Святитель Николай Сербский о грядущей войне. Часть I

0
2
Время на чтение 9 минут

Источник: Катехон

В предыдущей статье  я писал о книге святителя Николая Сербского «Война и Библия». И говорил о том, что сербский святой в этой книге, прежде всего, осмысливал богатейший материал о войнах, который содержится в Священном Писании, преимущественно в Ветхом Завете.  Библейские войны имели разный «калибр». Так, в первой войне, которой стало убийство Каином своего брата Авеля, было всего два человека. Но ведь тогдашнее человечество состояло всего из четырех людей (Адам, Ева и их двое сыновей). А вот в Маккавейской войне (серия войн евреев в Иудее против царства Селевкидов в 166—142 гг. до Р.Х., закончившихся независимостью Иудеи) участвовали сотни тысяч человек. Северное царство Израиль (образовалось в результате распада единого государства Израиль после смерти царя Саломона) вообще рухнуло под ударами ассирийского войска. В плен в 722 г. по Р.Х. были уведены все выжившие в войне жители Северного царства, десять колен Израилевых (1,2 миллиона человек, по оценкам историков). Участниками библейский войн были евреи и многие другие племена и народы. Цели войн были иногда очень благородные, а иногда войны походили на откровенное мародерство.

Одним словом, картина библейских войн очень пестрая. Тем не менее, святитель попытался найти один «общий знаменатель» всех войн и выявить их общие закономерности. Для чего? – Для того, чтобы лучше понимать происходящие в ХХ веке современные войны и предсказывать войны грядущие. 

Напомню, что книга представляет собой изложение разговора, который проходил в 1927 году на борту парохода, который двигался вдоль Атлантического побережья США на север мимо Нью-Йорка в Бостон. Это была группа людей, которые ехали в гости на уикенд в поместье господина Чарльза Крейна (реальная историческая фигура, состоятельный бизнесмен и меценат, дипломат, большой знаток восточной культуры) и который был в этой компании. Среди участников разговора на пароходе был также человек, которого автор назвал «балканцем». Судя по всему, в уста балканца святитель Николай Сербский вложил свои собственные мысли. А поводом для разговора о войнах стало появление большого количества самолетов над небоскребами Нью-Йорка. Хотя самолеты были гражданские, и они выписывали огненными следами какую-то коммерческую рекламу, но почему-то у участников беседы они вызвали негативную реакцию. Почему-то у них эти самолеты ассоциировались с войной. Все единодушно согласились с тем, что перевозка пассажиров, почты и реклама – совершенно побочные, второстепенные функции самолетов. Их главное назначение – убивать.

И хотя в тот момент в мире было немного войн, человечество только-только пришло в себя после Первой мировой войны, участники разговора согласились с тем, что в мире предостаточно признаков того, что уже начинается подготовка к новым большим войнам. Балканец перечисляет главные признаки, такие как наращивание военных бюджетов, увеличение численности военнослужащих, интенсивное строительство военных кораблей и т.д. (всего восемь признаков). Большинство из участников согласились, что вероятность войны в обозримом будущем высокая. Пожалуй, лишь господин Крейн сказал, что он в войну не верит. А балканец выразился так: «Мы принадлежим к тем, кто, ненавидя войну, тем не менее, к ней готовится».  Участвующий в разговоре американский генерал Кларк говорит, что к войне готовятся все. А вот Крейн с ним не соглашается, он обращает внимание на то, что в первую очередь к войне готовится Запад, а не Восток: «Кто это: все? Индия, Китай и Абиссиния не готовятся к войне, а это больше половины человечества. Европейцы готовятся к войне; мы также готовимся к ней. Но это меньшинство; как раз одна треть человечества!»  Балканец соглашается с генералом Кларком, который считает, что настоящего мира после Первой мировой войны не было, а было лишь перемирие и одновременно поддерживает Крейна в его утверждении, что угрозы возможной новой войны исходят именно от «цивилизованных» стран Старого и Нового Света: «Верно, генерал, у нас и не было мира после окончания Мировой войны. Если у кого он и был, то скорее у папуасов и бушменов, чем у белых. В сущности, у нас было перемирие, а не мир. Было же и сейчас есть спешное приготовление к новой войне. Так же, как и при военном перемирии. С того времени, как в 1918 году Германия запросила перемирия, и до сегодняшнего дня у нас по-настоящему только перемирие. С тех пор главные расходы государств, главная забота государственных людей и основной страх нации относятся к новой войне, точно так, как это бывает при военном перемирии».

Возникает парадоксальная ситуация: чем цивилизованнее, на первый взгляд, выглядит страна, тем более она склонна к войне. У всех перед глазами недавно закончившаяся Первая мировая война. Ведь она загорелась не в Китае, не в Индии и не в Африке, а в Европе, в самом ее центре.  В той самой Европе, которая всегда гордилась и кичилась своим христианством. Эта же христианская Европа ускоренно готовится к новой мировой войне.

