Раздел Речи Посполитой. Открытые источники интернет.
Последняя треть XVIII века в Восточной Европе является периодом, который во многом определил дальнейшую судьбу всего региона. Отголоски происходящего тогда можно наблюдать и по сей день в вопросах этнического, территориального, религиозного и даже идеологического характера. Одним их важнейших событий того периода является постепенное угасание Речи Посполитой (РП), вылившееся в ее раздел между тремя соседними государствами, первый из которых произошёл в 1772 году.
Польско-литовское государство, как известно, появилось в 1569 году, став конфедераций Польской короны и Великого княжества Литовского. На протяжении последующих веков РП активно участвовала в политической жизни континента, прямо или косвенно влияя на его развитие. В своей истории Речь Посполитая знала как подъемы, так и падения, однако уже с момента ее провозглашения было очевидно, что внутренняя политика государства рано или поздно приведет к его закату. Этот факт стал абсолютно понятен к началу XVIII века, когда РП фактически состояла из крупных феодальных владений, которые находились в собственности и под контролем местных магнатов, преследовавших лишь собственные цели. Причем центральная власть на тот момент уже не была способна управлять государством, а сама страна постепенно скатывалась в анархию, прикрываемую словами о демократии, в то время как соседние государства шли по пути абсолютной монархии [1]. Даже принятие решений на сеймах РП было практически невозможно из-за так называемых «золотых шляхетских вольностей» и принципа liberum veto, когда любой шляхтич мог сорвать сессию, заявив о своем несогласии с принимаемым постановлением. Например, с 1652 по 1764 годы из 55 созванных сеймов благополучно завершились лишь 7, а остальные 48 были сорваны. Причем за время царствования короля Августа III с 1733 до 1763 годы только один сейм окончился принятием решений [6].
Помимо этого, полномочия короля в РП были ограничены в пользу высшей знати, а каждый новый монарх подписывался под «статьями короля Генриха», которые были основой политической системы государства. Как определил в свое время политическую систему Речи Посполитой канцлер Ян Замойский, «король правит, но не управляет» («Rex regnat et non gubernat»») [3]. При этом на сеймах иностранные дипломаты часто подкупали делегатов для принятия нужных или отклонения ненужных им решений, что еще больше усугубляло ситуацию и вело страну к полной анархии. Тем более, что должность короля в Речи Посполитой являлась выборной, а не наследственной, а потому на престол порой восходили иностранцы, которые контролировались другими государствами, абсолютно не заинтересованными в сохранении сильной РП.
Нельзя забывать и том, что вооруженные силы Речи Посполитой в первой половине XVIII веке состояли лишь из 20-25 тыс. человек, а каждый магнат мог иметь собственный отряд, который по численности мог быть больше армии короля [2]. Поэтому в стране постоянно вспыхивали стычки между магнатами, которые несли РП разорение и разруху [5]. Все это в своей совокупности с деградацией экономики и падением внешнеполитического авторитета Речи Посполитой привело к тому, что с Варшавой практически перестали считаться соседние государства. При этом первые мысли о разделе польско-литовского государства появились уже в начале XVIII века в Пруссии и Австрии. В частности, еще в период Северной войны (1700–1721) прусские короли трижды предлагали Петру I раздел РП, добиваясь уступки в свою пользу Балтийского побережья. Однако в России всякий раз отказывались от таких предложений, рассчитывая на помощь РП в войне со Швецией [2].
Карта Речи Посполитой перед первым разделом. Открытые источники интернет.
Вместе тем, в России, которая на протяжении не одного столетия видела в польско-литовском государстве одного из своих главных соперников в Европе, также осознавали происходящую деградацию РП, а потому стремились использовать ситуацию в собственных интересах. Именно поэтому еще в 1717 году после так называемого «Немого сейма» под давлением Петра I Речь Посполитая фактически превратилась в неофициальный протекторат России [1]. В последующем российское государство сделало немало для того, чтобы усилить свое влияние на соседнюю страну, а также не дать ей возможности вернуть свою былую силу. Впрочем, этим занимались и другие соседи РП, постепенно ведя ее к полному развалу.
Нельзя сказать, что в Речи Посполитой не осознавали происходящего и не пытались что-либо изменить. Однако предпринятые в середине XVIII века попытки реформирования страны, по сути, только ускорили ее падение. Так, в 1763 году после смерти Августа III на освободившийся престол преодолев козни Австрии и Франции был избран удобный для России Станислав Понятовский, который был одним из фаворитов Екатерины II и против которого не выступала Пруссия. Избрание произошло в 1764 году, а сам новый король позже взял себе имя Станислав Август [2]. Именно при нем в РП началось проведение определенных реформ, которые должны были вывести страну из кризиса, в том числе через отмену liberum veto. Однако данные начинания не нашли понимания ни у одного из соседей Речи Посполитой, в том числе и у России, которая к тому же стремилась решить ряд религиозных вопросов в соседней с ней стране, поставив вопрос об уравнении в правах православных с католиками [3].
