Почему православные против революций

0
392
Время на чтение 5 минут

Поскольку политика все активнее вторгается в жизнь простых людей, а некоторые несознательные товарищи зачем-то пытаются приплести сюда еще и Церковь, обвиняя ее в чрезмерной покладистости «властям», в связи с этим православным зачастую приходится сталкиваться с обвинениями в своей пассивности, если не сказать, покорности. Покорности, понятное дело, перед одиозным государством. Дескать, не растормошишь ты православную публику на протест и майдан - смиренные овцы.

Сами православные, как порой кажется, не совсем понимают, чем можно возразить в таких случаях. Не так уж и легко возразить на какое-то абсурдное с вашей точки зрения обвинение. Живешь ты себе живешь, вроде как самый обычный человек, как все окружающие рядом, ни в чем себя ущемленным, подавленным или раболепствующим перед кем-либо не ощущаешь, а тебе бац! и бросают в лицо про «Церковь институт управления паствой». И про то, что христианство учит быть покорным властям и подчиняться. Оказывается, именно в этом едва ли не заключается вся его суть.

Если вы думаете, что мы попробуем сейчас выстроить красивую и эффектную линию защиты, собрав в одну кучу все аргументы против озвученного мнения наших дорогих критиков, вы ошибаетесь. Напротив, мы с ними согласимся. Точнее согласимся с тем утверждением, что по-настоящему верующие граждане совсем не спешат быть борцами «за нашу и вашу свободу», попутно свергая преступные режимы и с боями прокладывая тернистый путь к светлому будущему. Более того, мы, верующие, не видим даже ни малейшей причины, чтобы оправдываться перед кем-то за такую «несознательную» позицию. Считаем ее не просто допустимой, но единственно для нас приемлемой. По сути, это и есть самая эффективная модель взаимоотношений гражданина и государства. А вот как раз в идее революционного преобразования мира, порожденной атеистическим взглядом на мир, мы видим то, с чем никак не можем согласиться.

Для начала поясним связь атеизма с идеей революции.

Сама по себе секуляризация общественного сознания еще не влечет отмирания духовной природы человеческого естества. Душа у человека остается вне зависимости от того, верит он в Бога или не верит. И именно в ней личность черпает свои духовные устремления, свои мечты и идеалы. Именно здесь берут начало наши представления о Добре и Благе и наша жажда «светлого будущего», когда не будет войн, зла, эксплуатации... Можете считать это генетической памятью об Эдеме, но и верующие, и атеисты отчетливо осознают ненормальность царящей на земле несправедливости. Мировая гармония нарушена. «Так не должно быть!»

Однако если верующий не питает иллюзий и ясно видит тщетность всех попыток построить на земле рай (в силу испорченности самой природы homo sapiens), то атеист от такого рода сомнений избавлен. Для него нет ни Бога, ни первородного греха, ни необходимости личного спасения. Напротив - спасать надо этот «неправильный» мир! Этот ужасный мир, погрязший во зле, ошибках и недоразумениях. Поэтому, когда верующий, видя несовершенство нашей действительной жизни, пытается изменить самого себя, свою душу (источник зла по христианству), то атеист, наблюдая ту же самую картину, приходит к идее отрицания мира в том виде, каком он есть сейчас. По мнению атеиста, можно и нужно менять именно «реакционный строй», «неправильные» законы.

Так в европейском сознании, порвавшем с идеей Бога, рождается идея Революции. Мысль о возможности (и необходимости!) кардинального преобразования всей нашей жизни на основании лучших, более «разумных» порядков. Мысль, повторим, сугубо атеистическая, присущая сознанию, которое, избавившись от «религиозных оков», поверило в возможность прогресса человеческой личности через изменение внешних материальных условий жизни. Бытие определяет сознание. Стоит изменить среду обитания и человек станет добрее, светлее, разумнее. Надо только подправить политический строй и поменять форму собственности на средства производства. И светлое будущее не за горами.

