Бывает, меня как священника спрашивают люди о православных юрисдикциях, о их особенностях, различиях. Есть ведь, кроме Московского Патриархата, и Зарубежная церковь, разные самостоятельные её части. Есть и другие, например, Катакомбная и Истинная церкви.
Возникают эти вопросы чаще всего из-за простого любопытства, а иногда из-за того, что православный человек когда-то получил негативный опыт: может быть, иерея встретил не очень правильного или увидел вопиющую несправедливость. Или столкнулся с явным еретиком, который считает, что латиняне наши братья во Христе. Во всяком случае только Господь может знать, что творилось в той или иной ситуации на душе того или иного пострадавшего.
Одно тут ясно, что в силу случившегося этот человек считает, что не будет больше ходить в храмы, которые находятся под ведомством самой огромной юрисдикции в нашей стране - Московского Патриархата (в народе часто озвучивают сокращенно - МП).
Ситуации здесь могут быть самые разные, как и различны судьбы множества людей. Бывает и так, что человек, после всего плохого, уже и от Самой Церкви совсем отворачивается, а уж тем более не ищет каких-то других православных юрисдикций. Но, бывает и так, что ищет, считая, наверно, что в других церковных организациях порядка больше, да и батюшки более благочестивые. Но, самое главное, там есть какой-то особый истинный епископ, который и укажет ищущему и вопрошающему самый верный и главное спасительный путь.
Но, должен заметить, братья и сестры, что чаще всего такого не случается. Приходит раб Божий или раба Божья в такую религиозную организацию и к своему удивлению находят те же или иные несправедливости, спустя некоторое время.
И вот православный человек опять мечется, тревожится его душа. Так где же Правда Божья? Где же то истинное духовенство, которое поведет за собой к Богу? Где настоящие старцы, знающие саму суть множества духовных проблем и само будущее? И в таком состоянии иногда такой брат во Христе пребывает, что ничего его не устраивает. Ну, всё не так, как надо...
Таких людей я, братья и сестры, встречал. Да, думаю, что и вы, наверняка, встречали, а, может быть, были тоже на их месте.
Думаю, что самое главное надо дать понять жаждущим правды людям, что решение данного вопроса лежит в духовной области, а вовсе не в юрисдикционной. Только правильная молитва к нашему Творцу может перевернуть в душе все сомнения, поможет преодолеть всё наносное и к Церкви Христовой не относящееся.
Вот стоят перед вами: грешный епископ, грешный священник, грешный ктитор какого-либо храма. Может быть, они совсем отдалились от Божьих Заповедей и излагают явную ересь. Что делать вам? Можно, конечно, удалиться от них согласно 15 правилу Константинопольского Двукратного Собора, чтобы не впасть в ересь. И такой есть путь. Но, значит ли это, что надо непременно искать некую особо истинную юрисдикцию? Конечно, нет.
Если ваша молитва отражает всю полноту Божьей Правды, а вы боретесь с ересями, неужели ваши ноги не пойдут туда, где лежат святые мощи угодников Божьих, святые чудотворные иконы? Зачем бежать из наших православных храмов, построенных специально для славословия Пресвятой Троицы, Божьей Матери и святых людей? Думаю, что не стоит отступать перед врагами Господа нашего Иисуса Христа, которые только порадуются, видя наше малодушие и бесславное бегство.
Когда болеет мать, то дети не должны бросать её. Когда Матерь наша Церковь земная болеет из-за разных ересей и нестроений, то не надлежит ли нам позаботиться о Ней? Понятно, что не в брёвнах храм, а в ребрах. Можно молиться и за пределами храма, но почему и в него не зайти? Господь не ограничивает нас в этом.
А все эти церковные юрисдикции только лишь разделяют православный народ, а не объединяют. Это всего лишь республики, с помощью которых сатана пытается расколоть православный мир. Это части целого, которые пытаются говорить о себе как о целом.
А Господь не разделяет Свою Церковь на юрисдикции и русский народ не делит на своих и чужих. Все мы для Него свои. И потом, архиереи и священники - это лишь составная часть народа Божьего, но не весь народ. Они призваны свыше служить Богу и людям. Духовенство - это не вся Церковь. Если же считать наоборот, что епископы и клир только лишь образуют Церковь, то тогда мы будем находиться в ереси папизма. Ведь именно этим обособлением от народа и погрешают руководители Ватикана.
Они считают себя некой высшей кастой, а народ недостойным решать церковные вопросы. Получается, что только Римский папа и кардиналы с ксендзами есть церковь, а простые миряне всего лишь стадо бессловесное, а церковью они могут быть только лишь по определению высших жрецов - римских епископов.
Такое же отношение к народу Божьему было и со стороны иудейского синедриона во времена Господа нашего Иисуса Христа. Высшая его иерархия просто хотела господствовать над простыми людьми. Когда же Господа стали в народе прославлять за Его великие дела и чудеса, то синедрион увидел в Нём себе соперника. Потому они и решили, что Царь Иудейский достоин смерти.
Такое же явление произошло и в 1917 году, когда практически подавляющее большинство архиереев решило, что Царь больше не нужен. А если Его как-либо устранят от власти, то они об этом горевать не будут. Царь в России и в Церкви только мешал им «правильно» руководить народом. Не отсюда ли пошли все эти юрисдикции? Ведь удержать такую власть над народом иерархи не смогли. Народ разделился на красных и белых. Духовенству же пришлось разделяться по принципу отношения к тому или иному епископу. С этого момента Московский Патриархат постоянно претерпевал дробления на разные группировки клириков. А архиереи и духовенство за границей стали дробиться на карловчан и евлогиан.
Как видите сами, братья и сестры, все эти юрисдикции есть наследие того страшного революционного времени. Потому, нам сейчас следует придерживаться не разделяющего всё и вся республиканства, а нужно вспомнить о Имперском принципе, который только лишь один может объединить православный русский мир.
Это же касается и молитвенных текстов, в них надо восстановить всё, что революционеры от алтаря вырезали и предали забвению. И тогда они зазвучат с огромной, воистину Императорской силой.
О такой - то правильной молитве я и веду речь с самого начала. Это наше духовное оружие, с которым нам не страшны ереси и церковные нестроения. С ним все искушения легче переносить, потому что душу греет Божественное Царственное Слово.
Слава Господу нашему за всё! Благодарю Тебя, Господи, что Ты царствуешь в Царях наших, которые явили нам пример созидания и мужества, сострадания и великой любви к России.
С уважением и любовью во Христе, священник Роман Зеленский