Нужны ли столично-региональные Рождественские Чтения, если в январе месяце в Москве проходят главные чтения? Этим вопросом я озадачился, получив приглашение на Рождественские Чтения нашего викариатства. Сразу же отвечу: да, нужны. Чем больше будет различных просветительских мероприятий с участием духовенства, тем больше поводов поддерживать тонус, не покрываться плесенью, сплачиваться, в конце концов. Вот сейчас все чаще говорят о необходимости создания приходских общин - а духовенство какого- либо города, епархии не должно ли представлять собой эту самую общину, сплоченную общность тружеников на ниве Христовой?
Особенностью Чтений, проходивших 25 ноября было то, что проходили они в актовом зале Государственного Университета по землеустройству в теснейшем единении с преподавательской корпорацией и студентами во главе с ректором. Казалось бы, можно ведь провести мероприятие в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя или в гостинице Даниловская, а проводят в светском ВУЗе. Ну и хорошо - чем обширнее будет география церковных мероприятий, тем лучше. Тем больше возможностей воздействия на светскую публику, в данном случае - на студенческую аудиторию. Как и в прошлом году, Чтениям предшествовала Литургия архиерейским чином. Совершал Литургию управляющий Центральным викариатством г.Москвы митрополит Истринский Арсений в сослужении маститого духовенства - отцов Владимира Дивакова, Михаила Рязанцева, Александра Агейкина и еще одного игумена из Отдела по религиозному образованию и катехизации (он зачитал приветствие главы Отдела митрополита Меркурия). Приятно было, когда в конце Литургии Владыка Арсений подходивших ко кресту священнослужителей называл по имени. Такое личностное отношение, индивидуальный подход оставляет позитивный след в душе.
Девизом чтений был - «От Киевской Руси к Третьему Риму» и проходили они под знаком приближающегося юбилея преставления св. равноапостольного князя Владимира. Из приветственного слова ректора университета, академика С.В.Волкова, мы узнали, что находимся в стенах старейшего ВУЗа Москвы. Он был открыт в 1779 году по указу императрицы Екатерины II. Первоначально он назывался - Константиновская землемерная школа (в честь внука императрицы). Выпускники школы давали клятву религиозного содержания с целованием Креста и Евангелия. Решение о создании храма при школе было принято в 1849 году во время посещения ее императором Николаем I. Идея устройства храма возникла под влиянием митрополита Филарета (Дроздова), который часто бывал в школе и принимал здесь экзамены по Закону Божьему. Сохранился очень теплый отзыв Владыки об учащихся школы. Освящен храм был в 1869 году епископом Леонидом. В 1922 году храм был разрушен. К сожалению, не сохранилось ни одной иконы и ни одного предмета церковной утвари (имелась только фотография 1890 года). Возрождение храма началось в 1999 году. Освящал его Патриарх Алексий II в 2001 году. В настоящее время в университете обучается 7000 студентов. Преподавателей - 300. Выпускниками ВУЗа были в ,частности, председатель первой Госдумы Муромцев и исповедник православия в период хрущевских гонений Б.Талантов. Выпускником университета является клирик Богоявленского Елоховского собора о.Константин Корнеев. Именно к этому собору приписана Константино-Еленовская церковь университета. Перед началом учебного года в этой церкви совершается молебен, в конце которого учащиеся окропляются святой водой. Впервые услышал из уст руководителя такого ранга ссылки на Библию в осмыслении своего служения («Не нарушай межи ближнего твоего...» (Втор 19:14 ), «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои...» (Притч 22:28 ) и пр.).
Первый доклад прочитал преподаватель кафедры истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Василий Секачев. Тема доклада: «Тайна обращения князя Владимира. Его заветы русскому народу». Из доклада узнал, что по-видимому крещению князя Владимира предшествовало его таинственное обращение ко Христу под влиянием мученического подвига варягов Феодора и Иоанна.
Второй доклад был представлен регентом Богоявленского Елоховского собора Е.С. Тугариновым. Докладчик, в прошлом регент Успенского собора в Лондоне, говорил о концертном стиле в русском церковном пении. Мне показалось, что этот доклад носил в основном теоретический характер и что в душе выступавшего разлад, борьба между теорией и практикой. Прозвучало много интересного, например о разнице между церковном пением в Москве и Петербурге. Через изменение стиля пения проводилась католическая экспансия. Появление партесного стиля, замена крюков нотами, привело к обмирщению церковного пения, его секуляризации. Древнее пение в церковных книгах называлось «красным», «ангелоподобным». В нем отсутствовала чувственность, ненужная эмоциональность, оно не услаждало слух, а питало душу. Разница между одноголосным знаменным распевом и партесом подобна разнице между иконой и картиной. Зал горячо аплодировал докладчику. Странно было слышать после этих аплодисментов просьбу к Евгению Святославовичу во время трапезы «усладить слух пением концерта». Да, видимо, нужно еще много усилий предпринять, чтобы вернуться к истокам истинно церковного пения.
Внесли свой вклад в работу Чтений ученые жены - И.И. Широкоград, проректор по учебной работе университета, и А. Храмутичева, преподаватель Российского православного университета. В первом докладе сообщалось, что в начале прошлого века в библиотеке ВУЗа было около 800 духовных книг. Осуществлялась подписка на церковную периодику, утром и вечером, а также перед трапезами и после них читались молитвы. 27 лет законоучителем здесь был известный церковный композитор Кастальский. Историю преподавал известный историк И. Забелин. Докладчик покритиковал Министерство образования за недостаточное внимание к гуманитарным предметам, за чрезмерно технократический подход.
Пожалуй, самым ярким был доклад протоиерея Андрея Ткачева - известного священнослужителя, до недавнего времени служившего в Киеве. Ныне он клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке г.Москвы. Доклад был посвящен миссионерскому служению. Запомнили следующие моменты из него: «Наши главные миссионеры - это русские женщины, выходящие замуж за иностранцев». «Жили люди всю жизнь напротив Кремля или Киево-Печерской Лавры, а туда ни разу не заходили. Оказавшись же за границей, испытав тоску, они становятся активными прихожанами тамошних храмов». «Если приходы не превратятся в общины миссия невозможна». «Для успеха миссии необходимы 3 вещи: Чаша (евхаристический аспект), Книга (просветительский аспект, предполагающий знание Священного Писания) и служение (во всех его видах)».
По окончании Чтений была предложена обильная трапеза - благо, что разговение на носу. В непринужденной обстановке прозвучало немало выступлений. По их окончании все, дружно встав, пели многолетия.