Об этом парадоксе балканец говорит: «Но те, кто отягчил уже свою совесть ответственностью за прошлую Мировую войну, возьмут на себя бремя ответственности и в будущей войне. Это – народы белой расы, народы, называемые «христианскими». В приготовлениях к новой войне или новым войнам они идут впереди всех остальных народов и племён земного шара».

Так, может быть, религиозный фактор никоим образом не влияет на то, насколько страна склонна или не склонна к милитаризации, агрессии, империализму? Нет, с такой постановкой вопроса не все согласны. Так, американский генерал Кларк, своей шкурой прочувствовавший, что такое война, неожиданно заявляет: «Ни политики, ни государственные люди, ни военные, ни даже биологи до сих пор не дали нам никакого серьёзного объяснения сущности войны, её истинных причин и целей. Об этом говорили пристрастно или просто это замалчивали. Иногда мне кажется, что война связана с каким-то глубоким и сокрытым корнем жизни нашей на земле, и единственно религия могла бы сказать здесь нечто серьёзное».

Эту мысль американского генерала подхватывает балканец, его рассуждения о войнах в увязке с религией посвящена большая часть книги.  О том, что без учета религиозного состояния воюющих сторон нельзя понять текущие и будущие войны, балканец говорит, в частности, следующее: «Кроме Библии, нет ни одной книги на свете, где бы было описано столько войн с объяснением их причин. В этой книге собраны результаты огромного человеческого опыта: о войнах, победах и поражениях, – и всё это показано в некоем определённом освещении. Не существует ни одной философии войны, которая могла бы дать удовлетворительные ответы на вопрос об её причинах и предвидеть победу той или другой воюющей стороны. Только Библия может дать такие ответы и сделать такие предсказания. Потому что, кроме Библии или Откровения, нет ни одной более современной книги о войне, о причинах её и её вероятном исходе». 

А войне (или войнах) будущего он говорит в таких разделах: «Какой будет грядущая война?», «Каковы причины будущей войны?», «Современные войны в свете Библии», «Мировая война в свете Библии», «Каковы, следовательно, причины будущей войны?», «Кто победит в будущей войне?».

Балканец с горечью говорит, что даже по окончании Первой мировой войны на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., очень представительной и помпезной, все разговоры шли о том, как наказать побежденных и как их обложить данью, получившей название «репарации». А о причинах войны участникам некогда было подумать, не было никаких признаков раскаяния и покаяния. Не было даже формальных благодарных молитв в адрес Бога, без Его доброй воли война могла бы продолжаться до полного самоистребления всех в ней участвующих. Балканец говорит: «Причины будущей войны уже получены нами в наследство от прошлой войны… Они начали накапливаться после прошлой мирной конференции, на которую были приглашены воюющие стороны: но ни молитвой, ни воздаянием благодарности не был приглашён Тот Третий, Всевидящий, Решающий Фактор, без Которого не бывает ни побед, ни поражений».

Европа (а отчасти и Америка) уже перестала быть христианской. Христианство – не более чем камуфляж, прикрывающий идолопоклонство Запада. Идолов много. Балканец говорит об этом идолопоклонстве: «Единство Бога богоотступник заменяет множественностью идолов. Никогда ни один идолопоклонник не поклонялся только одному идолу. Идолопоклонство вызывает хаос в человеческой душе, тогда как вера в Единого Бога вливает в душу гармонию простоты, ясности и определённости. Поскольку возможно разобраться в теперешнем духовном хаосе огромного большинства образованных европейцев и американцев и поскольку могут быть перечислены их самые тяжелые духовные недуги, у них сейчас имеются пять главных идолов, которым они служат: 1) материя; 2) личное я (ego); 3) империализм; 4) нация; 5) культура».

Далее балканец рассматривает каждый из названных идолов, каждый из них так или иначе подпитывает империалистические, агрессивные настроения общества. В идолопоклонство Европа окончательно погрузилась в XVIII веке. Особенно явно это погружение просматривалось во Франции с ее философией «Просвещения» и Великой революцией 1789 года. Обращаясь к генералу Кларку, балканец говорит об особой агрессивности некогда христианских народов: «Вы, конечно, заметили, что я говорю только о христианских народах. Не без основания делаю я это, генерал. Ведь это они вели прошлую Мировую войну, и они же готовят новую. В течение последних 150 лет, с тех пор как в Европе возникло богоборчество, европейские народы воевали несравненно больше, чем весь остальной мир. Война была бичом Божьим, чтобы вразумить неразумных. Но неразумные не образумились. Они падают всё глубже и глубже, летят в пропасть… Те, кто избран Богом, чтобы быть «солью и светом», потеряли силу свою и померкли. Хотя они и хвалятся, что они соль земли и свет миру, никто им больше не верит. Ни Индия, ни Китай, ни Африка не смотрят больше на белых людей, как на соль и свет земли, считая их ничтожеством и тьмою».