Попытки российского государства усилить свое влияние в РП не могли быть проигнорированы Австрией и Францией, взявших под свой контроль консервативную часть магнатов и шляхты, которые в 1768 году провозгласили образование в Баре (Подолье) вооруженного союза (конфедерации) против России и короля РП. Конфедераты потребовали сохранение древних прав и привилегий, а также отмены решений сейма, уравнивающих в правах православных с католиками и пр. [6]. Это спровоцировало гражданскую войну в Речи Посполитой, в которую оказались вовлечены и иностранные государства, в том числе Турция, которая, польстившись на обещания в помощи со стороны Австрии и Франции, потребовала вывести русские войска с территории Польши и отказаться от покровительства православным. Отрицательный ответ Екатерины II привел к войне с Турцией, которая шла с 1768 по 1774 годы и стала одним из ключевых моментов в судьбе РП. Как известно, турки потерпели поражение, помощь Франции оказалась несущественной, а Австрия вообще решила не вмешиваться в происходящее, и в итоге уже к осени 1771 года вся Южная Польша и Галиция были очищены от конфедератов, а 12 апреля 1772 года Александр Суворов овладел укрепленным Краковским замком. 7 августа того же года капитуляция Ченстохова завершила гражданскую войну в РП, что привело к временной стабилизации ситуации в стране [9]. Однако к тому времени судьба Речи Посполитой уже была предрешена ее соседями. И инициатива в данном случае исходила не от России.
В частности, еще в первой половине 1770 года австрийские войска с территории Венгрии заняли 500 польских деревень. Одновременно король Пруссии Фридрих II под предлогом защиты своих владений от морового поветрия, вошел в приграничные земли РП. Екатерина II в ответ дала понять, что она не позволит приобрести польские территории, если это ущемляет интересы России, а потому уже осенью того же года принц Генрих Прусский прибыл в Петербург, где впервые заговорил о разделе Польши [4]. Причем сам по себе такой проект был подготовлен прусским королем еще в 1769 году, хотя российская императрица его не поддержала. Как писал Фридрих II в письме Екатерине II, «для России все равно, откуда она получит вознаграждение, на которое она имеет право за военные убытки, и так как война началась единственно из-за Польши, то я не знаю, почему Россия не может взять себе вознаграждение из пограничных областей этой республики». При этом он подчеркивал, что сам он «никак не может обойтись без того, чтобы не приобрести себе таким же способом часть Польши» [3]. По сути, именно Пруссия, опасаясь из-за активности Австрии остаться без территориальных приобретений, а также еще большего усиления России, начала процесс обсуждения будущего раздела РП.
Необходимо отметить, что изначально Екатерина II была против предложения Пруссии. Ее вполне устраивало существование Речи Посполитой как полузависимого государства в виде некого буфера между Россией и остававшимися враждебными ей странами Западной Европы. Однако ситуация на международной арене, когда Австрия и Пруссия могли помешать России в ее борьбе с Турцией, заставили императрицу изменить свою точку зрения, тем более что в случае начала противостояния с европейскими странами из-за Польши рассчитывать на помощь короля РП российскому государству не приходилось [7].
Сама по себе процедура раздела началась с заключения русско-прусского соглашения в Петербурге 17 февраля 1772 года. 19 февраля уже в Вене была принята конвенция о разделе с условием, что приобретаемые тремя державами части были равны. При этом Пруссия, Австрия и Россия подписали секретное соглашение о сохранении неизменности законов Речи Посполитой. Сама же конвенция о разделе была подписана 5 августа 1772 года и состояла из трех частей: между Австрией и Россией, Россией и Пруссией, Пруссией и Австрией. Объяснялось происходящее вынужденной мерой, необходимой для восстановления «спокойствия и порядка во внутренних делах республики» и для того, чтобы соседи Речи Посполитой могли удовлетворить свои требования «столь же древние, как и законные» [9]. Причем, еще до момента оглашения манифеста войска трех государств вступили на территорию РП, занимая положенные им части страны.
Территории Речи Посполитой, отошедшие к России, Австрии и Пруссии. Открытые источники интернет.
