О нерадивой мамаше и свободе слова

Сформировать картину мира, из которой вытекают нормы поведения

0
150
Время на чтение 7 минут

Источник: газета Завтра

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков предложил лишать подростков, злостно болтающих против СВО и Российской Армии, права в дальнейшем поступать на бюджет в высшие и средние учебные заведения.

По-моему, это было бы полезной мерой. Можно было бы придумать какое-то иное наказание, но и это неплохо. Цель предложения губернатора ясна: детям и подросткам надо дать понять, что слово – это поступок, а не просто ничего не значащее сотрясание воздуха. Хорошо тут ещё и то, что наказание не сиюминутное, вроде словесной выволочки у директора, которую можно перетерпеть и забыть, а отнесённое в будущее. Внедрение в голову отроку мысли, что твоё сегодняшнее безответственное поведение может ухудшить твоё будущее – полезное дело. Если бы в школе преподавали не расплывчато-отстранённые «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)», а старый добрый Закон Божий, то батюшка-законоучитель сообщил бы школярам слова премудрого царя Соломона: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою», записанные в книге «Притчей» (глава 21, стих 23). Ну и конечно слова ап. Павла «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим» (Послание к Ефесянам 4:29). Но этого, понятно, нет, а дети воспитываются в духе всесторонней распущенности, безнаказанности и безответственности. Именно в этом духе воспитывались и их родители, так что возлагать на них особые надежды в смысле воспитания собранности, подтянутости, дисциплины и ответственности – не следует. Разве что деды-бабки смутно помнят иные времена и иные подходы, но сейчас не принято жить вместе со старшим поколением, так что деды, скорее всего, мало влияют на внуков. Так что предложение губернатора – разумное. Кажется, возрождаются оценки за поведение – это полезно. (Кстати в дореволюционной гимназии были ещё оценки за прилежание и внимание – тоже не вредно).

Вместе с тем ограничиться только предложением губернатора Гладкова – недостаточно.

Если государство будет только наказывать за неправильное поведение, оно станет похоже на нерадивую мамашу, которая воспитывает «по отклонениям». То есть раздаёт нахлобучки, когда что-то пошло не так и воспитуемый проштрафился. Таких мамаш каждый может во множестве наблюдать в быту. Нерадивая мамаша не беседует с детьми о том, как устроен мир, не разъясняет им их права и обязанности, вытекающие из этого устройства, не читает им полезные книги (многие семьи вообще не имеют книг). Я понимаю, многим мамашам такая работа не по плечу: они сами выросли и сформировались в эпоху культурной контрреволюции и в головах у них пузырится коктейль из горячих новостей Рунета, историй из жизни звёзд, телевизионной рекламы и обрывков бабушкиной мудрости. Меж тем в сознании детей необходимо сформировать картину мира, из которой вытекают нормы поведения. И сделать это может только государство.

Как это сделать - уже давно понятно.

Задача состоит из трёх частей:

1) Сформулировать государственную идеологию.

2) Разработать и реализовать систему её трансляции.

3) Организовать борьбу с вредным контентом противоположной направленности.

Если эта работа будет вестись постоянно, возможно, и не потребуются спешные и аварийные меры вроде предлагаемых губернатором.

Рассмотрим более подробно перечисленные три задачи.

Сформулировать государственную идеологию. Следует понимать, что идеология – это светская религия, т.е. система верований, на которой базируется поведение. Там должно быть сказано, кто мы, кто наши друзья, кто враги, рассказать о величии нашего государства, о замечательных победах наших предков, которые выстроили могучую империю. Рассказать, что наша империя отличается ото всех других тем, что в ней дружно уживаются разные народы. Рассказать о том, что наша страна построена в самом холодном и трудном для жизни климате с очень коротким сельскохозяйственным сезоном и гораздо меньшей биологической продуктивностью ландшафта, чем у наших геополитических конкурентов. И тем не менее мы победили! Рассказать о происках врагов, которые пытаются поссорить наши народы. О врагах, которые нападали на нас и получили достойный отпор. Ничего не попишешь: надо объявить «перестройку» и её героев – врагами и предателями, чего далеко не сделано на государственном уровне. Очевидно, что самое существование Ельцин-центра – явление безобразное и антигосударственное.

Следует написать базовый текст государственной идеологии, который представляет собой аналог Главной книги, имеющейся у всех развитых религий. Повторюсь: это не научный, исторический или социологический текст – это должен быть текст квазирелигиозный - текст, направленный на формирование верования.

Отмечу кстати, что современные люди сильно недооценивают роль верований разного рода, религиозных и иных: они играют колоссальную роль. Большая часть того, что любой человек знает и думает об окружающем мире – это предмет верования, а не рационального знания. Если вы, читатель, не физик, то вы веруете в то, что тело, на которое не действует сила, движется прямолинейно и равномерно (ежели кто забыл – это первый закон Ньютона). Ваш личный опыт говорит обратное: такое тело лежит себе и никуда не двигается. Но вы уважаете науку и веруете в первый закон Ньютона, который был сообщён вам в восьмом классе. Вы веруете, что надо мыть руки перед едой, хотя никаких микробов сроду не видели и даже знаете людей, которые не моют – и ничего, живы-здоровы. Мы все привыкли полагать себя рациональными людьми, но на самом деле научные и вообще рациональные знания занимают очень малое место в нашем сознании. Сказанное противоречит общепринятым верованиям современных людей, но дело обстоит именно так.