Балканец говорит, что европейцы вели войны со странами Юга и Востока ради колониальных захватов. Но когда мир уже был территориально поделен, они начали борьбу за его передел. Следовательно, началась взаимная грызня европейцев.

Балканец сравнивает эту грызню с теми войнами, которые непрерывно велись между двумя частями некогда единого Израиля (распавшегося после царя Саломона на северное царство Израиля и южное царство Иудеи): «До сих пор отношения между европейскими народами были похожи на отношения между Иудеей и Израилем». Вероятно, балканец хочет напомнить участникам разговора о том, что в конце концов эти распри привели к гибели сначала северного царства Израиля (в 722 г. до Р.Х.), а затем и Иудеи (I-II вв. по Р.Х.).

Пророк Иеремия говорил о ветхозаветных евреях, которых Бог бичевал войнами, что они этого бичевания не чувствовали, были как мертвые: «Господи, Ты бьёшь их, а они не чувствуют боли; Ты сокрушаешь их, а они не хотят принять наставления; лица свои сделали крепче скалы, и не хотят обратиться» (Иер. 5:3). Христианскую Европу балканец называет Новым Израилем. Но он, также как и Ветхозаветный Израиль, может уйти в небытие. «Разве Бог не бичевал христианские народы, этот новый Израиль, но они не почувствовали боли? Разве не сокрушал их мором и войной, но они ничему не научились? Когда их постигали бедствия, они взывали к Богу, и Он, прощая их, посылал им мир; а потом они грешили опять, и Он, наказывая их, посылал им войну…», - восклицает балканец.

 Некогда христианская Европа была образцом для подражания другим народам. Но этого давно уже нет. Балканец с горечью говорит о том, что западные идолопоклонники развращают другие народы: «Неверие и современное идолопоклонство белых полилось огненной рекой на все четыре стороны мира, проникая не только в малые патриархальные народы, но вливаясь и в Азию, и в Африку, и в Океанию. «Культура обезьян и смрадных газов», как называют нашу культуру известные мыслители Азии, так ненавидимая и высмеиваемая народами иной культуры, теперь начинает ими же усваиваться. Почему эти народы иной, не эгоистической, миролюбивой культуры принимают культуру европейско-американскую, которую они ненавидят и над которой смеются? Да потому, генерал, почему и Давид, не имея своего меча, вырвал меч у Голиафа и убил великана его же мечом. Народы неевропейской культуры стали поспешно вооружаться европейской, для того чтобы защищаться от Европы, и чтобы – это их искреннее желание – при удобном случае отсечь ей голову её же оружием. Сколько раз ни высказывались Индия, Япония, Китай и Египет – через своих великих сынов – о европейской культуре, каждый раз это было её осуждением. Итак, они спешат усвоить воинственную культуру Европы, для того чтобы бороться с нею и отомстить ей. Это единственный ответ. Но, конечно, они ошибаются, думая, что европейская культура является большей гарантией победы, чем их собственная. Они забывают – если они вообще это знали, – что побеждает не та или иная культура, а истина и праведность. Культура же в случае войны равняется нулю. Эти народы не принимают в расчет Третьего, Невидимого… [т.е. Бога]».

Одним словом, мир катится к тому, что войны будут вести одни лишь безбожники, пытаясь обыграть своих противников исключительно материальными средствами. Соревнуясь друг с другом в том, у кого больше пушек, самолетов, кораблей и бомб. А также, вероятно, и в стремлении к наживе и власти.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Вашингтон оказывается в подчинении Тель-Авива
О причастности Израиля и «Моссада» к убийству Джона Кеннеди
09.07.2025
Кого на самом деле боялся Джеймс Форрестол?
Убийство, которое помогло сионистам окончательно подчинить Америку
07.07.2025
ООН пребывает в глубоком параличе
Сегодня политики шепотом говорят, что новая международная структура, способная заменить парализованную Всемирную организацию, может родиться только в результате очень большой войны
04.07.2025
«Германская евгеника – детище англосаксов»
Без помощи англичан и американцев нацисты Германии не смогли бы столь быстро создать столь мощную практическую евгенику
02.07.2025
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
Церемониал не исключает оккультного отношения
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.07.2025 04:09
Кто же Прилепин?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.07.2025 17:29
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Туляк
09.07.2025 16:37
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Бузина Олесь
09.07.2025 16:07
Газеты вымирают как мамонты
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:26
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:22
Квазирелигия против религии Бога
Новый комментарий от учитель
09.07.2025 15:20