Евгений Шевчук внес на рассмотрение Верховного Совета поправки в Конституцию, сообщают Новости Приднестровья.
Президент Приднестровья Евгений Шевчук внес на рассмотрение
Верховного Совета ПМР проект конституционного закона Приднестровской
Молдавской Республики «О внесении дополнения в Конституцию
Приднестровской Молдавской Республики». Глава государства, в частности,
предложил дополнить Основной закон государства Статьей 58-1 следующего
содержания:
«Правовую систему Приднестровской Молдавской
Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации,
законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные
принципы и нормы международного права, а также международные договоры.
Особенности применения федерального законодательства Российской Федерации устанавливаются конституционным законом».
С
учетом стремления приднестровского народа интегрировать в российское
пространство Президент Приднестровья считает необходимым введение в
действие на территории ПМР федерального законодательства Российской
Федерации. «Это позволит непосредственно распространить и применить
российский законодательный опыт, что, по мнению Президента, является
непременной составляющей внутренней жизни Приднестровья с учётом
волеизъявления народа Приднестровской Молдавской Республики «за
последующее свободное присоединение к России» на референдуме 2006 года, а
также с учётом фактора безусловности воли народа и её обязательности
для всех институтов власти», - отмечается в пояснительной записке к
проекту конституционного закона.
Напомним, на референдуме 17
сентября 2006 года приднестровский народ выразил свою суверенную волю,
высказавшись за независимость Приднестровской Молдавской Республики и
последующее свободное присоединение к России. Результат референдума 17
сентября 2006 года стал отражением воли народа, определившей вектор
развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. За этот
вектор проголосовало более 97% из числа избирателей, принявших участие в
голосовании, а 2,3% - против. По данным последующих социологических
исследований, приднестровцы поддерживают свою позицию, высказанную на
референдуме в 2006 году. А последний социологический опрос по прошествии
6 лет после референдума показал, что 82,6% населения Приднестровья
твердо подтверждают выраженную волю народа на референдуме, 72,8% из
опрошенных стоят на позиции развития государственности вместе с Россией,
как фундамент для национальной идеи Приднестровья.
В
пояснительной записке к проекту конституционного закона указано, что
«детальные характеристики избранного вектора и конкретные механизмы
сближения с Россией, к сожалению, по настоящее время, не нашли своего
отражения в определенных законодательных нормах. Стоит отметить, что по
результатам проведенного референдума компетентными органами
государственной власти надлежало принять окончательные решения с учетом
его результатов, о чем говорит пункт 4 статьи 145 Избирательного кодекса
ПМР. Вместе с тем, до настоящего времени в правовом поле
Приднестровской Молдавской Республики отсутствует базовый
законодательный акт, декларирующий принципы реализации воли народа,
выраженной на референдуме 2006 года, и определяющий основные направления
реформирования законодательства Приднестровской Молдавской Республики в
контексте выбора свободного присоединения к России».
Законодательной
инициативой Президента ПМР предлагается ввести в правовую систему
Приднестровья наряду с законодательством ПМР федеральное
законодательство Российской Федерации. При этом оговаривается, что
приоритетным ориентиром должно являться федеральное законодательство
Российской Федерации, а законодательство ПМР, в иерархии
законодательства, должно занимать подфедеральный уровень. Особенности
применения федерального законодательства РФ, с учетом основ
конституционного строя, формы государственного устройства,
административно-территориального деления, будут установлены специальным
Конституционным законом. После принятия настоящей законодательной
инициативы в первом чтении, Указом Президента создается межведомственная
комиссия по подготовке проекта Конституционного закона из
представителей всех органов государственной власти.
«Перед
Приднестровьем остро стоит проблема встраивания в новую экономическую
реальность после подписания РМ Соглашения об УЗСТ с ЕС. В данной
ситуации, нужно проявить политическую волю и реализовать международные
нормы и декларации, которые были провозглашены на уровне всего
цивилизованного мира. «Декларация тысячелетий ООН» указывает, что, в
первую очередь, должны учитываться интересы людей, потом общества, а
потом - государства. Отказ учитывать интересы людей, проживающих в
конфликтной зоне, и попытки навязать определенные условия демонстрируют
неприкрытое давление», - отмечается в пояснительной записке к проекту
конституционного закона.
У Приднестровья имеется опыт работы в
направлении плановой гармонизации, целью которой было провозглашено
создание основы для последующей интеграции Приднестровья в правовое
пространство России: непосредственно после референдума 2006 года
государство предприняло системные шаги в направлении гармонизации
законодательства Приднестровской Молдавской Республики с
законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на плановость, в
целом гармонизация носила фрагментарный и отрывочный характер,
вследствие чего в ряде случаев попытка интеграции в российское правовое
пространство посредством гармонизации приводила к существенному
отклонению от этого курса.
«Волеизъявление народа на референдуме
2006 года диктует необходимость чёткого и унифицированного подхода в
направлении сближения законодательства Приднестровской Молдавской
Республики с законодательством Российской Федерации путем четкой
имплементации федерального законодательства РФ и стандартов Таможенного
союза. Вектор, избранный приднестровским народом, свидетельствует о
потребности более полной конвергенции правовых систем Приднестровья и
Российской Федерацией, для чего гармонизация законодательства в чистом
виде оказывается уже не в полной мере эффективным средством, отражающим
потребности времени и экономики», - подчеркивается в пояснительной
записке к проекту конституционного закона.
Президент обращает
внимание на то, что в Концепции внешней политики ПМР ключевым
направлением является всестороннее развитие взаимодействия с Российской
Федерацией. С 2012 года Приднестровье вошло в новый этап взаимодействия с
Россией: расширяются площадки сотрудничества, реализуются масштабные
социальные и гуманитарные проекты, прорабатываются вопросы интеграции
Приднестровья в торгово-экономическое пространство Российской Федерации.
25 октября 2013 года по результатам встречи заместителя Председателя
Правительства РФ, специального представителя Президента РФ по
Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента Приднестровской Молдавской
Республики Е.В. Шевчука был подписан Протокол. «Реализация подписанных
соглашений требует четкого законодательного базиса, причем, по мнению
Президента ПМР, не гармонизированного, а унифицированного с РФ», -
подчеркивается в пояснительной записке к проекту конституционного закона
«О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской
Республики».
«Сложившиеся исторические, культурные и
экономические взаимосвязи между Россией и Приднестровьем в рамках
единого Русского мира наряду с геополитической заинтересованностью
России в общерегиональной стабильности объективно определяют
необходимость российско-приднестровских отношений стратегического
партнерства», - считает Президент ПМР.