5 сентября 2024 года в 19:00 в Концертно-зрелищном центре «Миллениум» (г. Ярославль, Которосльная наб., 53) к 180-летию Николая Римского-Корсакова в рамках XV Международного Славянского музыкального форума «Золотой Витязь», в рамках
XV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» состоится премьера оперы «Псковитянка» в концертном исполнении в Ярославле, сообщает пресс-служба форума.
Проект реализуется АНО МКФ «Золотой Витязь» при поддержке Министерства культуры РФ, Общероссийской общественной организации Культурный Фронт России, Правительства и Министерства культуры Ярославской области, Культурного центра Елены Образцовой (Санкт-Петербург).
В программе примут участие: Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Филармоническая капелла «Ярославия», приглашённый солист Государственного академического Большого театра России Владимир Байков, солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера» Ирина Окнина и Виталий Серебряков, солист Московского театра «Новая опера» Дмитрий Орлов, солистка Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Валерия Горбунова, участник молодёжной программы Московского музыкального театра «Геликон-опера» Кирилл Попов, солисты Ярославля Анна Лазоркина, Дарья Башарова, Дмитрий Корнев. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки Антон Жуков (г. Калининград).
Международный Славянский музыкальный форум «Золотой Витязь»
Проводится в рамках Славянского форума искусств «Золотой Витязь» с 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Министерства культуры РФ и руководства регионов РФ.
Почетный Председатель Международного Славянского музыкального форума «Золотой Витязь» - художественный руководитель Большого Симфонического Оркестра России, Народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев.
XV Международный Славянский музыкальный форум «Золотой Витязь» проходит в рамках годовой программы XV Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь», с февраля по ноябрь 2024 года в Москве, Омске, Санкт-Петербурге, Севастополе, Ярославле и других городах России.
О Международном Форуме «Золотой Витязь»
Международный Форум «Золотой Витязь» с 1992 года как Международный кинофорум, а с 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве, в регионах РФ и за рубежом проводится ежегодная программа Международный Славянский форум искусств «Золотой Витязь», пропагандирующая лучшие произведения культуры России и стран Славянского мира в области кинематографа, театра, литературы, музыки, изобразительного искусства.
За долгие годы своего существования провел более ста форумов в разных регионах России и за её пределами. Ежегодно МСФИ «Золотой Витязь» осуществляет более 500 мероприятий: кино- и театральных показов, концертов, выставок, гала-концертов и творческих встреч, международных конференций по всем видам искусства, пропагандирующего традиционные духовно-нравственные ценности.
Аудитория форумов «Золотой Витязь исчисляется сотнями тысяч зрителей в регионах России и миллионами телезрителей репортажей и прямых трансляций Федеральных и региональных телекомпаний.
Цель Форумов «Золотой Витязь» – утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей, консолидация позитивных творческих сил мастеров культуры России, стран Славянского мира и всех народов планеты, исповедующих девиз «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Почетные попечители «Золотого Витязя» – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры РФ О.Б. Любимова, Председатель Союза кинематографистов РФ, народный артист России Н.С. Михалков.
Почётные председатели форума:
• Международный Кинофорум - Народный артист России Никита Сергеевич Михалков;
• Международный Славянской музыкальный форум - Народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев.
• Международный Славянской литературный форум - Лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин;
• Славянский форум изобразительных искусств - Народный художник СССР Александр Максович Шилов;
Президент форума - Николай Петрович Бурляев:
«Золотой Витязь» ставит своей главной задачей вовлечение в единое движение всех, кто не желает растворяться в безнравственном, бездуховном потоке глобальной массовой «культуры», кто хочет сохранить самобытность свою личную и самобытность своего народа, хочет передать своим детям традиции культуры предков и высокие нравственные идеалы».
«Псковитянка» - опера в 3-х действиях. Первая из пятнадцати опер великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная на собственное либретто по одноимённой драме Льва Мея. Когда композитор задумал её в 1868 году, ему было 24 года. Композитор дважды пересматривал её: один раз в 1876–1877 годах, когда добавил пролог, и снова в 1891–1892 годах, без пролога. Третья версия прославила Шаляпина в роли царя.
Сюжетная линия вымышлена, но разворачивается на фоне кампании Ивана IV Васильевича по подчинению своей воле городов Пскова и Новгорода.
Примечателен факт, что «Псковитянка» сочинялась Римским-Корсаковым в то же самое время, когда Мусоргский, будучи в близких отношениях с Римским-Корсаковым, сочинял своего «Бориса Годунова». «Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов, - писал Римский-Корсаков много лет спустя. - Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению... В эту осень и зиму мы много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку».
Плоды дружбы этих двух великих композиторов хорошо известны - Мусоргский содействовал в создании либретто «Псковитянки», Римский-Корсаков - в продвижении «Бориса Годунова» на оперную сцену. Впоследствии уникальный в творчестве Римского-Корсакова стиль «Псковитянки» нередко рассматривался «под знаком „Бориса“». Бесспорно, эта опера — самое «мусоргское» среди сочинений Римского-Корсакова, что определялось уже жанром «Псковитянки». Но важно также отметить, что влияние было не односторонним, а взаимным, и многое рождалось, по-видимому, в совместных исканиях: например, если «подневольное славление» в сцене коронации, народные плачи в Прологе и сцене «У Василия Блаженного» хронологически предшествуют близкой по смыслу сцене встречи Грозного псковичами, то гениальное «Вече» предваряет «Кромы», а Сказка Власьевны - теремные сцены «Бориса Годунова».
Общими были та смелость, тот максимализм, с которыми оба молодых композитора взялись воплощать средствами музыкальной драмы нового типа сложнейшую проблематику русской истории, где добро находится в неизбежном борении со злом, «личное» с «государственным».
Премьера «Псковитянки» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 1 января 1873 года. Опера была представлена в Париже в 1909 году, также с участием Шаляпина, Дягилевым под названием «Иван Грозный».
Приглашения можно получить в кассах филармонии и КЗЦ «Миллениум».
Справки по телефонам +7 (4852) 30-92-65, +7 (4852) 45-85-55, +7 (920) 149-56-46.