Поначалу я написал: Как спаивают Россию. А потом представил ее, Россию, привязанную к дереву, с растрепанными косами в мятой рубашке, и толстомордых пейсатых недочеловеков, зажимающих ей нос, не дающих дышать, и вливающих в рот отвратительное пьяное зелье, и название переделал.
Картина, конечно, трогательная, но как говаривал мой знакомый алкоголик дядя Миша, пить не будешь – алкоголиком не станешь. Сколько живу, такого не помню, чтобы кого-то насильно споили. Предлагать – предлагали. Это было. Но если человек говорил решительное нет, то этим все и заканчивалось. Искусство трезвости – это не тотальное уничтожение алкоголя на одной шестой суши, а сознательное воздержание от излишеств и злоупотреблений горячительными напитками каждого проживающего там. А от перекладывания ответственности за свою жизнь на врагов России или житейские обстоятельства еще никому не полегчало. Как говорил апостол: все мне можно, но не все полезно… Сложно? Сложно. Но можно. И кто сказал, что будет легко? Но с помощью Божией возможно все. Было бы желание. Станешь трезвым в душе – и мир вокруг перестанет качаться, а зеленый змий загнется на дне бутылки.
Как святые древности, проживающие в центре языческого мира с его невообразимыми пороками и излишествами, служили Богу и преуспевали в духовной жизни? Они не участвовали в этих пороках и излишествах, их сердца были чуждыми этой грязи и оставались свободными посреди царящего кругом содома. Психология победителей.
Но действительно, у нас, в России, предложение намного опережают возможности самых отчаянных романтиков. Взять мой родной Камышлов. На двадцать с небольшим тысяч жителей там шесть гипермаркетов: два «Магнита», две «Пятерочки», две «Монетки», пятнадцать магазинов местной сети «Торговая Лавка» с винными отделами, два алкомаркета «Красное-Белое», два фирменных магазина «Гермес», несколько магазинов сети «Мария», Торговый Дом «Екатерина», магазины «Калинка» и «Провиантъ» с фирменными отделами продажи крепкого алкоголя. «Лакомка», «Десятый», «Анюта», «Продукты», Еще «Продукты», бывший «Второй» с отделом алкоголя, около десятка фирменных пивных магазинов и продажа слабоалкогольных напитков в абсолютном большинстве других продуктовых магазинов города. Это еще магазинов двадцать.
Если от числа жителей отнять старушек, кормящих мам и грудных младенцев, то получится на 250 человек возрастом от четырнадцати до шестидесяти один алкогольный магазин с выбором какого угодно зелья на любой вкус и кошелек. Чтобы магазин не разорился, из этих двухсот пятидесяти хотя бы треть ежедневно должны покупать горячительные напитки. Но как показывает практика, большинство магазинов не просто выживают – они процветают и постоянно расширяются. Отсюда можно сделать вывод, что потенциальные клиенты алкоголя покупают гораздо больше, чем бутылочка пива в жаркий день. А ведь еще есть кафе, клубы и многочисленные забегаловки, где алкоголь предлагают в 100% из них.
Вариант первый – поставить возле каждого магазина православного активиста с плакатом, призывающим бойкотировать продажу алкоголя, а лучше посадить его владельца в тюрьму. Или перестать искать виноватых и просто не покупать этот самый алкоголь.
Лично я выбрал второе. И еще ни разу не пожалел.
Денис Ахалашвили, ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря