Кавказские неувязочки украинского Кобзаря

Поэма Т.Г. Шевченко «Кавказ»: историко-культурный контекст

0
140
Время на чтение 10 минут

Источник: Наука Вера Культура

Памятник Шевченко в Балаклее. https://ru.pinterest.com/pin/575475658618058646/

Культ Тараса Шевченко – всемирно известного украинского Кобзаря – в образе этакого великого страдальца за обездоленный народ и одновременно гениального поэта, начал формироваться российскими революционными демократами и российской «прогрессивной интеллигенцией» в целом еще с середины XIX века. Окончательную «забронзовелость» скорбно-задумчивый лик Тараса Григорьевича приобрёл уже в советскую эпоху, литераторы которой яростно соревновались друг с другом в трактовке Шевченко как эталонного борца без страха и упрёка за народное счастье и как поэта-выразителя самых сокровенных народных чаяний и прогрессивных идей.

«До него никто так не вглядывался в душу народа, никто не говорил о нём с такой болью… С именем Шевченко в литературу впервые вошёл народ» (Надъярных 1981: 7)[1], – так пафосно и духоподъёмно отзывался о Тарасе Григорьевиче один из советских литературоведов в предисловии к очередному сборнику стихов Кобзаря, которые регулярно издавались в СССР миллионными тиражами не только на украинском и русском, но и на языках многочисленных братских народов Советского Союза. Согласно плану, разработанному по высочайшему указанию большого почитателя творчества Кобзаря товарища Сталина, с 1939 г. всё в центре Киева «было залито именем Тараса Григорьевича. Монумент Шевченко в Шевченковском сквере на бульваре Шевченко напротив университета имени Шевченко…»[2] (Бузина 2000: 4).

Реальность, однако, была куда прозаичнее. Блестящий киевский интеллектуал и публицист Олесь Бузина, зверски убитый бандеровцами в апреле 2015 г. в центре своего родного Киева, в своей разоблачительной книге «Вурдалак Тарас Шевченко» не оставил камня на камне от хрестоматийного лика Кобзаря, убедительно показав, что на самом деле Тарас Григорьевич был отнюдь не страдальцем, а скорее баловнем судьбы – его не только выкупили из крепостной неволи, но и предоставили возможность учиться в престижной петербургской Академии искусств, а за свои политические шалости в форме участия в Кирилло-Мефодиевском обществе Шевченко был сослан не на Кавказ, где шла кровопролитная война с горцами, а в далёкое туркестанское захолустье, где сердобольные господа офицеры, сочувствуя одарённому страдальцу, не только не донимали его муштрой, но и осмеливались закрывать глаза на высочайший запрет писать и рисовать, периодически приглашая на обильные трапезы со столь любимой Шевченко водкой… Между тем, пребывание Тараса Григорьевича «в солдатах» изображается штатными литературоведами и школьными учителями как череда ужасающих чудовищных мучений и издевательств «царских сатрапов» над свободолюбивым гением… Очевидно, тут дала о себе знать метко подмеченная Бузиной «феноменальная способность Шевченко выдавливать слезу как из современников, так и потомков».

В остальном же Тарас Григорьевич, как убедительно показал Олесь Бузина, был человеком весьма посредственных способностей и более чем скромных познаний; при этом он совершенно не стремился к самообразованию, предпочитая «всяким наукам» земные утехи плотского характера, и частенько оказывался чудовищно неблагодарным к своим благодетелям. Обращал внимание Бузина и на весьма странноватую психику Тараса Григорьевича, буквально «помешанного на сценах жестокости» – так, в поэме «Гайдамаки» он, по сути, воспевает и поэтизирует жуткую уманскую резню 1768 года (Бузина 2000: 5)[3]

***

Поэма Тараса Шевченко «Кавказ» – предельно четкий манифест политических взглядов поэта и, пожалуй, одна из самых пафосных, эмоциональных и одновременно саркастических поэм в творческом наследии Кобзаря. Литературоведы даже склонны считать эту поэму «кодексом чести украинской литературы». По их мнению, именно «Кавказ» ознаменовал новую ступень развития революционно-демократических взглядов поэта, имевших ярко выраженную антиколониальную и антисамодержавную направленность.

