если взглянуть на историю русских бунтов и революций, то можно заметить, что они не возникали на пустом месте, все они имели определенные предпосылки, которые нельзя списывать только на внешние силы и иностранных агентов влияния. Начиная с бунтов Степана Разина и Емельяна Пугачева, восстания декабристов, революций 1905 и 1917 годов, заканчивая бунтом в Новочеркасске, событиями в Кондопоге и Подмосковье... - везде имели место определенные системные просчёты действующей власти и откровенная несправедливость. Русский народ известен своим терпением, и многие местные князьки постоянно пытались использовать это его природное качество в своих корыстных интересах. Однако помимо терпения у русского человека присутствует обострённое чувство справедливости, и, если чаша терпения вдруг переполнится, то мало никому не покажется. Бунт и революция являются крайней мерой, на которую идет народ для ликвидации накопившихся противоречий, и разрешение на это у властей, как правило, никто не спрашивает. Если власть допустила беспредел и, как следствие, рост недовольства до высшей степени, значит, ей и держать ответ перед народом. И нигде не прописанное право на бунт у нашего народа никто никогда не сможет отнять. Сама возможность возникновения стихийного народного бунта является мощным сдерживающим фактором для власти на случай появления соблазна злоупотребить своим служебным положением.
Путин, правда, упомянул о праве народа на законные акции протеста, только как поступать, если объектом недовольства являются те люди, которые и выдают разрешение на проведение акций протеста, президент не пояснил. Естественно следует отличать стихийный протест от проплаченного и срежиссированного посольством мирового гегемона политического спектакля (нельзя, например, сравнивать тот же бунт в Кондопоге с маршем «белоленточников»). Но ведь были, к сожалению, и другие акции протеста, спонтанно возникавшие в городах: Пугачев Саратовской области, в Сагре Свердловской области, в Краснотурьинске Свердловской области, в разных городах России после убийства Егора Свиридова и др. Все они высветили ряд проблем, которые необходимо в первую очередь решать президенту, если он действительно хочет, чтобы Россия развивалась эволюционным путём.
Это эффективная борьба с коррупцией (а не её видимость), борьба с незаконной миграцией (а не её видимость), нормализация межнациональных отношений (в том числе за счёт безусловного уважения внутренними мигрантами обычаев и традиций местного населения), отстаивание интересов народа в случае конфликта с олигархами (запрет на закрытие градообразующих предприятий, введение большого налога на роскошь, деоффшоризация экономики, отстранение представителей крупного и среднего бизнеса от участия в политике, в т.ч. и через подконтрольные общественные объединения и партии). Российский олигархат фактически является современной разновидностью колонизаторов, которые, пользуясь своим финансово-экономическими и техническими возможностями, грабят население регионов (выкачивают природные богатства аборигенов в обмен на «стеклянные бусы», а свои сверхдоходы прячут в оффшорах).
Все эти проблемы обладают огромным конфликтогенным потенциалом, они являются «ахиллесовой пятой» России, про которую знают и наши «заклятые партнеры» за океаном. Нельзя не упомянуть и о том, что протестное движение всегда должно действовать исключительно во благо своей стране. Как повышение температуры сигнализирует мозгу о наличии в организме человека серьёзной проблемы, требующей принятия срочных мер, так и акции протеста должны сигнализировать власти о накопившихся противоречиях, и уже от её способности вовремя и эффективно решать проблемы зависит, перерастет мирный протест в бунт или нет (потребуются ли «реанимационные» мероприятия или нет). Естественно нельзя позволить иностранным агентам, шовинистам и провокаторам оседлать протестную волну для решения каких-то других задач, не связанных с благополучием всех россиян. Такие люди, как Немцов, Удальцов, Ходорковский, Каспаров, Макаревич не могут быть выразителями интересов нашего народа. Вот, чем, к примеру, может быть недоволен, обласканный властью «народный» артист Макаревич, который свободно разъезжает по миру, занимается любимым хобби, имеет доступ на центральные телеканалы, имеет государственные награды и вообще далеко не бедный человек? Разве что тем, что ему теперь не предложат в московских ресторанах французский сыр с плесенью или фуа-гра, да и то с его-то уровнем дохода, он свободно может слетать в Париж на выходные и насладиться любимыми блюдами французской кухни.
С другой стороны Путин не должен злоупотреблять патриотизмом россиян, сплотившихся сегодня вокруг фигуры президента против внешней угрозы в лице запада. Ведь, как сам Владимир Владимирович подчеркнул, президент России и Россия это не совсем одно и то же. И карт-бланш на реализацию программы построения в России мощного, справедливого и суверенного государства выдан не навсегда. Кроме того, президент должен чувствовать ответственность за действия созданной им когда-то политической силы «Единой России», чтобы она не «забронзовела» и не превратилась в касту неприкасаемых (примером такого «бронзовения» является Партия Регионов на Украине).
Не следует также забывать и о ещё одном важном качестве нашего народа - о чувстве сострадания. «Русские своих не бросают», - так звучит объединяющий наш народ принцип. Благодаря нему, мы живем в самом большом в мире государстве. Сегодня есть такие же наши люди, которые волей судьбы оказались за пределами сегодняшней России, которые находятся под гнётом фашиствующих прозападных марионеток. На их территории проживания сейчас смута, явившаяся следствием вооруженного переворота. Без помощи этим людям, в отношении которых сегодня осуществляется неприкрытый геноцид, Россия не может считаться великой державой.
Николай Орлов, г. Ялта, Республика Крым