В частности, к России отошли восточная часть современной Белоруссии с городами Гомель, Могилев, Витебск и Полоцк, а также польская часть Ливонии (город Даугавпилс с прилегающими к нему территориями на правом берегу реки Западная Двина) – 92 тыс. кв. км. с населением около 1,3 млн человек. Пруссия получила Польское Поморье без Гданьска и Торуня, а также небольшую часть Куявии и Великой Польши (36 тыс. кв. км и 580 тыс. жителей). Благодаря этому произошло соединение Восточной Пруссии с Бранденбургом [1]. Австрия же заняла большую часть Червонной Руси со Львовом и Галичем, а также южную часть Малой Польши (современная Западная Украина) – 83 тыс. кв. км и 2,6 млн человек. Столицей новой австрийской провинции, названной Королевством Галиции и Лодомерии, был назначен Львов. Причем в отличие от России, которая к тому времени все еще продолжала бороться с Барской конфедерацией, Австрия и Пруссия получили свои территории без единого выстрела. Всего же Польша лишилась примерно 30% земли и 35% населения, а ее гибель теперь стала лишь делом времени [2].
В последующем Россия, Австрия и Пруссия потребовали признания своих действий королем и Сеймом РП. При этом все попытки Варшавы, разославшей в начале 1773 года ноты европейским правительствам с выражение несогласия с нарушением своих прав и просьбой о вмешательстве, оказались тщетны. В сложившейся ситуации после ряда манипуляций России и ее партнерам удалось собрать Сейм, который 30 сентября 1773 года признал первый раздел РП. Причем в окончательных документах особо подчеркивался запрет перехода из римско-католического вероисповедания в православие, а нарушивших это правило предписывалось изгнать из государства [8]. В последующие десятилетия деградация государственной системы РП только ускорилась, а все попытки оспорить первый раздел или провести необходимые для усиления страны реформы только укореняли соседние страны в мысли о том, что Речь Посполитая, как независимое государство, должно исчезнуть с политической карты Европы, что и произошло в 1795 году.
Необходимо подчеркнуть, что первый раздел РП не только начал путь польско-литовского государства к своему окончательному краху, до которого оставалось чуть более двух десятков лет, но и привел к кардинальным изменениям на всей геополитической карте Восточной Европы, отголоски чего ощущаются и в современной истории. Так, несмотря на подписанные в 1772 году документы, раздел РП в последующем сопровождался на землях, ставших частью Австрии, запретом местного языка и письменности, внедрением германских образа жизни, образования и культуры, что вело к потере национальной идентичности населения присоединенных регионов. Кроме того, началось повсеместное притеснение православия, а в Галиции официальными религиями постепенно стали именно римско-католическая и униатская [6]. Подобная ломка старых отношений без учета особенностей национальных территорий, сопровождавшаяся насильственной германизацией, в конечном счете легла в основу всей последующей истории региона, во многом предопределив менталитет и взгляды населения современной Западной Украины, в центре которых была заложена ненависть к России. Вместе с тем, отошедшие к Российской империи современные белорусские земли на столетия оказались вовлечены в сферу влияния российской культуры и мировоззрения, по сути, создав определенный барьер на пути западной идеологической экспансии на восток. Именно такой раздел в Восточной Европе можно наблюдать и по сей день.
ЛИТЕРАТУРА
- Ахмадеева К. Р., Ягудина О. В. Разделы Речи Посполитой: предпосылки, события, итоги // Шаг в науку. – 2022. – № 3. – С. 101–106.
- Денисов Ю. Н. Россия и Польша: история взаимоотношений в XVII–XX веках – М.: Флинта: Наука, 2012. – 605 с.
- Демидов А. В. Россия и разделы Польши. // «CHRONOS» Общественные науки. – № 1(24). – 2022. – С. 17–25.
- Демидов А.В. Некоторые аспекты польско-германских отношений в период между двумя мировыми войнами. // «Universum: общественные науки». – № 9 – 10 (59).
- История внешней политики России. XVIII век. (от Северной войны до войн России против Наполеона) / Редкол.: чл.-корр. РАН А. Н. Сахаров (отв. ред.) и др.; РАН. Ин-т рос. истории. – М.: Международные отношения, 1998. – 304 с.
- Манько С.А. Отношения между германскими государствами (Австрией и Пруссией) и Российской империей в Восточной Европе в конце XVIII – первой половине XIX в. Инициатива Пруссии по разделу Речи Посполитой. Оккупационная политика Австрии в отношении Галицких земель // Материалы ХVI-й Международной научно-практической конференции «Германия и славянский мир: вопросы международных отношений и историко-культурных связей (к 100-летию Рапальского договора)». – КубГУ, 2022. – С. 103–115.
- Соловьев С.М. История падения Польши. – Сайт «История России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0130.shtml.
- Сковронек Е. Удары с трех сторон. Разделы Польши, как составная часть европейской истории (1772 – 1793 – 1795) // «Родина». – 1994. – № 12. – С. 36 – 40.
- Стегний П. В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II: 1772. 1793. 1795 – М.: Международные отношения, 2002. – 696 с.