Словом, нам надо создать текст Главной книги российской идеологии. Эта идеология должна лежать в основе всех текстов массовой коммуникации (включая фильмы, песни романы, статьи и т.д.) и уж безусловно тех, которые финансируются государством.

Далее следует разработать и реализовать систему трансляции идеологии.

Религия мертва, если нет системы её трансляции в массы, привлечения новых верующих (то, что применительно к религиозной работе называется прозелитизмом, а к политической – пропагандой).

Среди историков религии существует мнение, что христианство так бы и осталось одной из множества сект иудаизма, возникавших и исчезавших без следа в те времена на Ближнем Востоке, если бы не ап. Павел – талантливый организатор и пропагандист. Может быть, это и не так: рассуждать о том, что было бы, если бы… - вообще сложно, но необходимость организации трансляции религии/идеологии – не подлежит сомнению. Тут нужны одарённые, незаурядные люди; их надо находить, привлекать, воспитывать. К несчастью, в Советском Союзе «на идеологию» бросали часто тех, кто ни для чего практического, вещественного не годился – во всяком случае, так было в те времена, которые я помню лично. В результате эта работа велась крайне топорно и в конечном счёте провально.

Организовать борьбу с вредным контентом противоположной направленности.

В религиозно-церковном обиходе это называется борьбой с ересями. Эта работа должна вестись по двум направлениям: чисто идеологической борьбы и подавления враждебного контента инструментальными методами. Что касается инструментальных методов, то они очевидны: нам нужен сколь возможно полный контроль над интернетом, который уже есть в арабских странах, в Китае.

Как это действует в Китае, я недавно увидела: ресурсы, которые государство считает полезными, открыты, вредные – закрыты. Кажется, читать в интернете можно беспрепятственно, а для письма надо регистрироваться.

У нас, я полагаю, надо сделать так, чтобы о каждом «аффторе» немедленно и принудительно для читающего сообщались общие сведения вроде тех, что искони печатаются в журналах об авторах: где родился, учился, живёт, чем занимается, что сочинил.

В Китае, как я заметила в процессе поездки туда в прошлом декабре, люди очень оглядчивы в разговорах: вывести их на политические темы – непросто. Обычно ограничиваются общими словами и говорят о своей поддержке курса компартии и об уважении тов. Си. Вполне, кстати, допускаю, что говорят искренне: массового интереса к политике я там не заметила, простые люди сосредоточены на своих делах. Наш гид сказал, что поскольку у каждого с собой смартфон, можно легко зафиксировать нелояльные высказывания и наказать за них. Но никого из его знакомых, как он отметил, не наказали. То ли не высказывались, то ли власти следят не внимательно.

А как же свобода слова, о которой так принято заботиться? На самом деле, полной и безусловной свободы слова нет и никогда не было нигде, да и не должно быть. Слово должно быть уместным, полезным и достигать поставленной цели. Желательно, чтобы цель была конструктивной, а не разрушительной. Так происходит и в быту, и в менеджменте, и в политике, и везде. Мы же не станем говорить, придя в гости к бабушке: «Ты, бабуля, сильно постарела за последнее время, видно, скоро помрёшь». Вполне возможно, что это чистая правда, притом свободно выраженная, но совершенно не нужная и неуместная. Борьба за свободу слова, которая началась в эпоху подготовки Французской революции, всегда и везде направлена на подтачивание и дальнейшее свержение существующего порядка: так было всегда и везде.

Поэтому борьба с вредным контентом – вещь совершенно необходимая. Интернет должен быть поставлен под контроль. И первый шаг должен состоять в ликвидации анонимности.

Если эти три пункта будут исполнены, нерадивая мамаша, раздающая нахлобучки, превратится в разумного и результативного воспитателя народа.

Илл. кадр из фильма "Республика ШКИД" (1966)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Воеводина
Время юристов и время трактористов
Ещё раз — о реформе высшего образования
13.02.2025
Мой собеседник Иван Ильин
Размышления при просмотре фильма ТВЦ «Иван Ильин: о сопротивлению злу силою» 19 января 2025 г.
24.01.2025
Работать? Ни-ни! Часть II
Духовная составляющая безделья - это господствующая философия радикального индивидуализма
22.01.2025
Работать? Ни-ни!
Общество массового благосостояния породило массовую прослойку неработающей молодёжи
17.01.2025
«И всё сбылось и не сбылось…»
Новогодняя попытка прогноза
04.01.2025
Все статьи Татьяна Воеводина
Последние комментарии
Собаки нерезаные, или Кто платит за качество
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.02.2025 11:19
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
17.02.2025 10:12
Сколько это может продолжаться?!
Новый комментарий от Калужанин
17.02.2025 09:46
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша»
Новый комментарий от Александр Волков
17.02.2025 08:11
Реорганизация НАТО, вложения Европы и США
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.02.2025 08:08
«Европейский союз ждут серьёзные изменения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.02.2025 08:01