В противовес такой фанатичной вере в способность осчастливить заблудшее человечество, христианство предлагает совершенно иную модель поведения. Верующий человек, как и атеист, вовсе не лишен стремления улучшать и развивать общество, в котором он живет. Однако христианин умеет ограничивать свои социально-политические стремления и никогда не доходит до бунта против действительности. На собственном духовном опыте познавая несовершенство человеческой природы и именно в нем обнаруживая причину всего мирского зла, человек верующий не может не понимать всей химеричности мечтаний о грядущем (благодаря очередной революции) «золотом веке». На эту удочку он не ловится.

Означает ли сказанное бездеятельность и социальную пассивность? Ничуть. Классическая модель поведения православного христианина прекрасно сформулирована святителем Феофаном Затворником:

«Спрашиваете: надо же что-нибудь делать? Конечно, надобно. И делайте, что попадется под руки, в вашем кругу и в вашей обстановке, и верьте, что это есть и будет настоящее ваше дело, больше которого от вас и не требуется. Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба, или - по-прогрессистски - для того, чтобы сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет... Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообъятной, общечеловеческой деятельности... И жизнь ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели».

Христианин борется со злом там, где с ним и сталкивается в реальной жизни, то есть прежде всего вокруг себя - среди своих близких, в семье, на своем профессиональном поприще. В силу этого деятельность религиозного человека становится глубже, но район ее суживается и естественным образом совпадает с теми социальными сотами, из которых состоит всякое общество и государство. Таким образом, верующий делается не причиной разрушения всех этих необходимых клеточек большого организма, вторгаясь извне со своим уставом, а лишь вносит в них оздоровляющее оживление.

Христиане не верят в социальную революцию как средство достижения счастливой жизни. По этому поводу наши взоры устремлены в другую сторону. Мы считаем причиной всех нестроений человеческую душу, ее-то и нужно исправлять (по нашему - спасать) в первую очередь. Иная расстановка приоритетов, на наш взгляд, глубоко ошибочна и ведет к трагичным последствиям. Необузданное стремление облагодетельствовать человечество, основанное на вере в собственные силы и их всемогущество, заканчивается тем, что люди восстают против естественных законов жизни, бунтуют против тех социальных порядков, что органично выросли вместе с самой цивилизацией, испокон веков были ее жизнеутверждающими принципами. К чему это приводит хорошо известно и кровавый опыт всех революций тому прямое подтверждение.

«Если окинуть общим взором всю жизнь человечества, то приходится усмотреть парадоксальный, но воочию явственный факт: все горе и зло, царящее на земле, все потоки пролитой крови и слез, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществлению добра, фанатической веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли и одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли» (Семен Франк, «Крушение кумиров»).

Источник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Насчёт "потоков крови"- осторожней... (Сначала загляните в Ветх Завет, Исход, гл 32) И не берите на свои плечи лишнего.

все потоки пролитой крови и слез.... суть результат воли к осуществлению добра, фанатической веры в какие-либо священные принципы... ------------------- Господь с Вами, г-н Лавров ! Откройте Евангелие и перечтите. Беды людские есть следствие грехов, нарушений им-но священных принципов заповедей Божьих. А православие Франка и прочих представителей Бердяевской школы экзистенциалистов у многих вызывает большие сомнения. ТАК ЧТО НАМ ТАКОЕ "ПРАВОСЛАВИЕ" ПОЖАЛУЙСТА НЕ ПРИПИСЫВАЙТЕ. Что же касается марксистов, то откройте на этот раз не Евангелие, а учебник истории и убедитесь, что правительство Ленина пришло к власти 25 окт. 1917 решением уже существовавшей тогда законодательной власти- 2-го Всероссийского Съезда Советов. А уж бунт- это по части господ Колчаков и Деникиных, коих вообще никто не избирал, и на должности "спасителей России" не назначал.
ortodox / 03.10.2014, 11:09

1. Re: Почему православные против революций

Но есть, однако же, ещё предположенье....а если серъёзно, то, возможно, православные (в основном клир) предпочитают считать революцией всё- буквально всё не-лояльное. При этом, как правило, идейное противостояние смещается от истинных причин.
Лебядкин / 03.10.2014, 09:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Лавров
Все статьи Максим Лавров
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06