Заслуживает внимания показательная история и обстоятельства создания произведения – поэма была написана 18 ноября 1845 г. в Переяславле и посвящена Якову де Бальмену. Граф де Бальмен – офицер царской армии, француз по происхождению, близкий друг Шевченко и художник, иллюстрировавший рукописный «Кобзарь» 1844 г. Гибель де Бальмена на кавказском фронте потрясла поэта и заставила его взяться за перо. Результатом этого эмоционального потрясения и стала знаменитая поэма «Кавказ», которая считается эталонной в выражении антиколониальных, антисамодержавных и демократических взглядов Шевченко.

Важная деталь в содержании поэмы, на которую хотелось бы обратить внимание, заключается в совершенно разном восприятии Кавказа Шевченко и его российскими собратьями по перу. Русские поэты, в отличие от Шевченко, часто бывали на Кавказе и прекрасно его знали, относясь к Кавказу, его населению и природе с безусловной симпатией, интересом и даже с восторгом. Однако в кавказской войне русские поэты – и Пушкин, и Лермонтов, – изображая ужасы этой войны, были, тем не менее, всецело на стороне России. Лермонтов в поэме «Измаил-бей», написанной в 1832 г., призывал черкесов «смириться». Пушкин известен своим знаменитым предостережением: «Смирись, Кавказ, идет Ермолов!». Шевченко, очень поверхностно зная Кавказ, не приветствует, а решительно осуждает «захватнические аппетиты» русского царя и смотрит на Кавказ сочувствующими глазами друга и доброжелателя.

При этом поэма страдает явными перекосами, надрывно-патетическим морализаторством и запредельной ходульностью художественных образов – Россия здесь эмоционально изображена Шевченко как некое мрачно-инфернальное абсолютное зло, а абстрактные горцы – как благородные и бескорыстные борцы за свободу. Крайне поверхностно зная Кавказ и не имея никакого представления о специфике сложных отношений между Россией и различными кавказскими народами, Тарас Григорьевич, ничуть не смущаясь, уверенно берёт на себя роль прокурора, моментально определяя «невинную жертву» и «коварного преступника». Дилетантизм, а часто просто дремучая безграмотность вообще характерны и для прочих «шедевров» Тараса Григорьевича на исторические темы.    

Интересен тот исторический контекст, в котором создавалась и на который впоследствии влияла поэма. «Кавказ» был написан Шевченко в ноябре 1845 г., а уже в следующем месяце, в декабре 1845 г. возникает тайное Кирилло-Мефодиевское Общество в Киеве, членом которого стал Шевченко. Историки считают это общество своеобразным мотором, который трансформировал культурно-этнографическое содержание раннего украинофильства в украинскую политическую программу с достаточно четкими целями. Так, члены Общества намеревались ликвидировать крепостное право и самодержавие, добиться национального освобождения Украины и образовать некую абстрактную «вольную общеславянскую федерацию народов», включая, что характерно, не только Россию и Украину, но и Польшу, Чехию, Сербию и Болгарию.

Однако зарождавшаяся в то время протоукраинская национальная идеология носила тогда зачаточный характер и была популярна в крайне узком кругу национально ориентированной украинофильской интеллигенции. Подавляющее большинство жителей территории, носящей сейчас название «Украина», в то время считали себя малороссами и были вполне лояльными подданными Российской империи, ничуть не ощущая своей угнетенности и принимая самое активное участие в имперских проектах. Истинными и убеждёнными строителями Российской империи были скорее малороссы, чем великороссы, что подчёркивали в своих трудах галицко-русские деятели. Нелегкая задача немногочисленных в то время носителей «украинской идеи» состояла тогда в убеждении земляков-малороссов в том, что они – противоположные великороссам «украинцы», и в трансляции образа Российской империи как душителя «украинской свободы».

Шевченко со своим поэтическим даром очень удачно выполнял эту пропагандистскую миссию. Образ страдающего и борющегося с Россией Кавказа, которому он горячо сочувствует в своей поэме и желает победы («Вы боритесь – поборите – Бог вам помогает…») перекликается с образом тотально горемычной Украины, которая всегда изображается  Шевченко в самых мрачных красках исключительно в виде несчастной обманутой жертвы российской имперской политики. Пафос и направленность поэмы «Кавказ» стали важным эмоциональным источником зарождавшейся украинской национальной идеи, которая нуждалась в художественном продвижении и пиаре. Кроме того, поэма «Кавказ» стала логическим продолжением традиционных для Кобзаря «злобных выпадов против москалей. И невозможно истолковать это как ненависть к одной только правящей царской России», — замечал Н. Ульянов. – Все москали, весь русский народ ему ненавистны…» (Ульянов 2017: 188)[4].

