24 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках VI фестиваля «Вера и слово» прошла пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Для богословов, церковных публицистов и просто верующих людей, да и для светских религиоведов эта пресс-конференция полна смыслами и посланиями, значение которых нуждается в глубоком осмыслении.
Например, Патриарх особо говорил о Церковно-общественном партнерстве, тем самым понимая общество как отдельный субъект (наряду с государством) Церковно-государственных отношений. Более того, именно включение общества как отдельный субъект в Церковно-государственные отношения позволяет иногда больше привлекать государство к решению насущных задач самой Церкви.
Но что особо важно, отвечая на вопросы, Святейший Патриарх уделил особое внимание самой природе Московского Патриархата, при этом дав историческую ретроспективу со времени его образования. Патриарх Кирилл отметил, что когда в 1589 году создавался Московский Патриархат, то в грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, копия которой сейчас висит в зале заседаний Священного Синода РПЦ, титул Московского Патриарха был обозначен как «Архиепископ Московский и Патриарх всех северных стран». И именно этот титул употреблялся до Синодального периода.
«Патриархат - это не образование внутри одной страны, не церковное образование, которое покрывает один этнос, а это, если хотите, каноническая юрисдикция на части света, - сказал Святейший Патриарх и дал тому историческое объяснение, напомнив, как образовывался Московский Патриархат. - Константинопольский патриархат имел юрисдикцию в рамках Византийской империи, Римский патриархат - в рамках Западной Римской империи, Александрийский патриархат - в рамках стран, располагавшихся к югу от Византии, Антиохийский патриархат охватывал весь восток, за пределами Византийской империи, включая Индию. Когда от Церкви отпал Римский патриархат, то на место Западного патриарха был избран Московский Патриарх всея Руси и всех северных стран, в юрисдикцию которого входила вся христианская ойкумена на север от Византийской империи - Гиперборея».
Московский Патриарх был изначально наречен Патриархом Гиперборейских стран - так это звучит по-гречески. Святейший заметил, что этот титул может употребляться и сейчас - его никто не отменил. Просто после восстановления Патриархата в 1917 году название патриаршего титула было принято иное: Всероссийский Патриарх. И лишь с 1943 года появилось современное название титула - Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Рассуждая далее о природе Московского Патриархата, Святейший Патриарх отметил, что вне зависимости являются ли эти северные страны частью какой-то общности, как это было в Российской империи или в Советском Союзе, или эти страны суверенны и независимы, от этого каноническая юрисдикция Московского Патриарха, провозглашенная на Константинопольском соборе, когда вручался Томос, не умаляется.
Это означает, что у Патриарха нет избранных народов и привилегированных стран, у него нет табели о рангах, в которой одна страна находится на первом, а другая на пятом месте, поясняет Патриарх.
Патриарх должен принимать во внимание и учитывать интересы всех людей, которые находятся в его юрисдикции. И если Патриарх от этой позиции отходит, он как бы теряет свой мандат.
Отождествление личности Патриарха Московского и всея Руси исключительно с Российской Федерацией, а позиции Патриарха исключительно с позицией российских властей, которое зачастую имеет место, особенно со стороны неканонических православных образований - делается огульно и совершенно необоснованно, так как Патриарх ни своими заявлениями, ни действиями не дает повода так толковать его личность и его служение.
«Поэтому обвинение, что Патриарх является проводником интересов одного государства, принципиально не верно, так как такая позиция не может быть связана с самой природой Патриарха», - заключает Патриарх Кирилл.