Эмоциональность Тараса Григорьевича в выражении данных идей и его постоянный обличительно-морализаторский тон в отношении собственных «неправильных» земляков объяснялись именно тем, что очень многие малороссы, прежде всего дворяне, успешно делали карьеры в имперских структурах и вовсе не чувствовали себя несчастными обманутыми жертвами.

Впрочем, реальность всегда сложнее отвлеченных идеальных схем. Высказывая горячее сочувствие горцам в их войне против России, Тарас Шевченко в то же самое время умудрялся поддерживать тесные дружеские отношения с наказным кубанским казачьим атаманом Яковом Кухаренко – убеждённым имперцем и человеком, воевавшим против закубанских черкесов на стороне имперской России и совершенно не разделявшим те ущербно-протолиберальные взгляды, которые транслировались Шевченко в его поэме «Кавказ». Любопытно, что в своей личной переписке с кубанским атаманом Кухаренко на малороссийском наречии Шевченко весьма сочувственно интересуется его военными успехами и совсем не спешит обозначить свою антиимперскую позицию. Впрочем, диковинную противоречивость натуры Тараса Григорьевича, доходившую до шизофрении, постоянно замечали многие его современники – так, воинственная антипанская риторика Шевченко ничуть не мешала ему с удовольствием проводить время среди украинских и российских дворян и пользоваться их покровительством и поддержкой…

Показательно, что в условиях нынешней неонацистской бандеровской Украины, где на официальном уровне бойко реализуется программа десоветизации и где почти полностью уничтожены все памятники эпохи СССР, нетронутыми остались, пожалуй, только монументы Тарасу Григорьевичу, столь обильно построенные здесь в советскую эпоху. Это неудивительно – творческое наследие Кобзаря находится в глубинной и трогательной гармонии со многими человеконенавистническими идеологемами украинского национализма, стремительно эволюционировавшего в последние десятилетия в укро-нацизм (Шевченко, Попов 2024: 31)[5].

***

Если же доводить провозглашённую укро-нацистами программу десоветизации и дерусификации до логического конца, то на территории бывшей УССР не останется ни заводов, ни фабрик, ни сколько-нибудь заметных памятников архитектуры, ни энергетической и транспортной инфраструктуры, включая киевское метро. Сам же Киев, по сути, рискует вернуться в то состояние, в коем он пребывал после нашествия хана Батыя в 1240 году – то есть в состояние мёртвого пепелища. Однако всех этих совершенно очевидных истин не дано понять ни киевской бандеровской верхушке, ни многочисленным слоям тотально зомбированного украинского быдла, в которое, увы, превратилась значительная часть населения бывшей УССР.

В широких и безлюдных украинских степях Северного Причерноморья останутся лишь тысячи безмолвных памятников украинскому КОБЗАРЮ Тарасу Григорьевичу Шевченко с его сумрачным и величественно-глубокомысленным ликом…

Литература

Бузина О. Вурдалак Тарас Шевченко. Киев: Прометей, 2000.

Надъярных Н. Поэзия жажды жизни // Тарас Шевченко. Стихотворения. Москва: Детская литература, 1981.

Тарас Шевченко. Стихотворения. Москва: Детская литература, 1981.

Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма. М.: Центрполиграф, 2017.

Шевченко К., Попов Э. Создание Украины и структурообразующая роль украинского национализма/нацизма // Международная жизнь. Август 2024.


[1] Надъярных Н. Поэзия жажды жизни // Тарас Шевченко. Стихотворения. Москва: Детская литература, 1981. С. 7.

[2] Бузина О. Вурдалак Тарас Шевченко. Киев: Прометей, 2000. С. 4.

[3] Там же. С. 5

[4] Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма. М.: Центрполиграф, 2017. С. 188.

[5] Шевченко К., Попов Э. Создание Украины и структурообразующая роль украинского национализма/нацизма // Международная жизнь. Август 2024. С. 31-32.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Владимирович Шевченко
Все статьи Кирилл Владимирович Шевченко
Последние комментарии
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
12.02.2025 20:54
Чёрный менеджмент, или чью маску носит дьявол
Новый комментарий от Рабочий
12.02.2025 20:43
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.02.2025 19:19
Поставьте памятник Сталину на Поклонной горе...
Новый комментарий от Александр Т
12.02.2025 18:19
«В стране до 40 процентов матерей-одиночек»
Новый комментарий от Агафон
12.02.2025 18:18
Золотой рубль – шаг к созданию валюты стран БРИКС
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.02.2025 17:50
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.02.2025 17:04